УИД 04RS0020-01-2022-001312-46 №2-942-2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северобайкальск 19 сентября 2022 года
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Григорьевой В.В., при секретаре Тетерлевой Е.М.,
с участием помощника межрайонного прокурора Ильязовой С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора к МО ГП «поселок Новый Уоян» о возложении обязательств,
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, указывая, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации», которой установлено, что администрацией МО ГП «поселок Новый Уоян» в полном объёме не обеспечивается возможность получения гражданами муниципальных услуг в электронной форме, поскольку на федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Республики Бурятия (https://03.gosuslugi.ru/) МО ГП «поселок Новый Уоян» предоставляет в электронном виде только услуги: услуга по выдаче документов «справок, выписок из похозяйственных книг», услуга присвоения, изменения и аннулирования адресов объектов недвижимости, заключение договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, административный регламент по предоставлению государственной услуги по предоставлению в соответствии с Законом республики Бурятия «о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», а также в нарушение распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р на портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Республики Бурятия (https://03.gosuslugi.ru/) не предоставлена возможность получения заявителями в электронном виде услуг в сфере имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности, социальной защиты населения. Указанное влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг своевременно, в соответствие со стандартом предоставления, получение муниципальных услуг в электронной форме. Просит суд обязать администрацию МО ГП «поселок Новый Уоян» Северо-Байкальского района Республики Бурятия обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в сфере имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности, социальной защиты населения предоставляемых администрацией МО ГП «поселок Новый Уоян» Северо-Байкальского района Республики Бурятия, в электронной форме в срок до 31.12.2022 года.
В судебном заседании помощник межрайонного прокурора Ильязова С.Д., уточнив исковые требования в формулировке основания и предмета иска, просила иск удовлетворить и возложить на ответчика обязанность обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых муниципальным органом, в электронной форме в срок до 31.12.2022 года.
Представитель ответчика МО ГП «поселок Новый Уоян» глава Ловчая О.В. в суд не явилась, представив в суд письменный возражения, из которых следует, что решением Совета Депутатов муниципального образования утверждён перечень муниципальных услуг согласно приложению, в т.ч. в отношении земельно-имущественных отношений. Перечень передан в администрацию МО «Северо-Байкальский район» для дальнейшего размещения на портале государственных и региональных услуг Республики Бурятия. Полномочия по размещению муниципальных услуг в сфере регулирования предпринимательской деятельности в соответствии с п. 25 ст. 15 ФЗ№131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относятся к компетенции МО «Северо-Байкальский район». Размещение услуг по социальной защите населения относится к государственным полномочиям и не входит в структуру органов местного самоуправления. В связи с чем полагает, что требования иска необоснованны и не подлежат удовлетворению. Также указано, что в настоящее время решением Совета Депутатов муниципального образования от 15.09.2022 года внесены изменения в перечень муниципальных услуг, в административные регламенты внесены изменения в части предоставления услуг в электронном виде, проекты документов направлены в прокуратуру для правовой оценки и заключения по ним. Указанная информация размещена на сайте администрации.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.4 Федерального закона № 210 от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее ФЗ № 210) одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг являются возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Положениями п.3 ст.5 этого же закона установлено, что при получении государственных, и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.6 ФЗ № 210 органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Пункт 2 части 1 статьи 10 ФЗ № 210 предусматривает, что при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Согласно п.1.2 ч.4 ст.29 ФЗ № 210 предусмотрено обеспечение органами местного самоуправления не позднее 1 июля 2012 года реализации требований п.3 ч.1 и п.1 ч.2 ст.6, п.2 ч.1 ст.7 данного федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен до 01.01.2014 года.
Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.
Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая, экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.
Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.
Из представленных в суд документов следует, что на федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Республики Бурятия (https://03.gosuslugi.ru/) МО ГП «поселок Новый Уоян» предоставляет в электронном виде только услуги следующего характера: МО ГП «поселок Новый Уоян».
Таким образом, администрацией МО ГП «поселок Новый Уоян» не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в полном объёме, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг своевременно, в соответствие со стандартом предоставления, получение муниципальных услуг в электронной форме.
Исходя из изложенного, оценив и исследовав доказательства в их совокупности, принимая во внимание мнение ответчика относительно заявленных исковых требований, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, поскольку возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в полном объёме должна быть обеспечена в силу требований законодательства.
При этом доводы стороны ответчика об отсуствии правовых оснований исковых требований прокурора по причине утверждения соответствующего перечня, передачи части полномочий администрации района, а также внесения изменений в перечень муниципальных услуг, в административные регламенты относительно предоставления услуг в электронном виде, проекты которых направлены в прокуратуру для правовой оценки и заключения по ним, размещения информации на сайте администрации, суд находит несостоятельными, поскольку данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют и не обеспечивают возможность получения неопределённого круга лиц получение необходимой информации в электронной форме в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Северобайкальского межрайонного прокурора к МО ГП «поселок Новый Уоян» о возложении обязательств – удовлетворить.
Обязать администрацию МО ГП «поселок Новый Уоян» Северо-Байкальского района Республики Бурятия обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО ГП «поселок Новый Уоян» Северо-Байкальского района Республики Бурятия, в электронной форме в срок до 31.12.2022 года.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись В.В. Григорьева
Копия верна. Судья В.В. Григорьева
Решение суда принято в окончательной форме 26.09.2022 года.