Решение по делу № 2-36/2023 (2-563/2022;) от 12.12.2022

УИД: 66RS0003-01-2022-005418-77

Дело № 2-36/2023

Мотивированное решение изготовлено 10 января 2023г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижняя Тура 10 января 2023 года

Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Башковой С.А.,

при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.М.,

с участием истца – помощника прокурора г. Нижней Туры Бурундукова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора г. Нижней Туры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Нижней Туры в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г. Екатеринбурга с исковым заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о возложении обязанности, мотивируя тем, что прокуратурой города в соответствии с поручением прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства РФ в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами). По результатам проведенной проверки было установлено, что на территории пос. Ис Нижнетуринского городского округа находится скотомогильник (биотермическая яма), расположенный по координатам широта ... метрах юго-восточнее поселка Ис. Скотомогильник имеет в наличии деревянный забор, с двух сторон забор разрушен, имеется табличка «Скотомогильник», конструкция ямы без крыши, сверху на нее обрушен деревянный навес, территория заросла кустарником. Кроме того, имеется возможность доступа неопределенного круга лиц и животных. Информация о собственнике скотомогильника отсутствует. В связи с чем, создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды, возникновению чрезвычайных экологических ситуаций.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, прокурор просит возложить обязанность на ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в собственность Свердловской области скотомогильник, расположенный по адресу: <адрес>

Протокольным определением судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 04.10.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.

Определением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 01.11.2022 года гражданское дело передано в Нижнетуринский городской суд Свердловской области для рассмотрения по подсудности.

В судебном заседании помощник прокурора г. Нижней Туры Бурундуков А.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому основной причиной нахождения скотомогильников в неудовлетворительном состоянии является их бесхозяйность, однако отсутствие собственника имущества не является безусловным основанием для приобретения права собственности Свердловской области на него. Законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области не предусмотрено такого основания как принятие в собственность имущества, поскольку принять имущество можно только у правообладателя при наличии правового основания (сделки). При этом полномочиями по приобретению имущества в собственность Свердловской области наделено только Правительство Свердловской области. Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи регулируется п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым такие вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного и признания права собственности на него. При этом запрета на нахождение скотомогильников в муниципальной собственности законодательством не предусмотрено. Скотомогильник расположен на земельном участке с кадастровым номером , входящим в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером ,находящегося в собственности Российской Федерации. Полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, на территории Свердловской области осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области. Таким образом, обязанность по принятию мер в отношении вышеуказанного скотомогильника должна быть возложена на собственника земельного участка - ТУ Росимущество в Свердловской области. Полагают, что Министерство является ненадлежащим ответчиком но данному спору.

Представитель третьего лица Администрации Нижнетуринского городского округа в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил возражения на отзыв, согласно которому скотомогильник (биотермическая яма), расположен по географическим координатам: широта ...) находящийся в собственности Российской Федерации, в категории земель — земли лесного фонда, с видом разрешенного использования – для ведения лесного хозяйства, площадью (ориентировочно)200 м2. Данный земельный участок не входит в состав земельных участков, находящихся в собственности Нижнетуринского округа. В отзыве ответчика на исковое заявление ошибочно указан довод, что только орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного и признания права собственности на него. Полномочия по ликвидации загрязнений лесов на землях лесного фонда, а также объем субвенций на данную статью расходов, передано Российской Федерацией органу государственной власти субъектов РФ, в данном случае — Свердловской области.

Представители третьих лиц ГБУ СО "Красноуральская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных", ТУ Росимущества в Свердловской области в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Принимая во внимание надлежащее и своевременное извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания, суд в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В частности, в силу подп. 49, 49.1, 49.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относятся организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также организация изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства, осуществление регионального государственного ветеринарного надзора.

Для осуществления перечисленных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

Суд учитывает, что п.6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 года N 13-7-2/469), предусматривающий, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника в соответствии с данными Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, относится только к эксплуатации скотомогильников (согласно наименованию раздела), но не к установлению вещных прав на них. Более того, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 13.06.2006 года № КАС06-193, признано недействующим содержащееся в п.6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 года N13-7-2/469) указание на то, что скотомогильники, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности.

Из приведенных выше положений законодательства и решений судебных органов следует, что муниципальному образованию не может вменяться в обязанность владение местами захоронения биологических отходов, расположенных на его территории, - внесен в п. 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010.

Возможности нахождения скотомогильников в собственности муниципального образования Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрено.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 ФЗ РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления вышеупомянутых государственных полномочий муниципалитету также не передавались.

В настоящее время продолжает действовать утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 года N 1299-ПП государственная программа Свердловской области "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Свердловской области до 2024 года", предусматривающая проведение региональных мероприятий в отношении бесхозяйных скотомогильников на территории региона.

В ходе рассмотрения дела установлено, что прокуратурой города Нижней Туры проведена проверка соблюдения законодательства РФ в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами), в ходе которой было установлено, что на территории пос. Ис Нижнетуринского городского округа находится скотомогильник (биотермическая яма), расположенный по координатам широта <адрес>. Скотомогильник имеет в наличии деревянный забор, с двух сторон забор разрушен, имеется табличка «Скотомогильник», конструкция ямы без крыши, сверху на нее обрушен деревянный навес, территория заросла кустарником. Кроме того, имеется возможность доступа неопределенного круга лиц и животных.

Выявленные проверкой нарушения, в том числе бесхозяйственность скотомогильника, подтверждаются актами обследования №7 от 25.06.2020г., №59 от 25.12.2020г., №1 от 30.06.2021г., №2 от 20.12.2021г., №1 от 22.06.2022г., проведенных ГБУ СО «Красноуральская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» (л.д.21-28).

Согласно вышеуказанным актам обследования, информация о правообладателе скотомогильника отсутствует. Скотомогильник не соответствует требованиям п.29 «Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов», утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 26.10.2020 №626. В связи с чем, создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды, возникновению чрезвычайных экологических ситуаций.

Согласно информации, полученной из администрации НТГО, сведения о собственнике скотомогильника отсутствуют. В реестре муниципального имущества Нижнетуринского городского округа данный скотомогильник отсутствует.

При таких обстоятельствах скотомогильник (биотермическая яма), расположенный на территории пос<адрес>, никому не передан на баланс и под ответственность, что приводит к бесконтрольному его функционированию в нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов, к ненадлежащему его состоянию, создающему угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью населения и окружающей среде, оценив с учетом изложенного доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел, что установление балансодержателя (собственника) биологически опасных объектов приведет к эффективному обеспечению реализации гарантированных государством конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации) и на охрану здоровья (ст. ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации). Поэтому, исходя из распределения расходных обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охраны окружающей среды, суд обязывает полномочный государственный орган субъекта Российской Федерации принять бесхозяйный скотомогильник в собственность субъекта Российской Федерации, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд приходит к выводу о том, что для производства мероприятий по принятию спорного скотомогильника в государственную собственность, разумный срок, в течение которого подлежит выполнению ответчиком возлагаемая на него обязанность составит в срок - в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Нижней Туры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о возложении обязанности, - удовлетворить.

Возложить на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность принять в государственную собственность Свердловской области скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Нижнетуринский городской округ, поселок Ис, географические координаты N 58.813864, Е 59.717474 (в 1000 метрах юго-восточнее поселка Ис).

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд.

Судья: С.А. Башкова

УИД: 66RS0003-01-2022-005418-77

Дело № 2-36/2023

Мотивированное решение изготовлено 10 января 2023г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижняя Тура 10 января 2023 года

Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Башковой С.А.,

при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.М.,

с участием истца – помощника прокурора г. Нижней Туры Бурундукова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора г. Нижней Туры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Нижней Туры в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г. Екатеринбурга с исковым заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о возложении обязанности, мотивируя тем, что прокуратурой города в соответствии с поручением прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства РФ в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами). По результатам проведенной проверки было установлено, что на территории пос. Ис Нижнетуринского городского округа находится скотомогильник (биотермическая яма), расположенный по координатам широта ... метрах юго-восточнее поселка Ис. Скотомогильник имеет в наличии деревянный забор, с двух сторон забор разрушен, имеется табличка «Скотомогильник», конструкция ямы без крыши, сверху на нее обрушен деревянный навес, территория заросла кустарником. Кроме того, имеется возможность доступа неопределенного круга лиц и животных. Информация о собственнике скотомогильника отсутствует. В связи с чем, создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды, возникновению чрезвычайных экологических ситуаций.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, прокурор просит возложить обязанность на ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в собственность Свердловской области скотомогильник, расположенный по адресу: <адрес>

Протокольным определением судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 04.10.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.

Определением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 01.11.2022 года гражданское дело передано в Нижнетуринский городской суд Свердловской области для рассмотрения по подсудности.

В судебном заседании помощник прокурора г. Нижней Туры Бурундуков А.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому основной причиной нахождения скотомогильников в неудовлетворительном состоянии является их бесхозяйность, однако отсутствие собственника имущества не является безусловным основанием для приобретения права собственности Свердловской области на него. Законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области не предусмотрено такого основания как принятие в собственность имущества, поскольку принять имущество можно только у правообладателя при наличии правового основания (сделки). При этом полномочиями по приобретению имущества в собственность Свердловской области наделено только Правительство Свердловской области. Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи регулируется п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым такие вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного и признания права собственности на него. При этом запрета на нахождение скотомогильников в муниципальной собственности законодательством не предусмотрено. Скотомогильник расположен на земельном участке с кадастровым номером , входящим в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером ,находящегося в собственности Российской Федерации. Полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, на территории Свердловской области осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области. Таким образом, обязанность по принятию мер в отношении вышеуказанного скотомогильника должна быть возложена на собственника земельного участка - ТУ Росимущество в Свердловской области. Полагают, что Министерство является ненадлежащим ответчиком но данному спору.

