Дело №2-1289/2021
№58RS0018-01-2021-005571-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Черненок Т.В.,
при секретаре Пузенцовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июня 2021 года гражданское дело по иску Панкратова А.А. к администрации г. Пензы о понуждении к предоставлению жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Панкратов А.А. обратился в суд с настоящим иском к администрации г. Пензы, в котором просил обязать ответчика предоставить ему жилое помещение в виде однокомнатной квартиры взамен изымаемого помещения, расположенного по адресу: Адрес .
В обоснование исковых требований истец указал, что в Дата заводом им. Фрунзе его отцу Панкратову А.Н. была предоставлена 3-х комнатная квартира, площадью Данные изъяты по адресу: Адрес на состав семьи 4 человека – Панкратов А.Н., П.Л. (супруга) и дети Панкратов А.А., Панкратов С.А. На основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от Дата данная квартира приватизирована на ответственного квартиросъемщика – отца Панкратова А.Н. Он вместе с братом на момент приватизации являлись несовершеннолетними, поэтому не были включены в договор приватизации в качестве собственников. В целях восстановления жилищных прав на указанное жилое помещение Панкратов А.Н. (отец) по договору дарения от Дата подарил ему Данные изъяты выше указанной квартиры, что составляет комнату Номер (согласно техническому паспорту МУП БТИ г. Пензы) жилой площадью Данные изъяты За ним право собственности на Данные изъяты в квартире было зарегистрировано Дата .
Также Панкратов А.А. в иске указал, что Дата между собственниками квартиры было подписано соглашение о прекращении долевой собственности и реальном разделе квартиры, согласно которому ему в собственность перешла комната Номер , площадью Данные изъяты., ранее переданная ему в пользование. Постановлением администрации г. Пензы Номер от Дата «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц, в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Адрес , признан аварийным и подлежащим сносу.
Аварийный дом включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области на 2019-2025 гг.», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от Дата Номер , муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г. Пензы на 2019-2025 гг.», утвержденной постановлением администрации г. Пензы от 29.03.2019 №561. В соответствии с указанными программами планируемая дата окончания переселения жителей аварийного дома – 31.12.2020.
Администрация г. Пензы письмами от Дата Номер , Номер направила в адрес истца проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд и отчёт об оценке от Дата Номер , лишив из тем самым права выбора взамен изымаемого жилого помещения предоставления другого равнозначного жилого помещения либо выкуп.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Однако, такое соглашение между ним и ответчиком до настоящего времени не заключено, несмотря на то, что он ранее давал согласие на предоставление ему иного жилого помещения в ЖК «Сияние севера» в поселке «Заря».
Панкратов А.А. в исковом заявлении указал, что заключение в Дата соглашения о реальном разделе квартиры не изменило состав собственников квартиры и не свидетельствует о том, что он приобрел право собственности на жилое помещение после признания дома аварийным. Сделка между ним и Панкратовым А.Н. являлась безвозмездной, его действия являлись добросовестными, он не имел умысла на приобретение доли квартиры с целью получения другого жилья взамен аварийного. В Дата им было подписано заявление на переселение из аварийного фонда на условиях договора мены. В досудебном порядке Панкратов А.А. обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему другого жилья в виде однокомнатной квартиры. Дата администрацией г. Пензы ему был дан ответ, которым ему отказано в удовлетворении его просьбы и рекомендовано обратиться в суд.
Истец Панкатов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к иску.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Пензы Машенцева Д.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.83-86). Также пояснила, что в данном случае подлежит применению ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, поскольку право собственности на изымаемое жилое помещение возникло у истца после признания многоквартирного дома аварийным, истец имеет право на получение возмещения в денежной форме взамен изымаемого жилого помещения.
Представитель третьего лица Панкратова С.А. – Панкратова Л.И., действующая на основании доверенности, исковые требования Панкратова А.А. полагала обоснованными и подлежащими удовлетворению, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Третьи лица Панкратов А.Н., Панкратов С.А., представитель третьего лица Управления ЖКХ г. Пензы, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от Дата , заключенного между Арендным предприятием ПО «Завод им. Фрунзе» и Панкратовым А.Н., последнему в собственность была предоставлена квартира, состоящая из 3-х жилых комнат, общей площадью Данные изъяты расположенной по адресу: Адрес (л.д.17-18).
Дата в соответствии с договором дарения доли квартиры, Панкратов А.Н. подарил Панкратову А.А. Данные изъяты в праве на квартиру, расположенную по адресу: Адрес , что составляет комнату Номер , жилой площадью Данные изъяты Панкратову С.А. – Данные изъяты в праве на указанное жилое помещение, что составляет комнату Номер , жилой площадью Данные изъяты (л.д.20-21).
Указанный договор дарения зарегистрирован Управлением Росреестра по Пензенской области Дата за регистрационным Номер .
