ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-3596/2024 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.
№ 2-2167/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Вильховый И.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 апреля 2024 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: |
Подлесной И.А. |
судей: |
Курской А.Г., Морозко О.Р. |
при секретаре: |
Руденко В.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Ефремова Николая Ивановича к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым, о признании решения незаконным, по апелляционной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 ноября 2023 года
УСТАНОВИЛА:
Ефремов Н.И. предъявил к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации горда Евпатории РК иск о признании незаконным решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной социальной помощи в виде социального контракта. Требования мотивированы тем, что по результатам рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом было отказано в удовлетворении заявления, что противоречит положениям Конституции РФ и Конституции РК, Закона РК №10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 ноября 2023 года исковые требования Ефремова Николая Ивановича к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации города Евпатории Республики Крым о признании решения незаконным удовлетворены.
Признано решение Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Евпатории Республики Крым об отказе Ефремову Николаю Ивановичу в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта единовременно с 2021г., оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Взыскано с Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Евпатории Республики Крым в пользу Ефремова Николая Ивановича судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории просит решение суда первой инстанции отменить и в иске Ефремову Н.И. отказать. При разрешении дела суд не учел, что ранее истец обращался в Департамент по вопросу заключения социального контракта на осуществление деятельности по изготовлению сувениров посредством лазерной резки ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Его заявления с программой социальной адаптации рассматривались на заседаниях Межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения межведомственной комиссией программы социально адаптации и документов истца по вышеуказанным заявлениям единогласно приняты решения о невозможности заключения социального контракта и назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, в связи с отсутствием опыта работы, образования, навыков в данном направлении (изготовлении сувениров из фанеры посредством лазерной резки), отсутствия плана реализации продукции.
На заседаниях комиссии истец не смог доказать, что планируемое им собственное дело по изготовлению сувениров обеспечит ему стабильный доход и поможет выйти из трудной жизненной ситуации. Предложенные к обозрению комиссии образцы изделий не относятся к сувенирной продукции собственного производства. Заявитель предоставил пазлы, магнитики, изготовленные в заводских условиях. Эскизы и образцы индивидуального мастерства заявителя предоставлены не были. Отсутствовал план реализации продукции.
Ефремову Н. И. рекомендовано обратиться для заключения социального контракта по поиску работы по квалификации «Инженер-программист» (по его образованию и специальности).
Комиссией сделан правильный и обоснованный вывод об отсутствии оснований для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта Ефремову Н.И. на приобретение оборудования (лазерного станка) для изготовления сувениров из дерева, с учетом всех документов и пояснений истца, отсутствием опыта работы, навыков в данном направлении, образования, отсутствия плана по реализации продукции.
Рассмотрев очередное заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ на заседании от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) Комиссия отказала Ефремову Н. И. в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, так как заявителем подана программа социальной адаптации в прежнем виде, рекомендации комиссии не учтены.
Ефремову Н. И. рекомендовано обратиться для заключения социального контракта по поиску работы по квалификации «Инженер-программист».
В связи с заключением межведомственной комиссии о невозможности назначения Истцу государственной социальной помощи на основании социального контракта, Департаментом ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе Ефремову Н. И. в назначении Государственной социальной помощи на основании социального контракта (ГСП) в соответствии с пунктами 10 и 27 Порядка от 13.10.2015 г. № 612 - о невозможности заключения социального контракта по заключению межведомственной комиссии.
Учитывая нормы законодательства, подписание заявителем и руководителем органа труда и социальной защиты населения социального контракта возможно при согласовании межведомственной комиссией программы социальной адаптации (пп.10, 26, 27 Порядка №612).
Ефремову Н. И. направлено уведомление Департамента от ДД.ММ.ГГГГ исх. № о причинах отказа: не внесены изменения в программу социальной адаптации, рекомендации комиссии не учтены. Ефремову Н. И. рекомендовано обратиться для заключения социального контракта по поиску работы по квалификации инженер-программист.
Департамент при вынесении решений об отказе Ефремову Н.И. в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта действовал в рамках действующего законодательсва Российской Федерации и Республики Крым.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ефремов Н.И. подал в ДТСЗН администрации гор. Евпатории заявление о заключении социального контракта и предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д. 4). Данное заявление рассмотрено межведомственной комиссией по вопросу оказания ГСП на основании социального контракта и ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в назначении ГСП (л.д. 41). ДД.ММ.ГГГГ решением ДТСЗН администрации гор. Евпатории Ефремову Н.И. отказано в назначении ГСП на основании социального контракта (л.д. 42).
Ефремов Н.И. полагает, что отказ в предоставлении ГСП является незаконным, так как изложенные ответчиком причины отказа не соответствуют положениям нормативно – правовых актов, изложенным в исковом заявлении.
В письменных возражениях на исковое заявление Ефремова Н.И. ответчик указал, что при вынесении решения об отказе в назначении Ефремову Н.И. государственной социальной помощи, Департамент основывался на отрицательном заключении межведомственной комиссии. В соответствии с пунктом 10 Порядка №612 государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением органа труда и социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта. В соответствии с пунктом 1.4 Положения о межведомственной комиссии, утвержденного постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 14.03.2022года № 451-п, основной целью работы межведомственной комиссии является предоставление заключений о возможности (невозможности) заключения социального контракта в Департамент для принятия решений о назначении или отказа в назначении ГСП на основании контракта. В случае отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в решении органа труда и социальной защиты населения указывается причина отказа. Заявления Ефремова Н.И. неоднократно рассматривались межведомственной комиссией. По его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия вынесла заключение об отказе Ефремову Н.И. в назначении ГСП, поскольку заявителем не учтены предыдущие рекомендации комиссии, программа социальной адаптации подана в прежнем виде (л.д.16).
Рассматривая возникший спор, суд руководствовался нормативно – правовыми актами, регулирующими правоотношения по назначению государственной социальной помощи на основании социального контракта, в частности : ФЗ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ЗРК № 10-ЗРК «О государственно социальной помощи в Республике Крым», постановлением СМ РК № 612 «О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта В РК», приказом Министерства труда и социальной защиты РК № 302.
Закон Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Республике Крым в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
По смыслу статьи 6 N 10-ЗРК/2014, государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения; уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении (с необходимым обоснованием причин отказа) должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения.
Согласно статьи 9, которая поименована как «Отказ в назначении государственной социальной помощи», Закона Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", в случае представления получателем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения отказывает получателю в назначении государственной социальной помощи.
Пунктом 14 Приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 05.06.2019 N 302 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта и признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 22 июня 2017 N 334" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления, прекращения или отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно указанного пункта Административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:1) представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;
2) превышение среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.
В соответствии с пунктом 27 Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 N 612, (в редакции, действовавшей на момент вынесения органом труда и социальной защиты решения), по результатам рассмотрения программы социальной адаптации межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) заключения социального контракта.
В случае отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в решении органа труда и социальной защиты населения указывается причина отказа.
По смыслу пункта 36 Порядка № 612, в программе социальной адаптации указываются планируемые мероприятия по социальной адаптации, сроки их выполнения. Программа социальной адаптации предусматривает обязательные для реализации получателем государственной социальной помощи мероприятия, направленные на преодоление им трудной жизненной ситуации.
В случае неявки заявителя для разработки программы социальной адаптации в течение семи рабочих дней со дня его уведомления орган труда и социальной защиты населения принимает решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.12.2023 N 933 (то есть после принятия оспариваемого решения от 29.06.2022 года) были внесены изменения в Постановление Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 N 612, и предусмотрен перечень оснований и дополнительных оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Из материалов дела следует, что согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по вопросу оказания ГСП на основании социального контракта, комиссией были рассмотрены заявление, документы, анкета о семейном и материально – бытовом положении, программа социальной адаптации, акт обследования материального положения и жилищно-бытовых условий Ефремова Н.И., фотоматериалы по акту. Комиссия решила отказать Ефремову Н.И. в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, так как заявителем подана программа социальной адаптации в прежнем виде, рекомендации комиссии не учтены (л.д. 41).
ДД.ММ.ГГГГ ДТСЗН принято решение об отказе Ефремову Н.И. в назначении ГСП на основании социального контракта, так как в соответствии с пунктом 10 Порядка № 612 ГСП назначается органом труда и социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии. В соответствии с пунктом 27 Порядка № 612, по результатам рассмотрения программы социальной адаптации межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) заключения социального контракта.
Таким образом, ДТСЗН, к компетенции и полномочиям которого в соответствии с Законом Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" относится принятие мотивированного решения об отказе в назначении МСП, в оспариваемом истцом решении в качестве причин отказа Ефремову Н.И. в предоставлении МСП процитировал положения нормативно – правовых актов о том, что решение Департаментом принимается на основании заключения МК (л.д. 42). Иных причин отказа в предоставлении МСП не указано. Обоснование правильности выводов МК и оценка конкретных обстоятельств, указывающих на невозможность обеспечения стабильного дохода Ефремову Н.И. путем организации им собственного производства по изготовлению сувениров изложены только в возражениях на исковое заявление. Данные мотивы отказа в предоставлении заявителю МСП и обоснование правильности принятого МК заключения в решении ДТСЗН, вопреки требованиям ст. 6 ЗРК № 10-ЗРК, не указывались.
Поскольку указанная в решении ДТСЗН причина отказа в предоставлении МСП Ефремову Н.И. не соответствует возможным основаниям отказа, содержащимся в статье 9 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", Постановлении Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 N 612 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), а также в «исчерпывающем перечне» пункта 14 Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта, а кроме того, изложенная причина отказа по своей сути носит формальный характер и не содержит мотивов согласия с отрицательным заключением межведомственной комиссии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконность решения ДТСЗН от ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд первой инстанции обоснованно учел, что на основании идентичной программы социальной адаптации, в которой был изменен лишь срок действия социального контракта на 6 месяцев, ДТСЗН администрации города Евпатории РК был заключен с Ефремовым Н.И. социальны контракт от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: