Дело № 2а-2900/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 сентября 2019 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Эминова О.Н.,
при секретаре судебного заседания Гаряджиевой Г.Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте к Довукаеву Алексею Юрьевичу о взыскании налога на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов и пени, транспортного налога и пени,
установил :
инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Элисте обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Довукаев А.Ю. является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку обладает на праве собственности недвижимым имуществом: жилой дом, адрес: <адрес>, Кадастровый номер <данные изъяты>, Площадь 86, Дата регистрации права 25.08.1998; жилой дом, адрес: <адрес>, Кадастровый номер <данные изъяты>, Площадь 54,60, Дата регистрации права 12.10.2016; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2009, Дата регистрации права 17.06.2015, Дата утраты права 14.12.2016; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2001, Дата регистрации права 10.01.2018, Дата утраты права 08.05.2018; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2004, Дата регистрации права 23.11.2017, Дата утраты права 16.05.2018; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2006, Дата регистрации права 13.11.2018, Дата утраты права 14.12.2018; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2010, Дата регистрации права 10.01.2019; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2000, Дата регистрации права 30.05.2008, Дата утраты права 24.03.2016; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2010, Дата регистрации права 11.05.2018; Автомобили грузовые (кроме включенных по коду 57000), Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2001, Дата регистрации права 14.11.2007 00:00:00, Дата утраты права 19.05.2012. На основании ст.45 Налогового кодекса РФ ответчику направлены уведомления от 27 августа 2016 года № 59617440, от 04 июля 2018 года № 12747791, в которых предлагалось добровольно уплатить налоги. В связи с неуплатой административным ответчиком налогов в установленные сроки, налоговым органом направлены требования об уплате налогов и пени от 01 апреля 2017 года № 6359, в котором предлагалось в срок до 25 мая 2017 года уплатить пени по транспортному налогу, пени по земельному и имущественному налогам в сумме 801,14 руб.; от 11.10.2017 года № 9756, в котором предлагалось уплатить в срок до 05.12.2017 года пени по транспортному налогу, пени по земельному и имущественному налогам в сумме 879,66 руб.; от 14.11.2018 года № 12122, в котором предлагалось уплатить в срок до 17.01.2019 года транспортный налог в сумме 1 175,00 руб., пени по транспортному налогу в сумме 38,05 руб.; от 01.02.2019 года № 8446, в котором предлагалось уплатить в срок до 13.03.2019 года налог на имущество в размере 1 333,00 руб., пени по налогу на имущество в размере 20,17 руб. Определением мирового судьи судебного участка № 2 Элистинского судебного района от 15 мая 2019 года отменен судебный приказ о взыскании с Довукаева А.Ю. недоимки по налогу. На дату подготовки административного искового заявления задолженность по требованию № 6350 от 01.04.2017 года пени по транспортному налогу составили 105,54 руб., пени по налогу на имущество- 342,83 руб., от 11.10.2017 года № 9756 пени по транспортному налогу – 122,24 руб., пени по налогу на имущество- 492,84 руб., от 014.11.2018 года № 12122 транспортный налог за 2016 год – 1 175 руб., пени в размере 38,05 руб., от 01.02.2019 года № 8446 налог на имущество – 1 333,00 руб., пени – 20,17 руб., всего в сумме 3 629,67 руб. На основании изложенного просил суд взыскать с Довукаева А.Ю. налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 1 333 руб. 00 коп. за 2017 г., пени в размере 855 руб. 84 коп., транспортный налог в размере 1 175 руб., пени в размере 265 руб. 83 коп.
В судебном заседании представитель административного истца Тюмдеева А.В. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Довукаев А.Ю. в судебное заседание не явился, о слушании извещен.
В силу ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие по имеющимся материалам дела.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд счёл заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, 30 апреля 2019 г. мировым судьей судебного участка № 2 Элистинского судебного района РК был вынесен судебный приказ о взыскании с Довукаева А.Ю. в пользу ИФНС России по г. Элисте вышеуказанной задолженности по налогам и пеням.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Элистинского судебного района от 15 мая 2019 года отменен судебный приказ Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте о взыскании с Довукаева А.Ю. недоимки по налогам и пени в связи с поступлением возражений относительно исполнения судебного приказа по взысканию с него недоимки по налогам и пени.
С административным исковым заявлением инспекция обратилась в суд 21 августа 2019 г.
Следовательно, срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом не пропущен.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.8 Налогового кодекса РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Исходя из положений ч. 1 ст. 408 НК РФ, регламентирующей порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52); в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69).
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 401 Налогового Кодекса РФ объектом налогообложения признаются здание, строение, сооружение, помещение, расположенное в пределах муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ во взаимосвязи с Законом Республики Мордовии от 12 ноября 2014 года N 91-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Мордовия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 1 января 2015 года налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 1 ст. 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 405 Налогового кодекса налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам.
Согласно ст.357 Налогового кодекса РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признанные объектами налогообложения.
На основании п.1 ст.358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Статья 356 Налогового кодекса РФ предусматривает, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Довукаев А.Ю. является собственником жилого помещения - жилого дома, адрес: <адрес>, Кадастровый номер <данные изъяты>, Площадь 86, Дата регистрации права 25.08.1998; жилого дома, адрес: <адрес>, Кадастровый номер <данные изъяты>, Площадь 54,60, Дата регистрации права 12.10.2016; а также собственником транспортных средств - автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2009, Дата регистрации права 17.06.2015, Дата утраты права 14.12.2016; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2001, Дата регистрации права 10.01.2018, Дата утраты права 08.05.2018; автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2004, Дата регистрации права 23.11.2017, Дата утраты права 16.05.2018; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2006, Дата регистрации права 13.11.2018, Дата утраты права 14.12.2018; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2010, Дата регистрации права 10.01.2019; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2000, Дата регистрации права 30.05.2008, Дата утраты права 24.03.2016; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2010, Дата регистрации права 11.05.2018; Автомобили грузовые (кроме включенных по коду 57000), Государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель: <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, Год выпуска 2001, Дата регистрации права 14.11.2007 00:00:00, Дата утраты права 19.05.2012.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации 27 августа 2016 в адрес Довукаева А.Ю. налоговым органом было направлено налоговое уведомление № 59617440 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 5 229 руб. 00 коп., транспортного налога в размере 1 382 руб. 00 коп., земельного налога в размере 247 руб. в срок до 01 декабря 2016 года; 04 июля 2018 года в адрес Довукаева А.Ю. налоговым органом было направлено налоговое уведомление № 12747791 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 1 333 руб. 00 коп., транспортного налога в размере 82 руб. 00 коп., земельного налога в размере 1 193 руб. в срок до 03 декабря 2018 года.
01 апреля 2017 года Довукаеву А.Ю. направлялось требование № 6359, в котором предлагалось добровольно уплатить транспортный налог в размере 1 382 руб., пени в размере 224,53 руб., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 5 229,00 руб. и 2 653,76 руб., пени в размере 483,76 руб. и 15,88 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 247,00 руб., пени в размере 76,97 руб. не позднее 25 мая 2017 года.
11 октября 2017 года Довукаеву А.Ю. направлялось требование № 9756, в котором предлагалось добровольно уплатить транспортный налог с физических лиц, в размере 1 382 руб. и 621,63 руб., пени в размере 270,59 руб. и 4,65 руб., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 5 229,00 руб., пени в размере 514,42 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 247,00 руб. и 246,73 руб., пени в размере 76,97 руб. и 1,85 руб. не позднее 05 декабря 2017 года.
14 ноября 2018 года Довукаеву А.Ю. направлялось требование № 12122, в котором предлагалось добровольно уплатить транспортный налог с физических лиц в размере 1 175 руб., пени в размере 38,05 руб. не позднее 17 января 2019 года.
01 февраля 2019 года Довукаеву А.Ю. направлялось требование № 8446, в котором предлагалось добровольно уплатить налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 1 333,00 руб., пени в размере 20,17 руб. не позднее 13 марта 2019 года.
Поскольку, выше указанные требования административным ответчиком исполнено не было, ИФНС России по г. Элисте было подано мировому судье судебного участка № 2 Элистинского судебного района РК заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Довукаева А.Ю. имеющейся задолженности по налогам и пени.
Между тем, административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога в указанных уведомлениях и требованиях налогового органа размере и сроке.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В силу ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом требование об уплате налога.
В соответствии с абз. 4 ч. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов, в том числе налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пен принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Однако в нарушение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога.
В связи с неоплатой задолженности в срок, должнику в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени по транспортному налогу в размере 265 руб. 83коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 855 руб. 84 коп.
Статьёй 289 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Между тем, каких-либо доказательств в подтверждение своей позиции об отсутствии обязанности оплатить задолженность по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу, административный ответчик суду не представил.
При таких обстоятельствах, требования ИНФС России по г. Элисте к Довукаева А.Ю. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 1 333 руб. 00 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 855 руб. 84 коп., транспортного налога с физических лиц в размере 1 175 руб. 00 коп., и пени в размере 265 руб. 83 коп. подлежат удовлетворению.
В силу ст.ст. 111, 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте к Довукаеву Алексею Юрьевичу о взыскании налога на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов и пени, транспортного налога и пени удовлетворить.
Взыскать с Довукаева Алексея Юрьевича в пользу ИФНС России по г. Элисте задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 1 333 руб. 00 коп. за 2017 г., пени в размере 855 руб. 84 коп., по транспортному налогу физических лиц в размере 1 175 руб., пени в размере 265 руб. 83 коп.
Взыскать с Довукаева Алексея Юрьевича в бюджет г.Элисты государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: О.Н. Эминов