Дело № 5-977/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
424028
город Йошкар-Ола 05 июня 2020 года
ул. Баумана 91-А
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием лица, в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Соколова А.В.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ИТА,
рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении
Соколова А.В., <иные данные>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов 00 минут Соколов А.В., проживающий по адресу: <адрес>, находился в общественном месте по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 164 – магазин «Пижанка» без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в период осуществления на территории Республики Марий Эл ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Своими действиями Соколов А.В. нарушил требования подпункта «д» пункта 5 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 «О мерах по обеспечению «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции от 08 мая 2020 года), изданного в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 и Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 года № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В судебном заседании Соколов А.В вину в предъявленном правонарушении не признал, из его объяснения видно, что поскольку ему маску не выдали, он является потерпевшим. Права ему не разъяснили. ИТА полномочии не имела на составление протокола, поскольку не было надлежащей доверенности. Соколов А.В. пояснил, что находился в вышеназванном магазине без средств индивидуальной защиты, подтвердил достоверность фото и видеоматериала, с его изображением, где находится без средств индивидуальной защиты.
Должностное лицо, составившего протокол об административном правонарушении, ИТА объем предъявленного правонарушения поддержала, из ее объяснении следует, что ДД.ММ.ГГГГ она дежурила, около 15 часов в дежурную часть поступил вызов, о том, что их в магазине без масок не обсуживают. Приехала в магазин, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 164. Все права Соколову А.В. были разъяснены и зачитаны. Телефон у Соколова А.В. не изымался и, он имел возможность вызвать защитника.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, дополнительные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса, влекущим предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Правительство Российской Федерации установило обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:
а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа;
в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Указом Главы Республики Марий Эл № 39 от 17 марта 2020 года (в редакции от 08 мая 2020 года) «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), введен до 31 мая 2020 года включительно на территории Республики Марий Эл режим повышенной готовности.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 5 Указом Главы Республики Марий Эл № 39 от 17 марта 2020 года (в редакции от 08 мая 2020 года) на граждан возложена обязанность до 31 мая 2020 года включительно и в редакции Указа от 29 мая 2020 года этот срок установлен до 21 июня 2020 года включительно, находиться в общественных местах с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), а так же соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социально дистанцирование), в том числе в общественном транспорте (социальное дистанцирование не применятся в случае оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси).
Вместе с этим, из представленных материалов следует, что Соколов А.В., проживающий по адресу: <адрес>, вопреки вышеизложенным нормам, при которых гражданам разрешено находится в общественных местах с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут находился в общественном месте без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 164.
То есть своими действиями Соколов А.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Вывод о доказанности вины нахождение Соколова А.В. основаны: рапортом ИТА, объяснениями Соколова А.В., фото и видео материалом, протоколом изъятия видеозаписи от ДД.ММ.ГГГГ с камер наблюдения магазина «Пижанка», в совокупности с протоколом об административном правонарушении устанавливают одни и те же факты. Указанные доказательства не имеют существенных противоречий, согласуются между собой, поэтому признаю их достоверными и правдивыми, беру их в основу выносимого постановления.
Из рапорта УУП УМВД России младшего лейтенанта ИТА следует, что в ходе дежурства ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов 00 минут Соколов А.В., проживающий по адресу: <адрес>, находился в общественном месте по адресу: <адрес> без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в период осуществления на территории Республики Марий Эл ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Согласно фото и видеоматериалам видно, что в помещении магазина, т.е. общественном месте, Соколов А.В. находился без средств индивидуальной защиты, достоверность этого материала в судебном заседании подтвердил Соколов А.В.
Нельзя принять довод Соколова А.В. о том, что протокол об административном правонарушении составлен не уполномоченным лицом, поскольку в соответствии с пунктом 18 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять согласно Перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 975-р), должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно статье 13 Закона «О Полиции», для выполнения возложенных на полицию обязанностей предоставляется право по составлению протокола об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1.1.5 Перечня должностных лиц системы МВД РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушении, установленного Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 685, ИТА относится к должностному лицу, имеющего специальное звание сотрудника полиции – младший лейтенант полиции.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть1 статьи26.2 КоАП РФ).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть2 статьи26.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений, влекущих его недопустимость, не усматривается.
При этом, Соколову А.В. все права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ и статьи 51 Конституции Российской Федерации разъяснены, о чем свидетельствует его подписи в протоколе об административном правонарушении.
Нельзя принять довод Соколова А.В. о том, что он по делу является потерпевшим, в связи с тем, что ему не выдали средства индивидуальной защиты, так как в соответствии с подпунктом «В» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 417, средства индивидуальной защиты должны выдаваться бесплатно, связан с неправильным толкованием нормативного акта, поскольку в соответствии с подпунктом «В» пункта 3 Постановления при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, средства индивидуальной защиты предоставляются только в случае предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при эвакуировании с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации.
И подпункт «Б» пункта 6 Постановления, в зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях.
Таким образом, в первом случае, средства индивидуальной защиты предоставляются только в случае предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при эвакуировании с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации.
Во втором случае, предоставляют имеющиеся, т.е. при наличии, средств коллективной и индивидуальной защиты, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Вышеназванным Указом Главы Республик Марий Эл введен режим повышенной готовности.
Доводы Соколова А.В. принять нельзя, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, основаны на неправильном толковании норм права и противоречат вышеизложенному.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Соколова А.В. по делу не усматривается.
При назначении наказания учитывается требования статьи 4.1 КоАП РФ и наказание назначает с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, смягчающие, отягчающие ответственность обстоятельства и других заслуживающих внимание обстоятельств.
В качестве смягчающего обстоятельства признается фактическое признание вины, поскольку Соколов А.В. по существу пояснил, что находился в вышеназванном магазине без средств индивидуальной защиты (маски и респиратора), подтвердил достоверность фото и видеоматериала, наличие несовершеннолетнего ребенка.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств суду не представлено.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При этом считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности правонарушения, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных и определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Учитывая, что нарушение вышеназванных норм устанавливающие обязательные для исполнения гражданами правила поведения при введении режима повышенной готовности, введенные в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для окружающих, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании этих требований, не нахожу оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
На основе всесторонней оценки содеянного и личности правонарушителя, исходя из положений статей 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ, оценив обстоятельства конкретного дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного Соколовым А.В. административного правонарушения, его личности, имущественного и семейного положения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, прихожу к выводу о действительной необходимости применения в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение (часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ) административного наказания в виде штрафа, так как именно такая мера государственного принуждения достигнет целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Соколова А.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Реквизиты для оплаты штрафа:
Управление Федерального Казначейства по Республике Марий Эл в интересах Управления министерства внутренних дел (УМВД по г. Йошкар-Оле) Российской Федерации по г. Йошкар-Ола
Отделение - НБ Республики Марий Эл
р/с 40101810922020016001, БИК 048860001, ИНН 1200001187,
КПП 121501001; КБК 18811601201010601140,
ОКТМО 88701000. УИН 18880412200000020031
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление составлено 08 июня 2020 года.
Судья Р.Я. Сабирьянов