№2а-1833/2021
УИД 04RS0007-01-2021-002677-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2021 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Баторовой Д.А., при секретаре Майдариевой Э.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гао Яньжун, Лю Ли к УВМ МВД по Республике Бурятия, Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на временное проживание в РФ и обязании устранить нарушение прав,
Установил:
Обращаясь в суд, административный истец Гао Яньжун просит признать бездействие в приеме заявление о выдаче разрешения на временное проживание в РФ должностных лиц УВМ МВД по РБ незаконным и обязать УВМ МВД по РБ признать заявление о выдаче разрешения на временное проживание в РФ в порядке, действующем до 14 января 2021 г.
Требования мотивированы тем, что административный истец является гражданином Китая. 12 января 2021 г., согласно предварительной записи, через своего представителя по доверенности Кунейкина С.А. обратился в отдел разрешительно-визовой работы УВМ МВД по РБ для подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Однако государственная услуга сотрудниками ответчика не была ему оказана со ссылкой на введение в действие нового порядка распределения квот, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. № 2345 «Об утверждении Правил определения, корректировки и перераспределения между субъектами РФ, установления и использования её резерва и Правил распределения квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание на территории РФ, комиссиями, формируемыми в субъектах РФ. При этом, решение об отказе в принятии заявления, сотрудниками отдела его представителю не было выдано. Однако полагает, что такой отказ нарушает права административного истца, поскольку он обратился к ответчику с полным пакетом документов, подготовленным в соответствии с ранее действующими Правилами определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2003 г. № 193, который подлежал принятию и рассмотрению в соответствии со указанными Правилами.
С аналогичными исковыми требованиями обратился гражданин Китая Лю Ли (административное дело №2а-1834/2021).
Определениями суда от 01.04.2021, 30.04.2021 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство внутренних дел по РБ, в качестве заинтересованного лица Республиканскую комиссию по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации.
По ходатайству представителя соответчика МВД по Республике Бурятия определением суда от 14.05.2021 объединены в одно производства административные дела: № 2а-1833/2021 по административному иску Гао Яньжун к УВМ МВД по Республике Бурятия, МВД по Республике Бурятия о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на временное проживание в РФ и дело №2а-1834/2021 по иску Лю Ли к УВМ МВД по Республике Бурятия, МВД по Республике Бурятия о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на временное проживание в РФ.
В судебное заседание административные истцы, представитель истцов Онгориев В.Р., действующий на основании доверенности от 22.03.2021, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Административный ответчик УВМ МВД по РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика МВД по РБ Щетинин М.В., действующий на основании доверенности, возражал относительно заявленных административным истцом требований. Указывая, что административный истец лично не обращался с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ, в здание УВМ МВД по РБ не входил, решение об отказе в принятии заявления ответчиком не принималось. В связи с чем, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Республиканская комиссия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации Дулганов В.Т., действующий на основании доверенности от 12.04.2021 в судебном заседании возражал относительно требований административного ответчика. Указывая на то, что с 14 января 2021 г. изменился порядок распределения квот на выдачу разрешения на временное проживание в РФ. В настоящее время распределение квот осуществляется комиссией по распределению квот, формируемыми в субъектах РФ. Которой, с учетом большинства, принимается решение о выделении квоты на разрешение на временное проживание на территории РФ. Административные истцы воспользовались своим правом, они подали заявления уже в соответствии с указанным Новым порядком, однако решением комиссии от 10 марта 2021 г. им было отказано в выдаче квоты.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов, представителя истца, представителя административного ответчика.
Заслушав участников процесса, свидетеля ФИО7 изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 11, п. п. 3, 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагаются на орган, организацию, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Лицо, обратившееся в суд, должно обосновать и доказать факт нарушения его прав оспариваемыми решениями, действиями (бездействием), а также соблюдение сроков обращения в суд (ч. 11, п. п. 1, 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Правовой режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан установлен Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 05 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ), определяющим их правовое положение в Российской Федерации и регулирующим возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации отношения между ними, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны (статья 1 данного Федерального закона).
Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность (абз. 6 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ).
Выдача такого документа, как разрешение на временное проживание, является правом, а не обязанностью Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 6 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ).
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. № 2345 утверждены Правила распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и гражданам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ комиссиями, формируемыми в субъектах РФ. Указанное Постановление Правительства РФ подлежит применению с 14 января 2021 г.
Порядок подачи документов для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации, перечень предоставляемых документов, основания для непринятия документов к рассмотрению и их возврата определяется Административным регламентом МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 08 июня 2020 г. № 407 (далее - Административный регламент).
Согласно п. 61 Административного регламента, заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, представленные заявителем лично в подразделение по вопросам миграции, регистрируются сотрудником данного подразделения в день их поступления в журнале учета заявлений о выдаче разрешений (рекомендуемый образец приведен в приложении № 7 к Административному регламенту) и вводятся в базу данных ведомственного сегмента МВД России в единой информационно-технологической инфраструктуре Государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.
В силу п. 86 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры является подача заявителем заявления на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции либо поступление такого заявления из дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации (приложения № 1 и № 2 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов.
Ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оспаривания действия административного ответчика УВМ МВД по РБ, истцы указывают на то, что при обращении к ответчику за предоставлением государственной услуги, им было отказано.
Однако в ходе судебного разбирательства, стороной административного истца не были представлены доказательства, подтверждающие сам факт личного обращения либо какого–либо иного обращения Гао Яньжун, Лю Ли за предоставлением указанной услуги.
Так, в ходе судебного разбирательства представитель МВД по РБ не оспаривал факт предварительной записи указанного иностранного гражданина на прием документов по выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ на 12 января 2021 г. в 15 ч.30 мин. Лю Ли, 15 ч.45 мин. Гао Яньжун. Указанное также подтверждается записью в соответствующем журнале.
Однако согласно представленному журналу пропуска в здание УВМ МВД по РБ, Гао Яньжун, Лю Ли 12 января 2021 г. в здание не проходили.
Из пояснений представителя административного истца следует, что с заявлением о предоставлении государственной услуги от имени Гао Яньжун, ЛюЛи обращался представитель по доверенности Кунейкин С.А.
В ходе судебного заседания в качестве свидетеля опрошено должностное лицо УВМ МВД по РБ ФИО3, которая пояснила, что 12 января 2021 г. в здание УВМ МВД по РБ Гао Яньжун, ЛюЛи не проходили. Кунейкин С.А. приходил в кабинет № 16, где располагается отдел разрешительно-визовой работы УВМ МВД по Республике Бурятия для получения консультации относительного нового порядка выдачи квот, при этом какие-либо, документы для получения разрешения им не подавались.
Не доверять показаниям указанных свидетеля у суда оснований не имеется, заинтересованности в исходе дела судом не установлено.
С учетом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Гао Яньжун, Лю Ли не имеется.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 179-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Гао Яньжун, Лю Ли к УВМ МВД по Республике Бурятия, Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на временное проживание в РФ и обязании устранить нарушение прав, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.
Судья Баторова Д.А.
Решение в окончательной форме составлено 19.05.2021.