Представитель третьего лица Администрации Нижнетуринского городского округа в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил возражения на отзыв, согласно которому скотомогильник (биотермическая яма), расположен по географическим координатам: широта ...) находящийся в собственности Российской Федерации, в категории земель — земли лесного фонда, с видом разрешенного использования – для ведения лесного хозяйства, площадью (ориентировочно)200 м2. Данный земельный участок не входит в состав земельных участков, находящихся в собственности Нижнетуринского округа. В отзыве ответчика на исковое заявление ошибочно указан довод, что только орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного и признания права собственности на него. Полномочия по ликвидации загрязнений лесов на землях лесного фонда, а также объем субвенций на данную статью расходов, передано Российской Федерацией органу государственной власти субъектов РФ, в данном случае — Свердловской области.

Представители третьих лиц ГБУ СО "Красноуральская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных", ТУ Росимущества в Свердловской области в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Принимая во внимание надлежащее и своевременное извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания, суд в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В частности, в силу подп. 49, 49.1, 49.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относятся организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также организация изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства, осуществление регионального государственного ветеринарного надзора.

Для осуществления перечисленных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

Суд учитывает, что п.6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 года N 13-7-2/469), предусматривающий, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника в соответствии с данными Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, относится только к эксплуатации скотомогильников (согласно наименованию раздела), но не к установлению вещных прав на них. Более того, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 13.06.2006 года № КАС06-193, признано недействующим содержащееся в п.6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 года N13-7-2/469) указание на то, что скотомогильники, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности.

Из приведенных выше положений законодательства и решений судебных органов следует, что муниципальному образованию не может вменяться в обязанность владение местами захоронения биологических отходов, расположенных на его территории, - внесен в п. 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010.

Возможности нахождения скотомогильников в собственности муниципального образования Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрено.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 ФЗ РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления вышеупомянутых государственных полномочий муниципалитету также не передавались.

В настоящее время продолжает действовать утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 года N 1299-ПП государственная программа Свердловской области "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Свердловской области до 2024 года", предусматривающая проведение региональных мероприятий в отношении бесхозяйных скотомогильников на территории региона.

В ходе рассмотрения дела установлено, что прокуратурой города Нижней Туры проведена проверка соблюдения законодательства РФ в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами), в ходе которой было установлено, что на территории пос. Ис Нижнетуринского городского округа находится скотомогильник (биотермическая яма), расположенный по координатам широта <адрес>. Скотомогильник имеет в наличии деревянный забор, с двух сторон забор разрушен, имеется табличка «Скотомогильник», конструкция ямы без крыши, сверху на нее обрушен деревянный навес, территория заросла кустарником. Кроме того, имеется возможность доступа неопределенного круга лиц и животных.

Выявленные проверкой нарушения, в том числе бесхозяйственность скотомогильника, подтверждаются актами обследования №7 от 25.06.2020г., №59 от 25.12.2020г., №1 от 30.06.2021г., №2 от 20.12.2021г., №1 от 22.06.2022г., проведенных ГБУ СО «Красноуральская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» (л.д.21-28).

Согласно вышеуказанным актам обследования, информация о правообладателе скотомогильника отсутствует. Скотомогильник не соответствует требованиям п.29 «Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов», утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 26.10.2020 №626. В связи с чем, создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды, возникновению чрезвычайных экологических ситуаций.

Согласно информации, полученной из администрации НТГО, сведения о собственнике скотомогильника отсутствуют. В реестре муниципального имущества Нижнетуринского городского округа данный скотомогильник отсутствует.

При таких обстоятельствах скотомогильник (биотермическая яма), расположенный на территории пос<адрес>, никому не передан на баланс и под ответственность, что приводит к бесконтрольному его функционированию в нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов, к ненадлежащему его состоянию, создающему угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью населения и окружающей среде, оценив с учетом изложенного доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел, что установление балансодержателя (собственника) биологически опасных объектов приведет к эффективному обеспечению реализации гарантированных государством конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации) и на охрану здоровья (ст. ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации). Поэтому, исходя из распределения расходных обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охраны окружающей среды, суд обязывает полномочный государственный орган субъекта Российской Федерации принять бесхозяйный скотомогильник в собственность субъекта Российской Федерации, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд приходит к выводу о том, что для производства мероприятий по принятию спорного скотомогильника в государственную собственность, разумный срок, в течение которого подлежит выполнению ответчиком возлагаемая на него обязанность составит в срок - в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Нижней Туры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о возложении обязанности, - удовлетворить.

Возложить на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность принять в государственную собственность Свердловской области скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Нижнетуринский городской округ, поселок Ис, географические координаты N 58.813864, Е 59.717474 (в 1000 метрах юго-восточнее поселка Ис).

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд.

Судья: С.А. Башкова

2-36/2023 (2-563/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Нижняя Тура СО
Ответчики
Министрество по управлению государственным имуществом Свердловской области
Другие
ГБУ СО "Красноуральская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных"
ТУ Росимущества в Свердловской области
Администрация Нижнетуринского городского округа
Суд
Нижнетуринский городской суд Свердловской области
Судья
Башкова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
nizhneturinsky.svd.sudrf.ru
12.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.12.2022Передача материалов судье
13.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2023Судебное заседание
10.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2023Дело оформлено
10.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее