ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 апреля 2023 года г. Иркутск
(резолютивная часть
постановления объявлена 18.04.2023)
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Повещенко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 5-43/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя мэра – председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска Черткова С.С., паспорт серии <данные изъяты>, выдан 16.11.2020 ГУ МВД России по Иркутской области, проживающего по месту регистрации по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
18.01.2023 заместителю мэра – председателю комитета городского обустройства администрации города Иркутска (далее КГО, Комитет) Черткову С.С. председателем Контрольно-счетной палаты Иркутской области (далее – КСП по Иркутской области) Морохоевой И.П. направлено представление № 23/1-ПР об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия, с требованием в течение 30 дней со дня получения представления проинформировать о принятых мерах и решениях. Указанное представление получено 19.01.2023 уполномоченным сотрудником КГО. 28.02.2023 срок исполнения представления продлен до 15.03.2023. Об отказе от исполнения заявлено в сообщениях от 17.02.2023, от 15.03.2023. Представление в установленный срок не исполнено. Тем самым 16.03.2023 председателем КГО Чертковым С.С. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 20 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Должностное лицо, составившее протокол, начальник линейной инспекции № 3 КСП Иркутской области Ширяев А.Ю. в судебном заседании поддержал протокол, настаивал на его законности и обоснованности, дополнительно указал, что представление выдано по результатам контрольного мероприятия с привлечением аудитора, эксперта, в рамках полномочий, предусмотренных ст. 268.1, ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ, КГО допущено нарушение бюджетного законодательства, в том числе требований ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.
Чертков С.С. при надлежащем уведомлении в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении не просил, его неявка не препятствует рассмотрению дела.
Защитник Черткова С.С. по доверенности Очиров В.Р. в судебном заседании поддержал доводы письменных возражений, указал, что 24.03.2023 определением Арбитражного суда Иркутской области к производству принято заявление КГО к КСП Иркутской области о признании представления от 18.01.2023 № 23/1 ПР незаконным, поэтому имеются основания для приостановления производства по настоящему делу. Также защитник полагал, что КСП Иркутской области вышла за пределы имеющихся полномочий, выводы в представлении фактически сделаны в результате аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (ФЗ № 44), при этом аудит не являлся предметом и целью контрольного мероприятия, и выдача представления (предписания) в результате аудита действующим законодательством не предусмотрена, в оспариваемом представлении не указано на необходимость устранения КГО каких-либо нарушений в сфере бюджетного законодательства. По убеждению защитника КГО не распоряжался денежными средствами, КГО предоставил (довел) денежные средства до получателя субсидии – МУП «Водоканал» г. Иркутска, который в свою очередь распоряжался денежными средствами, в этой связи КГО не мог причинить материальный ущерб субъекту Российской Федерации.
В удовлетворении устного ходатайства, заявленного защитником Очировым В.Р., о приостановлении производства по делу об административном правонарушении до рассмотрения Арбитражным судом Иркутской области по существу заявления, принятого к производству 24.03.2023 по делу N А19-6050/2023, по которому предметом судебного разбирательства является законность представления от 18.01.2023 надлежит отказать, поскольку в соответствии с ч. 1.1 ст. 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей протокола и других материалов дела, при этом приостановление производства по делу по основанию, о котором заявляет защитник, Кодекс не предусматривает.
Изучение материалов дела с учетом доводов и объяснений участвующих в судебном заседании лиц позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с ч. 20 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В силу положений ст. 268.1 Бюджетного кодекса РФ полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (ч. 1).
При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"; направляются объектам контроля представления, предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 268.1 Бюджетного кодекса РФ).
Статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная палата осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.
Частью 1 статьи 16 названного Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
В соответствии с частью 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Как предусмотрено пунктом 3.1 статьи 270.2 БК РФ, представления органов внешнего муниципального финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ.
Анализ вышеприведенных норм закона, позволяет сделать вывод о том, что представление является властным актом, содержащим в себе требования к определенному лицу совершить указанные в нем действия.
При рассмотрении дела установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
В соответствии с планом деятельности на 2022 год КСП Иркутской области на основании распоряжения председателя КСП от 28.09.2022 № 49-П с учетом изменений, внесенных распоряжением от 16.11.2022 № 56-П, проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования в 2019-2021 годах и истекшем периоде 2022 года бюджетных средств, выделенных на строительство (реконструкцию) очистных сооружений (в том числе незавершенного строительства) на территории Иркутской области».
Объектами контрольного мероприятия являлись в том числе комитет городского обустройства администрации города Иркутска и МУП «Водоканал» г. Иркутска.