Дата между Панкратовым А.Н., Панкратовым А.А., Панкратовым С.А. заключено соглашение о прекращении долевой собственности и реальном разделе квартиры, в соответствии с п.2 которого стороны договорились о прекращении долевой собственности и реальном разделе квартиры: в собственность Панкратова А.Н. перешло отдельное жилое помещение Номер площадью Данные изъяты кадастровый Номер , в собственность Панкратова А.А. – отдельное жилое помещение Номер , площадью Данные изъяты кадастровый Номер , в собственность Панкратова С.А. – отдельное жилое помещение Номер , площадью Данные изъяты кадастровый Номер .
Помещения Номер (коридор), Номер (кухня), Номер (туалет), общей площадью Данные изъяты кадастровый Номер являются местами общего пользования и находятся в общей собственности сторон (л.д.23-24).
Соглашение о прекращении долевой собственности и реальном разделе квартиры от Дата зарегистрировано в Управлении Росреестра по Пензенской области за регистрационными Номер .
Таким образом, Панкратову А.А. на праве собственности принадлежит комната, назначение: жилое, площадь Данные изъяты этаж 4, адрес (местонахождение) объекта: Адрес (л.д.22).
Заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от Дата Номер многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания (л.д.70-71).
Постановлением администрации г. Пензы от Дата Номер «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» утверждено заключение межведомственной комиссии от Дата и установлены сроки переселения граждан из вышеуказанного дома до Дата , а снос многоквартирного дома определен до Дата (л.д.89).
Постановлением администрации г.Пензы от Дата Номер в постановление администрации г. Пензы от Дата Номер внесены изменения, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес , признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме до 30.07.2024г., срок сноса многоквартирного дома– до 30.12.2025г., собственникам жилых помещений многоквартирного дома рекомендовано принять решение о сносе жилого дома собственными силами в срок до 31.12.2024г. (л.д.91-92).
На основании апелляционного определения Пензенского областного суда от Дата по административному делу Номер постановление администрации г. Пензы от Дата Номер было признано незаконным в части установления срока отселения собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Адрес до Дата и установления срока сноса многоквартирного дома по Адрес до Дата , установлен срок отселения жильцов и сноса дома - до 01.01.2020г. (л.д.105-111).
Постановлением Президиума Пензенского областного суда от Дата Номер апелляционное определение Пензенского областного суда от Дата по административному делу Номер было отменено в части установления сроков отселения жильцов и сноса дома, резолютивная часть апелляционного определения была дополнена и на администрацию г. Пензы была возложена обязанность, в течение одного месяца вновь рассмотреть вопрос об установлении сроков отселения собственников и нанимателей жилых помещений в спорном многоквартирном доме (л.д.99-104).
Постановлением администрации г.Пензы от Дата Номер в постановление администрации г.Пензы от Дата Номер внесены изменения, установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме до 01.01.2020г., срок сноса многоквартирного дома – до 01.01.2020г., собственникам жилых помещений многоквартирного дома рекомендовано принять решение о сносе жилого дома собственными силами в срок до 01.09.2019г. (л.д.93)
Постановлением администрации г.Пензы от Дата Номер в постановление администрации г.Пензы от Дата Номер внесены изменения, установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома до 01.10.2019г., срок сноса многоквартирного дома - до 01.12.2019г., собственникам жилых помещений многоквартирного дома рекомендовано принять решение о сносе жилого дома собственными силами в срок до 01.07.2019г. (л.д.94)
Постановлением Правительства Пензенской области от Дата Номер утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019- 2025 годах».
Постановлением администрации г. Пензы от Дата Номер утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы».
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес , включен в региональную и муниципальную программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г.
Постановлением администрации г. Пензы от Дата Номер в связи с признанием многоквартирного дома, расположенного по адресу: Адрес , аварийным и подлежащим сносу изъяты для муниципальных нужд земельный участок и жилые помещения по указанному адресу, в том числе жилое помещение, принадлежащее Панкратову А.А. (л.д.95-98).
Согласно информации о потребности квартир в рамках муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г. Пензы на 2019-2025 гг.», направленной Управлением ЖКХ г. Пензы в адрес начальника МКУ «Управление капитального строительства» от Дата Номер , собственник комнаты Номер в квартире Номер по адресу: Адрес значится в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения площадью согласно строительным нормам Данные изъяты взамен изымаемого у него жилого помещения.
В Дата Панкратов А.А. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении ему однокомнатной квартиры при расселении аварийного жилого дома Номер по Адрес .
Письмом от Дата Номер администрации г. Пензы, направленным истцу, разъяснен порядок предоставления жилых помещений при переселении из МКД Номер по Адрес , признанного аварийным и подлежащим сносу (л.д.14-16).
Дата Панкратов А.А. повторно обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении ему равнозначного по площади жилого помещения (л.д.9-12).
