Дело №RS0№-47
Производство № 2-439/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2024 года г. Смоленск
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего Шахурова С.Н.,
при секретаре Коршуновой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Смоленска к Клещеву Владимиру Леонидовичу о прекращении права собственности на оружие,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г. Смоленска обратился в суд с иском к Клещеву В.Л. о прекращении права собственности на оружие, указав в обоснование исковых требований, что прокуратурой Ленинского района г. Смоленска проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту оружия. В ходе проверки установлено, что Клещеву В.Л. 03.05.2005 Ленинским РОВД г. Смоленска выдано разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия № на оружие <данные изъяты>, сроком действия до 06.05.2010. Собственником данного оружия является ответчик, который своевременно не прошел перерегистрацию и нарушил правила хранения, принадлежащего ему оружия ИЖ-58МА калибра 12/70 мм. № С-07509, в связи с чем последний привлечен к административной ответственности по ст.ст. 20.11 ч.1 и 20.8 ч.2 КоАП РФ. Оружие помещено на хранение в УМВД России по Смоленской области через ОП№1 УМВД России по г. Смоленску. О продлении срока действия разрешения Клещев В.Л. не обращался, право на хранение оружия у него отсутствует. Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утере контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству. При указанных обстоятельствах имеются основания для прекращения права собственности на оружие у Клещева В.Л.
Просит суд, уточнив исковые требования, прекратить право собственности Клещева В.Л. на оружие <данные изъяты>; определить способ исполнения решения путем реализации гражданского огнестрельного оружия <данные изъяты>, через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей Клещеву В.Л. стоимости имущества за вычетом затрат на отчуждение оружия.
Представитель истца Прокурора Ленинского района г. Смоленска Новикова О.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по вышеуказанным основаниям.
Ответчик Клещев В.Л. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, уважительных причин неявки не сообщил.
Представители третьего лица ОП№1 УМВД России по Смоленской области, Отдел лицензионно-разрешительной работы по г. Смоленску и Смоленскому району Управления Росгвардии РФ, Управление Росгвардии по Смоленской области в судебное заседание не обеспечили явку своих представителей, извещены своевременно и надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав позицию истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
Согласно положениям ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (п. 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (п. 3).
Как следует из ст. 3 Федерального закона № 150-ФЗ к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.
При этом ст. 129 ГК РФ, ст. 6,13 Федерального закона № 150-ФЗ предусмотрено, что гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых органами внутренних дел.
В ст. 13 Федерального закона № 150-ФЗ закреплено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями ст. 9, 12, 13 Федерального закона № 150-ФЗ продление срока действия разрешения на право хранения и ношения гражданского оружия осуществляется на основании заявления, подаваемого гражданином.
Статьей 28 Федерального закона № 150-ФЗ предусмотрено, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, его территориальные органы и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации. В рамках контроля за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации не проводится проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими лицензируемый вид деятельности, указанный в п. 9 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Проверка соблюдения указанных лицензионных требований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В соответствии с абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 27 Закона «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится в случае нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 27 Закона «Об оружии» оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в органе внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
В соответствии п.п. 12,15,16 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: осуществлять прием от органов внутренних дел (полиции), хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных и найденных огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, основных частей огнестрельного оружия; в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, выдавать (предоставлять) гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием, основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на экспонирование или коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в соответствии с федеральным законом; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законности, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Судом установлено, что Клещеву В.Л. 03.05.2005 Ленинским РОВД г. Смоленска выдано разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия № на оружие <данные изъяты> сроком действия до 03.05.2010, собственником которого он является.
Протоколом изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от 15.05.2010 у Клещева В.Л. изъято оружие <данные изъяты> и помещено на хранение в УМВД России по Смоленской области через ОП№1 УМВД России по г.Смоленску (квитанция №187 от 20.05.2010).
Клещев В.Л. своевременно не прошел перерегистрацию и нарушил правила хранения, принадлежащего ему оружия ИЖ-58МА калибра 12/70 мм. № С-07509, в связи с чем привлечен к административной ответственности по ст.ст. 20.11 ч.1 и 20.8 ч.2 КоАП РФ.
По истечении установленного законом пятилетнего срока действия разрешения на хранение оружия с заявлением в подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, о продлении срока действия разрешения Клещев В.Л., не обращался.
До настоящего времени новое разрешение на право хранения и ношения оружия Клещев В.Л. не получил.
В связи с указанными обстоятельствами истец просит прекратить право собственности Клещева В.Л. на указанное оружие.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, учитывая, что срок действия разрешения на право хранения и ношения оружия у Клещева В.Л. истек. Лицензия (разрешение) на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны у ответчика отсутствует свыше одного года. Учитывая, что без лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны таковое не может находиться в собственности указанного лица, меры по реализации оружия Клещевым В.Л. не предпринимались, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения права собственности у последнего на оружие <данные изъяты>.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность уничтожения оружия в судебном порядке после прекращения на него права собственности.
Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 (далее – Правила № 814), оружие и патроны изымаются органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (п. 83 Правил № 814).
Пунктом 10 Правил № 814 утвержден исчерпывающий перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, в который входят, в том числе Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (п. 6 Правил № 814).
Юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу от органов внутренних дел оружие и патроны, обращенные в установленном порядке в государственную собственность (п. 9 Правил № 814).
Из указанных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия на территории Российской Федерации на всех его стадиях, включая реализацию и уничтожение, являются органы внутренних дел (полиция) и подразделения войск национальной гвардии.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом правом на реализацию гражданского и служебного оружия и патронов к нему не наделено, функция по уничтожению непригодного к эксплуатации оружия и реализации пригодного к эксплуатации оружия на данный орган не возложена.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в указанные сроки, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже, с передачей бывшему собственнику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, связанных с реализацией.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым определить способ исполнения решения путем реализации гражданского огнестрельного оружия ИЖ-58МА калибра 12/70 мм. № С-07509, через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей Клещеву В.Л. стоимости такового за вычетом затрат на отчуждение оружия.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ в доход бюджета с ответчика надлежит взыскать госпошлину, от уплаты которой истец был освобожден при обращении в суд.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░