Целями контрольного мероприятия определены:
1) оценка деятельности министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области по соблюдению законодательных и иных нормативных актов, направленных на реализацию мероприятий по строительству (реконструкции), разработку проектной документации очистных сооружений на территории Иркутской области. Поставлено три вопроса для раскрытия цели;
2) оценка законности и результативности использования муниципальными образованиями межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета органам местного самоуправления на реализацию мероприятий. Поставлен вопрос: проверка соблюдения муниципальными образованиями Иркутской области бюджетного законодательства РФ, законодательства в сфере закупок, иных нормативных правовых актов РФ при расходовании межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета на реализацию мероприятий (строительство, реконструкция, разработка проектной документации очистных сооружений (в том числе незавершенного строительства) на территории Иркутской области.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что в 2020-2022 годах КГО, в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от 01.04.2014 № 031-06-369/14 (далее – Порядок), МУП «Водоканал» г. Иркутска предоставлялись субсидии на выполнение работ по реконструкции КОС правого берега 11ркутска (6, 7, 8, 9 этапы).
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставление субсидии осуществляется в соответствии с соглашением, заключенным между главными распорядителями бюджетных средств города Иркутска (КГО), как получателями средств бюджета города, предоставляющими субсидию учреждениям, предприятиям, и учреждением, предприятием.
Согласно пункту 14 указанного Порядка средства субсидии подлежат возврату в бюджет города в случаях завышения стоимости поставок, выполнения работ, оказания услуг (завышение объемов, расценок), установленных по результатам контрольных мероприятий, на сумму выявленного завышения стоимости.
В 2020 году между КГО (получатель средств бюджета города Иркутска) и МУП «Водоканал» г. Иркутска (организация) заключено соглашение «О предоставлении субсидии из бюджета города Иркутска МУП «Водоканал» города Иркутска на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства муниципальной собственности «Реконструкция канализационных очистных сооружений Правого берега города Иркутска» от 27.07.2020 № 60-2020-00020.
Согласно пункту 3.3 Соглашения № 60-2020-00020 субсидия подлежит возврату в бюджет города в случаях завышения стоимости выполнения работ (завышение объемов, расценок), установленного по результатам контрольных мероприятий, на сумму выявленного завышения стоимости.
В соответствии с пунктом 4.2.3 Соглашения № 60-2020-00020 КГО вправе направлять в адрес организации (в данном случае МУП «Водоканал г. Иркутска) требования о возврате субсидии или ее части, в том числе в случае неустранения нарушений, указанных в пункте 4.2.2 настоящего Соглашения, в размере и сроки, установленные в данном требовании. В 2021 - 2022 годах аналогичные нормы закреплены в пункте 4.2.3 Соглашений от 11.03.2021 № 60-2021-00061 и от 24.02.2022 № 60-2022-000126.
По результатам проверки МУП «Водоканал» г. Иркутска КСП области выявлены факты необоснованного завышения стоимости работ по 2 контрактам: контракт от 02.06.2020 № К-20-01169 (заключен по итогам закупки № 0134200000120002037) и контракт от 09.04.2021 № G70000006920P4N0003430017/K-21-00272. Общий объем необоснованного завышения стоимости работ по реконструкции КОС, которые проводятся за счет бюджетных средств, составил 21 814 774,32 (21 711 686,62+ 103 087,7) руб.
Результаты проверки нашли отражение в Отчете № 13/1-КМ от 12.01.2023, составленном аудитором КСП Иркутской области Гамзулиным Ю.В., утвержденном решением коллегии КСП Иркутской области № 1(508)/1р-КСП от 12.01.2023.
В целях устранения допущенных нарушений законодательства РФ, выявленных КСП области в ходе проведения контрольного мероприятия в адрес объекта контрольного мероприятия - комитета городского обустройства администрации г. Иркутска направлено представление КСП Иркутской области от 18.01.2023 № 23/1-ПР, которым установлен срок его выполнения – в течение 30 ней со дня получения представления.
Так, в представлении заместителю мэра – председателю комитета городского обустройства администрации города Иркутска Черткову С.С. предложено принять меры к МУП «Водоканал» г. Иркутска, предусмотренные пунктами 4.2.2 и 4.2.3 Соглашения № 60-2022-000126, пунктом 14 Порядка в части направления требования о возврате субсидии в сумме завышения стоимости поставок, выполнения работ, оказания услуг (завышение объемов, расценок), установленного по результатам контрольного мероприятия, принять меры по устранению выявленных нарушении и недостатков в части осуществления контроля за соблюдением условий предоставления субсидий; по предотвращению нанесения ущерба Иркутской области, обеспечить эффективный контроль за реализацией МУП «Водоканал» г. Иркутска мероприятий и использованием бюджетных средств, предоставленных из бюджета Иркутской области, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности «Реконструкция канализационных очистных сооружений Правого берега города Иркутска».
Представление от 18.01.2023 получено уполномоченным сотрудником КГО 19.01.2023, что подтверждается соответствующей отметкой о принятии.
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов объектов Российской Федерации и муниципальных образований» срок выполнения представления от 18.01.2023 № 23/1-ПР продлен КСП Иркутской области до 15.03.2023.
Вместе с тем заместителем мэра - председателем комитета городского обустройства администрации г. Иркутска Чертковым С.С. в адрес КСП области направлены письма от 17.02.2023 № 405-70-д-00527/23 и от 15.03.2023 № 405-70р-840/23, согласно которым представление № 23/1-ПР, выданное КСП Иркутской области, исполнено не будет.
Указанные действия должностного лица КГО Черткова С.С. послужили основанием для составления в отношении него должностным лицом КСП Иркутской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 28.2 РФ об административных правонарушениях, и существенных нарушений закона при его составлении, безусловно влекущих прекращение производства по делу, судья не усматривает. Протокол об административном правонарушении подписан должностным лицом, его составившим, составлен в отсутствие надлежащим образом уведомленного Черткова С.С., с участием его защитника Очирова В.Р., письменно указавшего на несогласие с протоколом. Копия протокола вручена под подпись защитнику, направлена почтой Черткову С.С.
Оценивая все представленные доказательства, судья признает их относимыми и допустимыми, полученными с соблюдением требований закона и в своей совокупности достаточными для разрешения дела по существу.
Обстоятельства законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, привлекаемому к административной ответственности, являются обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения данного дела.
Федеральный законодатель установил и изначально конкретизировал формальный характер и статус предписания (представления), за неисполнение требований которого установлена административная ответственность.
В настоящем случае представление КСП Иркутской области и содержащиеся в нем требования обладают императивным характером, что отчетливо следует из содержания представления N 23/1-ПР от 18.01.2023. Предписание выдано председателем КСП Иркутской области, уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержит характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства. Доводов и доказательств неисполнимости представления от 18.01.2023 не заявлено, не представлено.
Действия Черткова С.С. обоснованно квалифицированы по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Руководство комитетом городского обустройства администрации города Иркутска осуществляет Чертков С.С., представление КСП Иркутской области адресовано именно ему.
Подлежат отклонению как несостоятельные доводы стороны защиты о том, что КСП Иркутской области вышла за пределы имеющихся полномочий, проведенный аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (ФЗ № 44) не являлся предметом и целью контрольного мероприятия, и выдача представления (предписания) в результате аудита действующим законодательством не предусмотрена.
Из буквального толкования целей контрольного мероприятия и поставленных вопросов при проведении проверки, обозначенных в Отчете № 13/1-КМ, следует, что проводилась проверка соблюдения объектами бюджетного законодательства, законодательства в сфере закупок, иных нормативных правовых актов РФ при расходовании межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета на реализацию мероприятий (строительство, реконструкция, разработка проектной документации очистных сооружений (в том числе незавершенного строительства) на территории Иркутской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Бюджетного кодекса РФ полномочия по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств, осуществляют Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Необходимо учитывать положения статьи 306.1 Бюджетного кодекса РФ, в силу подпункта 3 пункта 1 которой нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета является бюджетным нарушением.
Таким образом, вопреки доводам защитника, в соответствии с действующим законодательством КСП Иркутской области как контрольно-счетный орган при осуществлении муниципального финансового контроля в сфере закупок в рамках проведения контрольного мероприятия по соблюдению бюджетного законодательства правомочна была осуществлять аудит в сфере закупок, и по результатам контрольного мероприятия выдать представление, обязательное для исполнения.
Не влияют на выводы судьи о доказанности вины должностного лица КГО в совершении административного правонарушения доводы стороны защиты о том, что КГО не распоряжался денежными средствами, а предоставил (довел) денежные средства до получателя субсидии – МУП «Водоканал» г. Иркутска, который в свою очередь распоряжался денежными средствами.
Исходя из положений Порядка, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 01.04.2014 № 031-06-369/14, из соглашений с МУП «Водоканал» г Иркутска от 27.07.2020, от 24.02.2022, комитет городского обустройства администрации города Иркутска являлся главным распорядителем бюджетных средств города Иркутска, в рамках соглашений действовал как «получатель средств бюджета города Иркутска», предоставляющий субсидию.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
По убеждению судьи Чертков С.С. – заместитель мэра, председатель Комитета имел возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность должностного лица, не установлено.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом использования средств бюджета города Иркутска, что нельзя расценивать как правонарушение, не несущее существенной опасности охраняемым общественным правоотношениям.
Признаков малозначительности совершенное правонарушение не содержит, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, оценив его последствия, судья находит правильным назначить Черткову С.С. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере. Данный вид наказания будет соответствовать целям административного наказания. Оснований для дисквалификации не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать заместителя мэра – председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска Черткова <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Реквизиты для внесения административного штрафа:
<данные изъяты>
Согласно части первой статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицом, привлеченным к административной ответственности, должна быть направлена в суд. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, суд направляет второй экземпляр постановления судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа.
За неуплату административного штрафа в установленный законом срок предусмотрена административная ответственность по части первой статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Е.В. Повещенко