Судебный участок №9 г.Петрозаводска (№ 12а-661/2021)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
4 августа 2021 г. г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова И. А., при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Засима В. А. на постановление мирового судьи судебного участка №9 г. Петрозаводска Республики Карелия от 5 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Засима В. А.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №9 г.Петрозаводска Республики Карелия от 5 июля 2021 г. Засим В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения и рассмотрения дела мировым судьей), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб. с конфискацией оружия «<данные изъяты> без действующего разрешения, принадлежащего Засиму В.А.
С таким постановлением не согласен Засим В.А., в жалобе просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что не имел возможности продлить разрешение РОХа на хранение и ношение оружия в срок в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением коронавируса СОVID-19, болезнью Засима В.А. В целях подготовки документов для получения разрешения РОХа на хранение и ношение оружия Засим В.А. прошел медицинское обследование (медицинское заключение от ДД.ММ.ГГГГ) и обучение (акт проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием № от ДД.ММ.ГГГГ). С момента истечения срока разрешения РОХа на хранение и ношение оружия Засим В.А. хранил оружие в сейфе и не использовал. В настоящее время заявление на получение разрешение и хранение и ношение оружия зарегистрировано и находится на рассмотрении отдела Росгвардии г.Петрозаводска. Инкриминируемые Засим В.А. действия не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действующей на дату вынесения постановления о назначении административного наказания. Пропуск срока продления разрешения на хранение, по существу, является нарушением Правил хранения оружия. Наказание несоразмерно характеру правонарушения, рыночная стоимость оружия «<данные изъяты> составляет 250000 руб. С учетом характера и степени общественной опасности допущенного правонарушения ввиду вышеизложенных установленных обстоятельств дела, учитывая отсутствие вреда интересам общества и государства, Засим В.А. полагает возможным освободить его по данному делу на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, 9 июля 2021 г. вступили в силу изменения части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенные Федеральным законом от 28.06.2021 №232-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающие ответственность за «нарушение правил приобретения или передачи оружия, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния».
В судебное заседание Засим В.А., представитель УМВД России по г.Петрозаводску не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Засим В.А. просил провести судебного заседание в свое отсутствие.
Защитник Засима В.А. Засим Я.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Заслушав объяснения защитника, изучив доводы жалобы, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения и рассмотрения дела мировым судьей) незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему.
Согласно частям 1 и 6 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 №814, хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
Основанием для привлечения Засима В.А. к административной ответственности по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что он ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 50 мин., будучи зарегистрированным и проживающим по адресу: Республика <адрес>, в нарушение положений части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №150-ФЗ «Об оружии», пункта 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществил хранение оружия ограниченного поражения «<данные изъяты>, без действующего разрешения, срок ранее выданного разрешения РОХа№ от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства и вина Засима В.А. в совершении правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, разрешением РОХа №, актом изъятия оружия от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом, заявлением о принятии оружия от ДД.ММ.ГГГГ, другими материалами дела.
Диспозиция части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения и рассмотрения дела мировым судьей) имеет бланкетный характер, а потому оценка степени определенности содержащихся в ней понятий должна осуществляться исходя не только из самого текста закона, используемых формулировок, но и из их места в системе нормативных предписаний. Нормы, непосредственно закрепляющие те или иные правила поведения, не обязательно должны содержаться в том же нормативном правовом акте, что и нормы, устанавливающие юридическую ответственность за их нарушение.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом «Об оружии», который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами при соблюдении ими нормативно установленных требований.
Статьей 13 Федерального закона «Об оружии» предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
При этом в соответствии с требованиями указанной статьи граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами гражданского огнестрельного оружия, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, спортивного пневматического оружия, охотничьего пневматического оружия, охотничьего метательного стрелкового оружия, не реже одного раза в пять лет обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Следовательно, по истечении срока действия разрешения, хранение гражданского огнестрельного оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Такой порядок направлен на то, чтобы не допустить обладания оружием лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и использование.
Истечение срока действия разрешения препятствует обладателю огнестрельного оружия осуществлять с ним какие-либо действия, в том числе хранение, и порождает незаконность его хранения, ношения или использования, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Таким образом, действия лица, допустившего хранение огнестрельного оружия, после истечения срока действия соответствующего разрешения образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», пунктом 1 Распоряжения Росгвардии от 01.08.2020 №1/891-Р «Об установлении особенностей осуществления в 2020 году разрешительной деятельности, нормативно-правовое регулирование которой отнесено к компетенции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», установлено, что подтверждение соответствия юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательным требованиям, в том числе предусматривающим переоформление (продление) лицензий, разрешений, удостоверений частного охранника и иных разрешительных документов, установленных законодательством Российской Федерации об оружии и частной охранной деятельности, за исключением лицензий на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности, по которым сроки подтверждения соответствия наступили или наступают в период с 6 апреля по 1 ноября 2020 г., переносится на срок до 1 декабря 2020 г.
Поскольку срок выданного Засиму В.А. разрешения на хранение и ношение оружия истек ДД.ММ.ГГГГ (впоследующем срок переоформления соответствующих разрешительных документов перенесен распоряжением Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ №-Р до ДД.ММ.ГГГГ), соответственно, действующие разрешительные документы на хранение и ношение оружия у Засима В.А. отсутствуют, то дальнейшее нахождение данного оружия у Засима В.А. является незаконным и влечет административную ответственность по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения и рассмотрения дела мировым судьей).
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть выражена, в том числе и в форме неосторожности, в связи с чем доводы жалобы об отсутствии умысла на незаконное хранение спорного оружия, а также перечисленные в жалобе обстоятельства попыток получить спорное разрешение, ссылки на болезнь, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Засима В.А. состава рассматриваемого административного правонарушения.
Доводы жалобы о прекращении производства по делу в связи с внесением Федеральным законом от 28.06.2021 №232-ФЗ изменений в часть 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несостоятельны и не являются основанием для отмены постановления мирового судьи по следующим основаниям.
В силу положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Федеральным законом от 28.06.2021 №232-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 9 июля 2021 г., часть 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в следующей редакции: «Нарушение правил приобретения или передачи оружия, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей». При этом, статья 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в следующей редакции: «Незаконные изготовление, приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой».
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Таким образом, вопреки доводам жалобы декриминализации части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как и смягчения административной ответственность не произошло, основания как для переквалификации действий на статью 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и для применения прекращения производства по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют (признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность).
Учитывая изложенное, обоснованность привлечения Засима В.А. к административной ответственности по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения и рассмотрения дела мировым судьей) сомнений не вызывает.
При этом судья не находит оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
В связи с этим такие обстоятельства, как неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, болезнь, стоимость оружия, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности допущенного правонарушения.
Допущенное Засимом В.А. правонарушение относится к формальным составам, по структуре своей диспозиции не требует наступления вредных последствий, а также определения размера вреда.
Оружие, будучи техническим средством, конструктивно предназначенным для поражения живой или иной цели, способно причинить существенный вред жизни, здоровью людей, имуществу, природе и тем самым создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, а также сопряжено с угрозой посягательства на другие конституционно значимые ценности, в том числе основы конституционного строя, права и законные интересы граждан, безопасность государства.
Таким образом, учитывая характер совершенного правонарушения, длительность срока неполучения разрешительных документов на хранение и ношение оружия (почти 6 месяцев), степень общественной опасности, объект посягательства, роль правонарушителя, объективных оснований признать совершенное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта по делу об административном правонарушении, допущено не было.
Дело рассмотрено, наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка №9 г.Петрозаводска Республики Карелия от 5 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Засима В. А. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова