УИД: 59RS0004-01-2021-004608-91
Дело № 2а-3223/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2021 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.
при секретаре Бикаевой Г.А.,
с участием представителя административного истца Лоншаковой Т.В., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика Синкевич О.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Паиновой ФИО6 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным и отмене уведомления, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Паинова Е.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным и отмене уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № № возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении объекта недвижимости – жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства, по адресу: <Адрес> На указанном земельном участке возведен жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., количество этажей – 2. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась к ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на указанный дом. ДД.ММ.ГГГГ действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права были приостановлены со ссылкой на то, что земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2013 году, образован из земельных участков с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - – для сельскохозяйственного производства, соответственно земельный участок истца имеет такие же характеристики, что исключает возможность государственной регистрации права на строения на данном участке. С Указанным решением не согласна, полагает, что земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства.
Согласно решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09.04.2014 года № 53 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района», земельный участок расположен в зоне РД «Зона застройки дачными домами, коллективными садами, садово-огородными участками», таким образом, разрешенное использование и назначение территориальной зоны позволяют возводить на земельном участке объекты капитального строительства, а факт того, что участок образован из земельных участков, которые ранее входили в состав сельскохозяйственных угодий не может нарушать права административного истца по пользованию земельным участком.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнила заявленные требования. Указала, что 11.05.2021 года административным ответчиком принято решение № КУВД-001/2021-2294219/2 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 11.05.2021 года, в связи с чем признание уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации от 11.02.2021 года является не актуальным.
Просит признать незаконным и отменить уведомление № КУВД-001/2021-2294219/2 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 11.05.2021 года, возложить обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении объекта недвижимости – жилое здание площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу <Адрес>, <Адрес>
Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представитель административного истца в судебном заседании на доводах и требованиях, изложенных в административном иске, с учетом их уточнения, настаивала в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании выразила несогласие с иском по доводам, указанным в письменных возражениях (л.д. 74-77), согласно которым оспариваемое решение принято правомерно.
Заинтересованное лицо администрация Пермского муниципального района Пермского края о месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, ранее направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, требования административного истца поддерживают (л.д. 63).
Заинтересованное лицо администрация Култаевского сельского поселения в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, ранее ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя ((л.д. 71).
Заслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права, Паиновой Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> расположенный по адресу <Адрес>, <данные изъяты> с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования – для садоводства (л.д. 6, 54-58).
На вышеуказанном земельном участке административным истцом построен жилой дом общей площадью 63,5 кв.м.
В связи с созданием здания проведены кадастровые работы и составлен технический план здания по адресу <Адрес> <Адрес>, участок 5 и декларация об объекте недвижимости (л.д. 13-31).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № из земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 32-33).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на объект недвижимости: жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>, участок 5, приложив технический план (л.д.104-105).
Уведомлением от 11.02.2021 № КУВД-001/2021-2294219/1 принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании п. 5, 22, ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и созданный объект недвижимости не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, или не соответствует градостроительному регламенту, в случае, если правообладатель такого участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений. Земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером № (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв.м., адрес <Адрес>, Култаевское с/п, д. Мокино). Земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером № (категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу <Адрес>, Култаевское с/п, земельные доли (колхоз «Россия»). Земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером № (категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв.м., адрес: <Адрес>, Култаевское с/пос), из данного участка образовано 85 земельных участков. Учитывая изложенное, первичным исходным по отношению к земельному участку № является земельный участок с кадастровым номером № с характеристиками: категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства. Учитывая изложенное, до перевода земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» и изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки, основания для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении объекта, расположенного на земельном участке, отсутствуют. Заявителю предложено представить дополнительные документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, представить документ о переводе земельного участка из одной категории в другую (л.д. 7-10).
Административным истцом подавалось заявление в Управление архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района по вопросу внесения изменений в Генеральный план Култаевского сельского поселения в части изменения категории земельного участка с кадастровым номером №, согласно ответу № ИС-2624 от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрение вопроса о включении земельного участка с кадастровым номером № в границу ближайшего населенного пункта д. Мокино, не представляется возможным (л.д. 11-12).
При этом, из указанного ответа следует, что в соответствии с генеральным планом Култаевского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 года № 29 (в редакции решения Земского собрания Пермского муниципального района от 29.06.2016 года № 157), земельный участок № расположен на землях сельскохозяйственного назначения, в границах функциональной зоны сельскохозяйственного назначения. Согласно правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения от 09.06.2014 года № 53 (в редакции решений Земского Собрания Пермского муниципального района от 29.06.2016 года № 158, от 22.12.2016 года № 181, от 23.03.2017 года № 212, от 31.05.2018 года № 323, от 31.10.2019 года № 11), расположен границах территориальной зоны РД «Зона ведения гражданами садоводства и огородничества».
11.05.2021 года административным ответчиком вынесено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № КУВД-001/2021-2294219/2, поскольку заявителем не устранены основания к приостановлению, указанные в уведомлении от 11.02.2021 года (л.д. 106-107).
Положениями ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 5, п. 22 ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
В силу п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовым земельным участком является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
На основании ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Сводом правил «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» СП 53.13330.2011, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2020 № 849, определено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе – теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобилей (пункт 6.4). При этом в приложении Б «Термины и определения» к указанному Своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом – здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.
Согласно ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В обоснование того факта, что земельный участок административного истца расположен на землях сельскохозяйственных угодий, административным ответчиком представлена выкопировка из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства и служебной записки Отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости от 25.08.2021 года № 2.10-83/2021-2912 (л.д. 97-103).
Согласно сведениям из ИСОГД, предоставленных МКУ «Управление стратегического развития Пермского муниципального района» от 03.08.2021 года № 785 в соответствии с Правилами землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденными решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района от 09.06.2014 № 53 (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 31.10.2019 года № 11) земельный участок с кадастровым номером №, находится в границах территориальной зоны СХ-2 – «Зона садоводческих и огороднических земельных участков».
К основным видам разрешенного использования относятся:
«ведение огородничества» - осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур (13.1).
«ведение садоводства» - осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей (13.2) (л.д. 64-67).
Проанализировав представленные доказательства в совокупности с нормами права, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 11.05.2021 года не может быть признано законным и обоснованным, поскольку разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № и назначение территориальной зоны позволяет возводить на нем объекты капитального строительства.
Тот факт, что спорный земельный участок, образован из земельного участка, который ранее образован из состава сельскохозяйственных угодий, и то обстоятельство, что выбытие земель сельскохозяйственного назначения и образование земельных участков с разрешенным использованием, допускающим возведение объектов капитального строительства, осуществлено в отсутствие земельного контроля со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, не может повлечь нарушение права Паиновой Е.В. на владение и пользование принадлежащим ей земельным участком в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
Согласно ч. 1, ч. 6 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Приказом Росреестра от 31.12.2020 № П/0528 утвержден Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному земельному надзору, согласно которому в числе указанных нормативных правовых актов указана ч. 6 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Таким образом, проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, использующими земельные участки, положений ч. 6 ст. 79 ЗК РФ осуществляется при проведении мероприятий по государственному земельному надзору, а не при осуществлении органом регистрации государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, соответственно, выводы административного ответчика о возведении дома на земельном участке, относящемся к категории «Земли сельскохозяйственного назначения», не могли послужить основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а впоследствии и отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Кроме того, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлена компетенция органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Проверка законности возведения на земельном участке объекта недвижимости не входит в компетенцию органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Также судом учитывается, что сведения, содержащиеся в ЕГРН о виде разрешенного использования – для садоводства, внесены административным ответчиком.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление Паиновой Е.В. от 26.01.2021 года о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на жилое здание площадью 63,5 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <Адрес>
В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ, следует возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также административному истцу об исполнении настоящего решения суда.
Заявленные требования в части отмены обжалуемого уведомления удовлетворению не подлежат, поскольку в предмет рассмотрения заявленных требований входит оценка законности и обоснованности обжалуемых решений, а отмена признанного судом незаконным уведомления входят в исключительную компетенцию самого органа - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, поэтому в удовлетворении требований в указанной части следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
уведомление № КУВД-001/2021-2294219/2 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 11.05.2021 года – признать незаконным.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление Паиновой ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на жилое здание площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу <Адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства, о чём в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить административному истцу и суду.
В удовлетворении требований Паиновой ФИО8 об отмене уведомления № КУВД-001/2021-2294219/2 от 11.05.2021 года – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья подпись Т.А. Евдокимова
Копия верна. Судья
Мотивированное решение изготовлено 19.10.2021 года.
Подлинник документа находится в материалах административного дела
№ 2а-3223/2021 в Ленинском районном суде г. Перми.