ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-4647/2024 председательствующий судья суда первой инстанции Каралаш З.Ю.
(2-2031/2023) УИД 91RS0003-01-2023-001430-83
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 мая 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи | Морозко О.Р. |
судей | Курской А.Г.,Подлесной И.А. |
при секретаре | ФИО10 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении совершить определенные действия,
по апелляционным жалобам ФИО1 и представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила признать незаконным и отменить решение Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в специальный стаж ФИО1 периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – преподавателем по классу флейты Детской музыкальной школы № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – педагог по классу флейты Гвардейской детской музыкальной школы; включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – преподавателем по классу флейты Детской музыкальной школы № <адрес> и назначить досрочную страховую пенсию по старости ФИО1 согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако оспариваемым решением ей было отказано ввиду отсутствия специального и страхового стажа. Ответчиком не были учтены в ее специальный стаж спорные периоды работы, которые, по мнению истца, подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности, поскольку в период работы на территории Республики Узбекистан указанная работа носила льготный характер и давала право на досрочное назначение пенсии, а в период работы истца на территории Республики Крым действовало законодательство Украины, согласно которому стаж работы являлся педагогическим, в связи с чем в силу положений Федерального закона №208-ФЗ он должен быть приравнен к стажу на соответствующих видах работ. Также истец считает необоснованным исключение периода работы на территории Республики Узбекистан из общего страхового стажа, тогда как он подтвержден сведениями трудовой книжки, архивной справкой и актом проверки. Истец не согласна с указанным решением, в связи с чем и обратилась в суд с данным иском.
Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным в части отказа включения в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии ФИО1 по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – преподавателем по классу флейты Детской музыкальной школы <адрес>, а также в общий страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – преподаватель по классу флейты Детской музыкальной школы № <адрес>. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Крым возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – преподавателем по классу флейты Детской музыкальной школы № <адрес>, включить в общий страховой стаж ФИО1 периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – преподавателем по классу флейты Детской музыкальной школы № <адрес>. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, истец и представитель ответчика подали апелляционные жалобы.
Истец в своей апелляционной жалобе просила решение суда в части отказа в удовлетворении требований отменить и принять решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что при принятии решения суд не учел нормы материального права, поскольку на момент осуществления истцом трудовой деятельности на территории Республики Крым действовало законодательство Украины, предусматривавшее включение периода работы истца в специальный стаж педагогической деятельности, в связи с чем с учетом положений Федеральных законов 208-ФЗ, 84-ФЗ указанный период по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ.
Также истец указывает, что судом не была дана оценка справке № от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате за 2000-2004 годы со сведениями о начисленных страховых взносах, в связи с чем судом необоснованно не включен в специальный стаж период работы на территории Республики Узбекистан в полном объеме. При этом, автор жалобы указывает, что Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ не может распространяться на периоды работы, имевшие место до его принятия.
Представитель ответчика в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении иска. Считает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Доводы жалобы, повторяют позицию пенсионного органа, изложенную в оспариваемом решении и возражении на исковое заявление, и сводятся к тому, что спорные периоды работы истца не подлежат включению в ее специальный стаж – в отношении периода работы на территории Республики Узбекистан, поскольку денонсировано Соглашение от 13.03.1992, а на территории Республики Крым - так как не соблюдаются условия определенные п. 12 Правил №781.
Истец в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, что подтверждено соответствующим почтовым уведомлением, обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, просила ее удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением и отчетом электронной почты, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также просил апелляционную жалобу пенсионного органа удовлетворить, решение суда отменить.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика.
Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (т. 1 л.д. 48-52).
Решением Отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия права на назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого льготного стажа (т. 1 л.д. 21-22, 46-47).
Из оспариваемого решения следует, что в расчет стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в соответствии с законодательством Российской Федерации, указано, что данный период также не учтен в общий страховой стаж; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – так как не выполняется ни одно из условий, определенных п. 12 Правил №.
В общий страховой стаж не учтен период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как справка государственного учреждения службы занятости населения, предусмотренная Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, не предоставлена.
По расчету пенсионного органа общий страховой стаж истца составляет 20 лет 05 месяцев 18 дней, при этом стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию – отсутствует.
Согласно трудовой книжке серии ГТ-I №, заведенной ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 (Шаиповой, Абдуллаевой) Э.Н., ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу в качестве преподавателя по классу флейты Детской музыкальной школы №, ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор прекращен, ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в качестве педагога по классу флейты Гвардейской детской музыкальной школы, ДД.ММ.ГГГГ присвоена квалификационная категория «специалист», ДД.ММ.ГГГГ Гвардейская детская музыкальная школа реорганизована в филиал <адрес>ной детской музыкальной школы, ДД.ММ.ГГГГ присвоена квалификационная категория «специалист II категории», с ДД.ММ.ГГГГ <адрес> детская музыкальная школа переименована в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «<адрес> детская школа искусств», ДД.ММ.ГГГГ переведена из Гвардейского филиала в МБОУ ДОД «<адрес> детская школа искусств», с ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДОД «<адрес> детская школа искусств» переименована в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «<адрес> детская школа искусств», ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена «высшая квалификационная категория», с ДД.ММ.ГГГГ МБУ ДО «<адрес> детская школа искусств» переименована в Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «<адрес> детская школа искусств» (т. 1 л.д. 12-14, 37-39, 115-117).
По запросу пенсионного органа ДД.ММ.ГГГГ в материалы пенсионного дела истца поступили архивная справка № о том, что ФИО1 (Шаипова) Э.Н. работала в качестве преподавателя по классу флейты в Детской музыкальной школе № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и освобождена от занимаемой должности по собственному желанию приказом от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 15, 111), и справка о заработке ФИО1 за период с января 2000 по июль 2004 гг. с указанием сумм начисленных страховых взносов (т. 1 л.д. 16, 112-112 оборот).
Для подтверждения работы в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произведена проверка льготного стажа работы ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату проведения проверки, по результатам которой составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что в справке о льготном стаже работы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № имеются технические ошибки и не указаны нерабочие и праздничные дни, установленные законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014, рекомендовано предоставить уточненную справку в соответствии с результатами проверки. Подтверждено, что первичные документы являются достоверными (т. 1 л.д. 53-55).
МКУ ДО «<адрес> детская школа искусств» предоставлены справки № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по даты выдачи справок осуществляла педагогическую деятельность в должности педагога по классу флейты в Гвардейской детской музыкальной школе. Предоставлены сведения о переименовании организации и нормах рабочего времени педагогической нагрузки. В отпуске без сохранения заработной платы и в учебном отпуске не находилась, нерабочие и праздничные дни, установленные Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ согласно сведениям табеля учета рабочего времени ФИО1 являлись выходными днями (т. 1 л.д.17-20, 56-57, 113-114).
Из справки МКУ ДО «<адрес> детская школа искусств» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 работает в должности педагога дополнительного образования, реализует дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы, рабочая неделя шестидневная, выходной день – воскресенье (т. 1 л.д. 36).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, код льготы для досрочного назначения страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует (т. 1 л.д. 65-68).
Принимая решение о частичном удовлетворении требований истца, суд первой инстанции руководствовался Списками № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых поименованы должности и учреждения, в которых в спорные периоды работала истец, в связи с чем пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания для отказа во включении в специальный стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу на территории Республики Крым с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях". Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 указанного Закона, имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В силу частей 2-4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п. "м" ч. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. №1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.20 Постановления от 11.12.2012 г. №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В разделе Списка №781 «Наименование учреждений» поименованы учреждения дополнительного образования детей - «детская школа искусств, в том числе по видам искусств»; в разделе «Наименование должностей» указана, в частности, должность преподавателя.
В свою очередь, в разделе Списка №463 «Наименование учреждений» были поименованы Школы и школы – интернаты всех типов и наименований и внешкольные учреждения, в том числе детско – юношеские спортивные школы; в разделе «Наименование должностей» указана, в частности, должность преподавателя.
В разделе Списка №1067 «Наименование учреждений» в п. 15 поименованы учреждения дополнительного образования детей - «детская школа искусств, в том числе музыкальная»; в разделе «Наименование должностей» в п. 2 указана, в частности, должность преподавателя.
Абзацем 3 п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. №1067, было установлено, что работа в учреждениях дополнительного образования детей (пункт 15 раздела "Наименование учреждений" Списка) засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в должностях, предусмотренных пунктом 2 раздела "Наименование должностей" Списка.
Разрешая требования истца в данной части, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что поскольку обращение истца с заявлением о назначении льготной пенсии имело место до денонсации Соглашения от 13.03.1992, к данным периодам подлежат применения данного Соглашения.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (денонсированного с 01.01.2023), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
<адрес> и Российская Федерация являются участниками данного соглашения.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Статья 11 данного Соглашения от 13.03.1992 г. предусматривает, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в указанное Соглашение от 13.03.1992 не вносилось.
В соответствии со ст. 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
В соответствии с пунктом 1 Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 г. N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее - Рекомендации N 99р).
Согласно пункту 5 данных Рекомендаций N 99р по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" (далее - Рекомендации от 22.06.2004 г. N 99р) для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, в силу приведенных выше норм международного договора и пенсионного законодательства РФ при новом установлении пенсий территориальным органом Пенсионного фонда РФ необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников Соглашения, при этом периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в <адрес>) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, из положений ст. ст. 1, 6 Соглашения от 13.03.1992 г. и разъясняющих их применение подзаконных актов (п. 5 Рекомендаций N99р) следует, что реализация истцом права на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности на территории Российской Федерации производится в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации было предусмотрено льготное пенсионирование по занимаемой истцом должности в указанном образовательном учреждении (Постановления №463 и №1067).
При этом следует отметить, что согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) установлено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Принимая во внимание изложенное, а также несоответствие истца указанным требованиям ввиду отсутствия на 1 января 2001 г. стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения в подсчет специального стажа истца периода работы на территории Республики Узбекистан, начиная с 01.01.2001.
При этом, судебной коллегией отклоняются доводы представителя истца относительно отсутствия оснований для применения положений Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 к периодам работы, имевшим место до его принятия, поскольку как указано выше, оценка пенсионных прав истца, приобретенных на территории Республики Узбекистан подлежит осуществлению согласно норм законодательства Российской Федерации, действующего на дату такой оценки.
Таким образом, учитывая, что истец работала в учреждении и должности, указанных в Списках №463 и №1067, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обоснованно включен судом в подсчет стажа истца на соответствующих видах работ.
Также обоснованным является вывод суда о включении в подсчет общего страхового стажа истца периода работы истца на территории Республики Узбекистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденного сведениями трудовой книжки, выданными компетентными органами Республики Узбекистан справками о периоде работы, заработной плате и оплате страховых взносов, которые необоснованно не приняты во внимание пенсионным органом при принятии оспариваемого решения.
При этом, судебная коллегия не принимает во внимание указание пенсионного органа на то, что в указанные периоды имели место периоды отпуска по уходу за ребенком, поскольку доказательств наличия таких периодов материалы дела не содержат, заработная плата истцу начислялась в течение всего указанного периода, а пенсионным органом, с учетом предоставленной ему действующим законодательством компетенции, проверка и установление таких сведений не осуществлены и соответствующих доказательств суду не предоставлено.
Относительно периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его включения в подсчет специального стажа ввиду несоответствия истца требованиям п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009).
Судебная коллегия не может в полной мере согласиться с указанным выводом, исходя из следующего.
В ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 23.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено какие организации дополнительного образования детей могут осуществлять образовательную деятельность Российской Федерации: «для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств создаются образовательные организации дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел» (далее - детские школы искусств)».
Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с этим федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данным положениям корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривающая, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N208-ФЗ установлено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 октября 2017 года N 2333-О указал, что положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации.
До 1 января 2015 года истец осуществляла педагогическую деятельность на территории Республики Крым в период действия законодательства Украины.
В соответствии с пунктом "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года N 1788-ХП работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с Перечнем, который утверждается в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Как установлено Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года N 909, право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучению, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы. Работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.
В пунктах 14 и 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в должности педагога музыкальной школы на территории Республики Крым, в период действия законодательства Украины, не предусматривавшего условие включения в специальный (льготный) педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, наличие специального стажа в размере 16 лет 8 месяцев по состоянию на 01.01.2001. Судебная коллегия считает необходимым отметить, что истец, работая в указанный период в должности преподавателя музыкальной школы, предполагала получение льготы, а именно досрочный выход на пенсию после отработки положенного для этого количества лет.
Таким образом, периоды осуществления ФИО1 педагогической деятельности до 01.01.2015 подлежат зачету в специальный стаж в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым в спорные периоды трудовой деятельности истца, поскольку иного законодательством Российской Федерации применительно к территории Республики Крым не установлено.
В свою очередь, основания учесть период работы, начиная с 01.01.2015 в специальный стаж истца отсутствуют, ввиду невыполнения условий, установленных п. 12 Правил №781, в связи с чем основания для отмены или изменения решения суда в данной части отсутствуют.
Изложенное не было учтено судом первой инстанции, в связи с чем решение суда подлежит отмене в части отказа во включении в специальный стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с принятием в данной части нового решение об удовлетворении требований.
Из положений ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно предоставленному по запросу суда апелляционной инстанции предварительному расчету, с учетом вышеуказанных периодов, подлежащих включению в специальный стаж истца, на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) необходимая продолжительность специального стажа истца – 25 лет – отсутствовала.
Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии, с которым судебная коллегия соглашается.
В остальной части доводов, опровергающих выводы суда, апелляционные жалобы не содержат. Их содержание по существу повторяет позиции истца и пенсионного органа в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части отказа во включении в специальный стаж ФИО1 периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принять в данной части новое решение об удовлетворении требований.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (295011, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Караимская, 52, ОГРН 1147746375116, ИНН 7706808265) включить ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> УзССР, зарегистрированной по адресу: <адрес>, <адрес>, паспорт гражданина РФ серии № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> в <адрес>, код подразделения №) в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное установление страховой пенсии по старости в соответствии п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога по классу флейты Гвардейской детской музыкальной школы.
В остальной части решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий | О.Р. Морозко |
Судьи | А.Г. Курская И.А. Подлесная |