Дело № 2 – 301/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 17 августа 2015 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Катаева О.Б.,
при секретаре Шатровой А.В.,
с участием прокурора Калашниковой Е.С.,
представителя истца Зотиковой Е.С.,
ответчика Костарева А.В., его представителя Шестакова С.Л.,
представителя третьего лица ПАО «НПО Искра» Телегиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации города Перми к Мелькову Г. К., Костареву А. В. о признании не приобретшими право пользования жилым помещением, выселении,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации города Перми обратилось в суд с иском к Мелькову Г.К., Костареву А.В. о признании их не приобретшими право пользования жилым помещением №... по <АДРЕС> и выселении из комнаты без предоставления другого жилого помещения.
Требование мотивировал тем, что комната №... по <АДРЕС> включена в реестр муниципальной собственности на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 20.11.2007 № 1311-р. В настоящее время в данной комнате проживают Мельков Г.К. и Костарев А.В. без регистрации, которым койко-места в указанной комнате были предоставлены ОАО НПО «Искра» по договору №... от (дата) найма жилого помещения, сроком до (дата) года. Поскольку на момент заключения договоров с ответчиками ОАО НПО «Искра» уже не являлось собственником помещения №... по <АДРЕС> и не имело право предоставлять жилое помещение, следовательно решение о предоставлении комнаты ответчикам является ничтожным. Поскольку Мельков Г.К., Костарев А.В. были заселены в комнату №... по <АДРЕС> после передачи здания общежития в муниципальную собственность, соответственно положения ст. 7 ФЗ-189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» применению не подлежат. Оснований для проживания ответчиков в комнате №... не имеется. Решения о предоставлении им спорного жилого помещения отсутствуют. Поскольку ответчики проживают без установленных законом оснований для вселения, договора найма жилого помещения и регистрации, они подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
В дальнейшем истец уточнил требования, просил признать Мелькова Г.К., Костарева А.В. не приобретшими право пользования жилым помещением №... по <АДРЕС>) и выселить их из жилого помещения №... по <АДРЕС>) без предоставления другого жилого помещения (л. д. 76-77).
В судебном заседании представитель истца на иске настаивала. Ранее суду были представлены письменные пояснения по делу, из которых следует, что ОАО «Искра» не имело права распоряжается муниципальным имуществом в силу действующего законодательства, так как передаточный акт был подписан 16.01.2008 (момент возникновения права собственности), а на основании Приказа Департамента имущественных отношений администрации города Перми от 26.09.2008 N2 1232 здание общежития было закреплено на праве оперативного управления за МК «Жилищная служба» Орджоникидзевского района г. Перми (л.д.79-81).
Ответчик Костарев А.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что проживает в комнате с (дата) года. С ним был заключен с НПО «Искра». В (дата) году он проходил срочную военную службу. В настоящее время работает в ПОА «Искра», инженером конструктором.
Представитель ответчика Костарева А.В. исковые требования не признал, поддержал позицию доверителя.
Ответчик Мельков Г.К. в суд не явился, извещен.
Представитель ПАО НПО «Искра» в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в (дата) году как студенту Костареву А.В. было предоставлено койко-место. Договоры найма продлялись в (дата) г. Костарев А.В. приступил к работе с (дата), в последствии ушел в служить в армию, вернулся (дата) году. В настоящее время продолжает работать. Вселен был без нарушения законодательства, поскольку когда НПО «Искра» вселяло жилое помещение, общежитие находилось в хозяйственном ведении предприятия. Фактически передача документов была осуществлена в (дата) года. Расходы по содержанию общежития предприятие несло почти весь (дата) год. В 2008 году ТУ Росимущства утвердило акт о передаче общежития в муниципальную собственность, что нарушает права НПО «Искры», как балансодержателя. Акт был не подписан. Право собственности регистрационным органом не зарегистрировано. Просит в иске администрации г.Перми отказать.
Представитель третьего лица МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в отзыве указывал, что поддерживает позицию администрации г. Перми (л.д.57).
Прокурором дано заключение о необоснованности исковых требований Муниципального образования город Пермь в лице администрации города Перми.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
В соответствие с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Данное право гарантировано Конституцией РФ. Конституция РФ также гарантировала каждому право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства.
Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Пунктом 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции от 23.12.1992 года) установлено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма.
Порядок перехода и момент возникновения права муниципальной собственности на передаваемые из федеральной собственности объекты недвижимости урегулирован абз. 33 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон).
Согласно части 11 статьи 154 Закона передача имущества, закрепленного за государственными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий; в этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения (абзац тридцатый); право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой соответствующими решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества (абзац тридцать первый);
На основании п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В Приложении 3 приведены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, в числе которых указан жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально- культурного и бытового назначения.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также, если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 «Перечня документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 (далее по тексту - Перечень), для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность необходимо, в том числе, согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.
Согласно пункта 4 Перечня, предложения субъекта Российской Федерации и муниципального образования о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность и передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления соответственно.
На основании ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании исследованными доказательствами установлено, что 19.04.1996 года домовладение №... по <АДРЕС> зарегистрировано по праву государственной собственности и находится в хозяйственном ведении у НПО «Искра», что подтверждается регистрационным удостоверением № 8-7-18.
Распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, 13.05.1996 №581-р разрешена приватизация государственного предприятия НПО «Искра» путем преобразования в открытое акционерное общество, утвержден устав ОАО «Искра» (л.д. 111).
Суду была представлена копия плана приватизации НПО «Искра» (л.д.197-211).
Согласно постановлению администрации Орджоникидзевского района г. Перми № 677 от 25.07.1996 государственное предприятие «НПО «Искра» преобразовано в ОАО «Научно-производственное объединение «Искра» (л.д.112).
В сводном акте приема передачи жилых домов из федеральной собственности ОАО НПО «Искра» в муниципальную собственность МУЖРЭП «Маяк» от 1999 года, здание по <АДРЕС> отсутствует (л.д. 208-211).
На основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 20.11.2007 года № 1219-р «О безвозмездной передаче общежитий, составляющих казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «город Пермь» и приложения нему, общежитие расположенное по адресу <АДРЕС> безвозмездно передано в собственность муниципального образования «город Пермь» (л.д. 6,82-84).
Акт приема-передачи общежитий, составляющих казну Российской Федерации, безвозмездно передаваемых в собственность муниципального образования «город Пермь» утвержден руководителем ТУ Росимущества по Пермскому краю 16.01.2008 года (л.д.7,85).
Приказом Департамента имущественных отношений администрации города Перми от 26.09.2008 года № 1232 здание общежития, расположенное по адресу <АДРЕС>, закреплено на праве оперативного управления за МУ «Жилищная служба» Орджоникидзевского района г. Перми (л.д.86-88). По акту приема-передачи от 01.01.2009 года здание передано на баланс МУ «Жилищная служба» Орджоникидзевского района г. Перми (л.д.89-91).
Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации города Перми от 19.10.2009 года № 121 здание общежития, расположенное по адресу <АДРЕС>, закреплено на праве оперативного управления за МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» (л.д.101).
Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации города Перми от 18.04.2012 года № СЭД-19-10-488 прекращено право оперативного управления ИКУ «Жилищная служба города Перми» на здание общежития, расположенное по адресу <АДРЕС>, (л.д.92-99).
16.01.2013 года ОАО НПО «Искра» направило в МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми картотеку регистрации жильцов, технические паспорта, договоры, списки жильцов общежития по <АДРЕС> (л.д.105).
(дата) между ПГТУ, ОАО НПО «Искра» и Костаревым А.В. заключен контракт № 63-РКТ-09 на целевую подготовку специалиста с высшим профессиональным образованием, по условиям которого Костарева А.В. после освоения основной образовательной программы направить в (дата) году на работу в НПО «Искра».
Суду представлены договоры найма жилого помещения за (дата) годы, согласно которым ОАО НПО «Искра» ответчикам предоставлялось койко-место в комнате №... в общежитии по <АДРЕС>. Договоры найма за (дата) год заключались сроком до (дата) (л.д.13-35).
Из представленной суду формы «Б» следует, что Мельков Г.К. и Костарев А.В. являлись нанимателем в общежитии по <АДРЕС> (л.д.8,9).
По состоянию на (дата) по адресу: <АДРЕС> зарегистрированных лиц нет, что подтверждается справкой МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми», финансовый лицевой счет ни на кого не открыт (л.д.10,11). Согласно сведения Отдела адресно-справочной работы УФМС России по Пермскому краю и копиям паспортов, что Мельков Г.К. с (дата) зарегистрирован по <АДРЕС>, Костарев А.В. зарегистрирован <АДРЕС> <АДРЕС> (л.д.36,37, 53 оборот).
(дата) ОАО НПО «Искра» на имя директора МКУ «Управлением муниципального жилищного фонда г. Перми г. Перми» направлено письмо с просьбой заключить договор социального найма жилого помещения с Костаревым А.В., (дата) года рождения, который по целевой подготовке кадров для НПО «Искра» согласно Гос.плана проходит очное обучение в ПНИПУ, который с (дата) проживает в общежитии по <АДРЕС>. Трудоустройство в НПО «Искра» планируется с момента прохождения преддипломной практики и защиты дипломного проекта. Аналогично письмо имеется и в отношении Мелькова Г.К. (л.д.151,161). Согласно информации ПАО НПО «Искра» Мальков Г.К. проживал в общежитии по <АДРЕС> с (дата), после окончания ПНИПУ в (дата) года к работе в НПО «Искра» не приступил и трудовой договор не заключен. В настоящее время место нахождения Мелькова Г.К. не известно, в общежитии не проживает (л.д.154).
На обращение Мелькова Г.К. и Костарева А.В. о заключение договора социального найма на спорную комнату ответом от (дата) МКУ «Управлением муниципального жилищного фонда г. Перми г. Перми» дан отказ, поскольку от лица наймодателя договор найма на комнату №... подписан неуполномоченным лицом, данный договор не порождает за ними права пользования указанным помещением и проживание в комнате является незаконным (л.д.12).
Из акта от (дата) следует, что в комнате №... в многоквартирном доме по <АДРЕС> никто не проживает, имеется отметка о том, проживал Костарев А.В., с июня 2014 года проходит срочную службу в РА (л.д.165).
Публичное акционерное общество «Научно-производственное объединение «Искра» поставлено на налоговый учет, что подтверждается свидетельством (л.д.56).
По информации администрации г. Перми адрес общежития был изменен на: <АДРЕС>.
Анализируя представленные сторонами доказательства, суд считает, что Мельков Г.К., Костарев А.В. вселились в жилое помещение №... по <АДРЕС>) не самовольно, а по решению руководства ОАО НПО «Искра» на основании договоров найма от (дата) и от (дата) года, когда жилое помещение находилось в фактическом ведении ОАО НПО «Искра».
Как установлено, на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от (дата) № 1219-р «О безвозмездной передаче общежитий, составляющих казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «город Пермь» и приложения нему, общежитие расположенное по адресу <АДРЕС> безвозмездно передано в собственность муниципального образования «город Пермь».
Вместе с тем, истцом в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательства подписания передаточного акта (приложение к распоряжению 20.11.2007 года № 1219), общежитий, составляющих казну Российской Федерации, безвозмездно передаваемых в собственность муниципального образования г. Пермь, уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества не представлено.
В материалах дела имеется переписка муниципальных учреждений города Перми с НПО «Искра» передаче картотеки регистрационного учета граждан на жилые помещения, расположенные в домах по <АДРЕС>, технические паспорта, договоры, списки жильцов общежития (л.д.102-104), однако фактическая передача указанной документации произошла лишь (дата) (л.д.105,106). До этого времени НПО «Искра» содержало здание общежития, пользовалось имуществом на праве хозяйственного ведения. В период с 2008 по 2014 года несло убытки, связанные с эксплуатацией дома по <АДРЕС>, что подтверждается бухгалтерскими справками.
Поскольку фактически общежитие находилась в ведении ОАО НПО «Искра», Муниципальное образование г. Пермь не предприняло мер к надлежащему приему общежития в свою собственность, надлежащему юридическому оформлению передачи общежития, не несло бремя содержания общежития, с учетом изложенного, а также презумпции знания администрацией г. Перми закона, суд считает, что НПО «Искра» заключило договор найма жилого помещения с Мельковым Г.К, и Костаревым А.В. правомерно.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что вселение ответчиков в общежитие не было самоуправным, каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны Мелькова Г.К. и Костарева А.В. при вселении в спорное жилое помещение допущено не было, следовательно, требования Муниципального образования город Пермь о признании Мелькова Г.К. и Костарева А.В. не приобретшей право пользования жилым помещением и выселении удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Муниципального образования «Город Пермь» в лице администрации города Перми к Мелькову Г. К., Костареву А. В. о признании не приобретшими право пользования жилым помещением №... по <АДРЕС> (<АДРЕС>), выселении из указанного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
(Мотивированное решение составлено 21 августа 2015 года)
<.....>
<.....> Судья Катаев О.Б.