Решение по делу № 33а-807/2022 от 27.01.2022

Судья Саенко О.Л.      дело № 33а-807/2022

(№ 2а-6643/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,

судей Колесниковой Д.А., Щенниковой Е. В.,

при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 17 февраля 2022 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 октября 2021 года по делу по исковому заявлению Апраксиной Елизаветы Юрьевны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности организовать водоснабжение и водоотведение жилого дома.

Заслушав доклад материалов административного дела судьи Щенниковой Е.В., объяснения представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Жохова А.В., судебная коллегия по административным дела

установила:

Апраксина Е.Ю. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение и водоотведение к жилому дому №4 по ул. Пионерская г. Сыктывкара, указав в обоснование требований на бездействие органа местного самоуправления в решении вопроса по организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования, в частности по ул. Пионерская г. Сыктывкара.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО «Сыктывкарский водоканал».

По итогам рассмотрения дела в порядке гражданского судопроизводства, Сыктывкарским городским судом Республики Коми 06 октября 2021 года вынесено решение, которым требования Апраксиной Е.Ю. удовлетворены. На администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение и водоотведение к жилому дому №4 по ул. Пионерская г. Сыктывкара.

В апелляционной жалобе представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Жохов А.В. просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении требований, указывая на отсутствие у органа местного самоуправления обязанности по организации водоснабжения и водоотведения к частным жилым домам, находящимся в зоне построек частного сектора.

Апраксиной Е.Ю. представлены письменные возражения доводам апелляционной жалобы, в которых указано на законность и обоснованность выводов суда о наличии у администрации МО ГО «Сыктывкар» обязанности по организации водоснабжения и водоотведения принадлежащего ей дома, в связи с чем просит решение суда оставить без изменения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 24 января 2022 года настоящее дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Жохов А.В. на доводах апелляционной жалобы настаивал в полном объеме, просил решение суда отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Неявка в судебное заседание сторон по делу, иных лиц, участвующих в деле, в силу положений статей 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Проверив законность принятого по делу судебного акта в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Апраксина Е.Ю. с 13 декабря 2018 года является собственником индивидуального жилого дома по адресу: г. Сыктывкар, ул. Пионерская, д.4.

В жилом доме отсутствует центральное водоснабжение и водоотведение.

Согласно письму главы МО ГО «Сыктывкар» от 11 декабря 2020 года № 01/2-02/1157, адресованному Апраксиной Е.Ю., инвестиционная программа ОАО «Сыктывкарский Водоканал» в сфере водоснабжения, водоотведения на 2021-2023 годы, утвержденная приказом Министерства ЖКХ Республики Коми от 20 октября 2020 года № 44/22-Т, не содержит мероприятий по строительству сетей водоснабжения и водоотведения в связи с отсутствием источников финансирования таких мероприятий. Кроме того, в данном ответе указано на то, что в перечне инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств на 2020-2022 годы, финансирование на строительство централизованных сетей холодного водоснабжения и водоотведения по ул. Пионерская г. Сыктывкара, в районе жилых домов № 1-19 не предусмотрено, в связи с чем на сегодняшний момент отсутствует возможность строительства водопроводных и канализационных сетей по ул. Пионерская.

Как установлено судом, а также следует из результатов проверки, проведенной прокуратурой города Сыктывкара по обращению Апраксиной Е.Ю., улица Пионерская г. Сыктывкара имеет протяженность 657 метров. На указанной улице расположено 48 частных жилых домов. Центральное водоснабжение по улице Пионерская отсутствует, ближайшие водоразборные колонки располагаются по адресам: ул.Северная, д.33; ул. Лесозаводская, д.24; ул. Стахановская д. 40, однако расстояние от большинства жилых домов, расположенных на улице Пионерская до ближайших водозаборных колонок превышает 100 метров. Только дома №№ 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 по ул. Пионерская находятся на расстоянии в пределах 100 метров от водоразборной колонки по адресу: г. Сыктывкар, ул. Северная, 33. Однако напрямую к указанной водоразборной колонке от жилых домов попасть невозможно ввиду того, что дорога к ней по прямой пролегает через земельные участки, находящиеся в частной собственности, а кратчайший возможный путь до колонки от указанных домов составляет не менее 500 метров.

