Дело № 2-78/2023 <данные изъяты>
42RS0029-01-2022-001059-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Яя «07» февраля 2023 года.
Яйский районный суд Кемеровской области в составе: председательствующего: Ильченко В.М.
при секретаре Долбиной А.А.,
с участием истца Курмангалеева Р.З.,
представителя ответчиков ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, представителя соответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, Валуевой К.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курмангалеева Руслана Закирьяновича к ФКУ ИК № 37 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Курмангалеев Р.З. обратился в Яйский районный суд Кемеровской области с исковым заявлением к администрации ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу о взыскании морального вреда, в котором просит взыскать с ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу компенсацию морального вреда за причинение нравственных страданий, за незаконные решения, действия, совершенные администрацией ФКУ ИК-37, в размере 20 000 рублей.
В обосновании заявленных требований указано, что согласно вступившего в законную силу апелляционного определения Кемеровского областного суда от 30.06.2021 по делу № 2а-107/2021 ФКУ ИК-37 незаконно подвергло наказанию Курмангалеева Р.З. в ШИЗО на 10 суток.
Решение вступило в законную силу.
Признание незаконными действий администрации ФКУ ИК-37, выразившихся в вынесении незаконного постановления начальника ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу о водворении в штрафной изолятор Курмангалеева Р.З. от 24.12.2020 (по нарушению от 16.12.2020 в 07 часов 41 минуту), является обстоятельством, устанавливающим противоправность вышеуказанных действий, причинивших, в силу своей незаконности вред в виде нравственных страданий, которые выразились в нравственных переживаниях Курмангалеевым Р.З. из-за незаконных действий сотрудников Администрации ФКУ ИК-37.
Истец Курмангалеев Р.З. в судебном заседании полностью поддержал исковые требования, по изложенным в иске основаниям, пояснил, что в результате незаконных действий администрации ФКУ ИК-37 ему были причинены нравственные страдания.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, Валуева К.А. исковые требования не признала, просила в иске отказать, так как Курмангалеевым Р.З. не были представлены доказательства, что он испытал какие-то моральные страдания.
Заслушав истца, представителя ответчиков, а также исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования Курмангалеева Р.З. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Согласно ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В силу п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, для применения ответственности, предусмотренной ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, требующее возмещения вреда за счет государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.
В судебном заседании установлено, что решением Яйского районного суда Кемеровской области от 12 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований Курмангалеева Р.З. об оспаривании решения дисциплинарной комиссии о наложении взысканий отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 30 июня 2021 года решение Яйского районного суда Кемеровской области от 12 марта 2021 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным постановления от 24.12.2020 о водворении в ШИЗО (по нарушению от 16.12.2020 в 07 часов 41 минуту) отменено, принято в данной части новое решение. Постановление о водворении в штрафной изолятор от 24.12.2020 (по нарушению от 16.12.2020 в 07 часов 41 минуту) признано незаконным.
Учитывая то обстоятельство, что действия администрации ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, по вынесению незаконного постановления начальником ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу о водворении в штрафной изолятор от 24.12.2020 (по нарушению от 16.12.2020 в 07 часов 41 минуту), суд приходит к выводу, что указанными незаконными действиями администрацией ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу Курмангалееву Р.З. был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, и, следовательно, он имеет право на денежную компенсацию причиненного ему морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает вышеприведенные нормы права, конкретные обстоятельства дела, принимает во внимание личность истца, степень его нравственных страданий, а также с учетом требований разумности и справедливости, считает возможным определить к возмещению морального вреда сумму равную 5 000 рублей, которая в полной мере соответствует указанным выше требованиям закона, является достаточной и исчерпывающей. Суд считает, что указанная компенсация соответствует объему нарушения прав Курмангалеева Р.З.
Положениями ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
По смыслу ст. 125, ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступают главные распорядители соответствующих бюджетных средств.
В соответствии с подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
По смыслу приведенных норм и положений по искам о возмещении причиненного в результате действий (бездействия) сотрудников уголовно-исполнительной системы вреда за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает Федеральная служба исполнения наказаний России как главный распорядитель бюджетных средств.
Учитывая изложенное, в пользу Курмангалеева Р.З. подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации компенсация морального вреда в сумме 5 000 рублей в связи с причинением морального вреда в результате незаконных действий Администрации ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, выразившееся в вынесении незаконного постановления начальника ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу о водворении в штрафной изолятор от 24.12.2020 (по нарушению от 16.12.2020 в 07 часов 41 минуту).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Курмангалеева Руслана Закирьяновича к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области - Кузбассу, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 37 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области – Кузбассу, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Курмангалеева Руслана Закирьяновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Яйский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14.02.2023.
Председательствующий: <данные изъяты> В.М. Ильченко
<данные изъяты>