Дата администрация г. Пензы направила Панкратову А.А. ответ с приложением ранее направленного в его адрес письма администрации г. Пензы от Дата Номер , в котором сослалась на то, что порядок переселения граждан из ветхих и аварийных домов ему уже разъяснялся ранее (л.д.13).
Из ч. 3 ст. 35 Конституции РФ следует, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Согласно ч.ч. 1, 4, 6, 7, 8, 8.1, 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» приведено определение понятия «переселение граждан из аварийного жилищного фонда» - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
При рассмотрении настоящего спора суд считает, что юридически значимыми обстоятельствами являются дата возникновения права собственности на жилое помещение у истца, дата принятия ответчиком постановления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, дата принятия постановления об изъятии жилого помещения и земельного участка.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
В обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №1, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 24 апреля 2019 года разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» ст. 32 ЖК РФ дополнена ч. 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 данной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч.ч. 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 года.
Из содержания данной нормы права в ее системном толковании с другими положениями жилищного законодательства об изъятии жилых помещений усматривается, что ЖК РФ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, даты принятия решения об изъятии помещения либо даты направления соглашения об изъятии помещений. Законодателем в рамках предоставленных ему полномочий установлено, что под действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.
Вместе с тем, на основании ч. 3 ст. 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, следует, что положения ч. 3 ст. 6 ЖК РФ не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище.
Установление того, какие отношения существовали между сторонами спора, в какой период возникли эти отношения и подверглись ли они правовой трансформации, относятся к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.
Как было установлено ранее, с Дата Панкратов А.А. являлся собственником Данные изъяты в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру Номер в доме Номер по Адрес (на основании договора дарения доли квартиры от Дата ), другими сособственниками на указанное жилое помещение являлись Панкратов А.Н. (Данные изъяты) и Панкратов С.А. (доля в праве Данные изъяты).
После заключения Дата Панкратовым А.Н., Панкратовым А.А., Панкратовым С.А., являющимися близкими родственниками, соглашения о прекращении долевой собственности и реальном разделе квартиры (зарегистрировано Управлением Росреестра по Пензенской области Дата ), истцу стало принадлежать отдельное жилое помещение Номер , площадью Данные изъяты с кадастровым Номер в трехкомнатной квартире Номер в доме Номер по Адрес . Помещения Номер (коридор), Номер (кухня), Номер (туалет», обзей площадью Данные изъяты кадастровый Номер , находятся в общей собственности Панкратова А.Н., Панкратова А.А., Панкратова С.А.
Таким образом, с Дата у Панкратова А.А. изменился режим собственности, он приобрел в собственность иной объект недвижимости. В результате реального раздела Адрес спорном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, образовались четыре объекта недвижимости – комнаты Номер (кадастровый Номер ), Номер (кадастровый Номер ), Номер (кадастровый Номер ), помещения общего пользования коридор, кухня, туалет (кадастровый Номер ).
Жилой дом, в котором расположены указанные объекты недвижимости, был признан аварийным заключением Межведомственной комиссии, назначенной администрацией г. Пензы от Дата
В соответствии с постановлением администрации г. Пензы от Дата Номер в связи с признанием многоквартирного дома, расположенного по адресу: Адрес , аварийным и подлежащим сносу постановлено изъять в установленном порядке для муниципальных нужд помещения у собственников в указанном многоквартирном доме.
Панкратов А.А., обращаясь с настоящим исковым заявлением в суд, полагает, что в силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет право выбора любого из способов обеспечения его жилищных прав, в связи с чем он просит обязать администрацию г. Пензы предоставить ему взамен изымаемого аварийного жилого помещения благоустроенное жилое помещение (однокомнатную квартиру).
Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регулируются ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Причем другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, содержащихся в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, следует, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Вместе с тем, согласно ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Часть 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесенная Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда", вступила в силу 28 декабря 2019 года.
Указанный Федеральный закон №473-ФЗ не содержат особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под её действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.
Поскольку процедура изъятия жилого помещения Панкратова А.А., расположенного в аварийном многоквартирном доме, была начата после вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", соответственно ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, распространяется на правоотношения между Панкратовым А.А. и администрацией г. Пензы.
Принимая во внимание, что Панкратов А.А. приобрел право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным, он в силу ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанную в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, у суда не имеется законных оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения в виде однокомнатной квартиры взамен изымаемого аварийного жилого помещения комнаты Номер в квартире по адресу: Адрес , в связи с чем исковые требования истца Панкратова А.А. подлежат оставлению без удовлетворения.
Однако суд считает необходимым отметить, что Панкратов А.А. не лишен права обратиться к ответчику с заявлением о выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения, определяемой по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Панкратова А.А. к администрации г. Пензы о понуждении к предоставлению жилого помещения в виде однокомнатной квартиры взамен изымаемого аварийного жилого помещения комнаты Номер в квартире по адресу: Адрес оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2021 года.
Судья Т.В.Черненок