Положениями статьи статье 26 Устава МО ГО «Сыктывкар» предусмотрено, что к ведению городского округа относится, в том числе организация в границах городского поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав оценку представленным сторонами доказательствам, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу об их удовлетворении и возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности организовать водоснабжение и водоотведение к жилому дому № 4 по ул. Пионерская г. Сыктывкара в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом суд исходил из того, что администрация МО ГО «Сыктывкар», как исполнительный орган местного самоуправления, призвана, полномочна и обязана в соответствии с законодательством Российской Федерации решать вопросы по организации надлежащего холодного водоснабжения на территории городского округа, при этом органом местного самоуправления не были осуществлены в полном объеме действия по организации инженерной инфраструктуры улицы Пионерская в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям водных ресурсов, с тем, чтобы проживающим на данной улице гражданам, обеспечивалась возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения их жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объемах, необходимых для нормальной жизнедеятельности

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции в части наличия у администрации МО ГО «Сыктывкар» обязанности организовать бесперебойное и качественное водоснабжение населения на территории городского округа.

В соответствии частью 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).Статьей 23 вышеуказанного Федерального закона предусматривается, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Таким образом, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.

Согласно положениям части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

В пункте 2 статьи 2 названного Федерального закона содержится понятие водоотведения, которое представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Из приведенных выше норм права, в том числе части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», не следует, что организация централизованной системы водоснабжения и водоотведения в городских округов является обязанностью, которая должна быть исполнена в течение какого-либо определенного времени с момента введения соответствующего правового регулирования и которая может быть возложена на органы местного самоуправления в судебном порядке.

Судебная коллегия также обращает внимание на то, что развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территориях городских округов возможно, однако оно осуществляется в соответствии с установленным Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядком, согласно которому органы местного самоуправления утверждают схемы водоснабжения и водоотведения городских округов (ст. 38), после чего происходит утверждение инвестиционных программ, которые, в том числе должны содержать перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы и т.д. (ст. 40).

При этом действующее законодательство допускает, что на территориях различный муниципальных образований система централизованного водоснабжения и водоотведения может отсутствовать и предусматривает для этих случаев специальные правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предусмотрено, что потребителю предоставляется коммунальная услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным и Правительством Российской Федерации.

Пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют централизованное холоднее водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с указанными Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры (п. 72 Правил).

Таким образом, действующее законодательство, возлагая на муниципальный орган обязанность по организации в границах городского округа водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, выбор варианта организации водоснабжения относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления, и в случае отсутствия технической возможности организовать централизованное водоснабжение, администрация обязана организовать водоснабжение иными способами. При этом выбор такого способа реализации указанных обязанностей не может быть предрешен судом.

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации достоверно установлено, что по ул. Пионерской г. Сыктывкара, где расположен частный жилой сектор, в том числе жилой дом № 4, принадлежащий Апраксиной Е.Ю., отсутствует централизованная система холодного водоснабжения, также на территории данной улицы отсутствуют источники нецентрализованного водоснабжения, состоящие на балансе органа местного самоуправления, а до ближайших водозаборных колонок, расположенных на иных улицах расстояние превышает 100 метров, то суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на администрацию МО ГО «Сыктывкар» должна быть возложена обязанность по организации водоснабжения в соответствии с приведенными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.12.2007 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, находит их обоснованными и основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.

Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права и не свидетельствуют о незаконности решения суда в указанной части.

В тоже время, возлагая на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность по организации водоотведения, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с положениями Федерального закона от 07.12.2007 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы, что уже само по себе презюмирует наличие у истца водоснабжения посредством централизованной системы, когда такой способ водоснабжения при рассмотрении настоящего дела не определялся судом, что является правильным, поскольку обратное привело бы к вмешательству в хозяйственную, экономическую и финансовую деятельность органа местного самоуправления.

Возложение обязанности на администрацию МО ГО «Сыктывкар» организовать водоснабжение именно к индивидуальному дому Апраксиной Е. Ю. также не учитывает согласно вышеприведенным положениями закона возможные способы организации водоснабжения, в числе которых может быть нецентрализованное холодное водоснабжение (водоразборные колонки) и (или) подвоз питьевой воды.

В связи с изложенными, решение суда в указанной части подлежит изменению путем исключения из его резолютивной части указания на возложение на муниципальный орган обязанности по организации водоотведения с возложением на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по организации водоснабжения дома № 4 по ул. Пионерской г. Сыктывкара, что сохранит право выбора администрации способа исполнения обязанности по организации водоснабжения и не противоречит указанным выше нормам закона.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 октября 2021 года изменить в части возложения на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности организовать водоснабжение и водоотведение к жилому дому №4 по ул. Пионерская г. Сыктывкара, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение жилого дома № 4 по ул. Пионерская г. Сыктывкара.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 18 февраля 2022 года.

Председательствующий

Судьи

33а-807/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Апраксина Елизавета Юрьевна
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
ОАО Сыктывкарский водоканал
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Щенникова Е. В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
17.02.2022Судебное заседание
17.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее