Дело № 2-1287/2024
УИД 76RS0023-01-2024-002063-37
Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 августа 2024 год г. Ярославль
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе судьи Бачигиной С.В.,
при секретаре судебного заседания Петрутис В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Красноперекопского района г. Ярославля к Мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля о возложении обязанности по осуществлению мероприятий по постановке на учет в качестве бесхозяйственного имущества сети фекальной канализации жилого дома по адресу: АДРЕС, осуществлению мероприятий по передаче сети на содержание и ремонт,
у с т а н о в и л :
В Красноперекопский районный суд г.Ярославля поступило исковое заявление заместителя прокурора Красноперекопского района г. Ярославля к Мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля о возложении обязанности по осуществлению мероприятий по постановке на учет в качестве бесхозяйственного имущества сеть фекальной канализации жилого дома по адресу: АДРЕС, осуществлению мероприятий по передаче сети на содержание и ремонт. В обоснование требований указано, что прокуратурой Красноперекопского района города Ярославля проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о водоснабжении и водоотведении. Установлено, что на территории Красноперекопского района г. Ярославля расположен бесхозяйный объект недвижимости - сеть фекальной канализации жилого дома по адресу: АДРЕС. Вышеуказанный объект не является объектом муниципальной собственности городского округа город Ярославль, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, их правообладатель или балансодержатель не определен.
Обращение прокурора в суд связано с непринятием мэрией города Ярославля мер по надлежащему оформлению права собственности на вышеуказанные бесхозяйные объекты инженерного обеспечения на территории Красноперекопского района города Ярославля, установлению их владельца, что может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц. Просят: возложить на мэрию города Ярославля обязанность осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества сеть фекальной канализации жилого дома по адресу: АДРЕС, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля обязанность осуществить передачу сети фекальной канализации жилого дома по адресу: АДРЕС, на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, в течение двух месяцев с момента постановки указанных объектов на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества.
В ходе рассмотрения дела в целях его объективного и всестороннего рассмотрения привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО "Ярославльводоканал".
В судебное заседание не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела представители Мэрии города Ярославля, Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля, Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля,Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, АО "Ярославльводоканал".Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании помощник прокурора Красноперекопского района г.Ярославля Медведева А.С. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам и правовым основаниям. оснований для увеличения предложенного истцом срока исполнения требований не усмотрела, сочла предложенный срок разумным.
В адрес суда ранее от Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 21), в котором указано, что доказательства того, что сети канализации являются бесхозяйными не представлено, факт принадлежности сетей (выписка из ЕГРП отсутствует), не установлено, имеется ли лицо, на которое зарегистрировано право на них. Эксплуатирующая организация может быть определена только после постановки на учет сети как бесхозяйной, основания для понуждения об определении эксплуатирующей организации после постановки на учет являются неправомерными, поскольку в данном случае нарушения прав неопределенного круга лиц нет. Исковые требования являются необоснованными, основания для их удовлетворения отсутствуют.
В адрес суда от Мэрии города Ярославля представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 25), в котором указано, что Мэрия города Ярославля не согласна с исковыми требованиями, полагает, что ресурсоснабжающие организации являются надлежащими организациями по принятию на баланс спорных сетей. Просит увеличить срок для исполнения решения, так как в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать необходимую документацию и провести процедуры в соответствии с законодательством для постановки на учет в столь короткий и непродолжительный срок не представляется возможным.
В адрес суда от представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 31), в котором указано, что КУМИ мэрии г.Ярославля запланирована на 2024 год процедура закупки для выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) на проведение кадастровых работ. По итогам состоявшейся процедуры Комитетом будет заключен муниципальный контракт и проведены кадастровые работы на указанный в иске объект недвижимости. Просят увеличить срок для исполнения решения, так как в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать необходимую документацию и провести процедуры в соответствии с законодательством для постановки на учет в столь короткий и непродолжительный срок не представляется возможным.
Заслушав помощника прокурора Красноперекопского района г. Ярославля Медведеву А.С., исследовав в полном объеме письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу принципа состязательности, закрепленного статьей 12 ГПК РФ, стороны, если они желают добиться для себя наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные процессуальные действия, в том числе заявить ходатайство о вызове и допросе свидетелей, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.Ставя реализацию процессуальных прав в зависимость от принципов разумности и добросовестности, законодатель возлагает на лиц обязанность претерпевать негативные последствия в случае нарушения данных принципов.На основании части 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Судом установлено, что прокуратурой Красноперекопского района города Ярославля проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, в результате которой установлено, что на территории Красноперекопского района города Ярославля расположен бесхозяйный объект недвижимости - сеть фекальной канализации жилого дома по адресу: АДРЕС
Вышеуказанный объект не является объектом муниципальной собственности городского округа город Ярославль, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, их правообладатель или балансодержатель не определен. Доказательств иного материалы дела не содержат. В ЕГРН соответствующие сведения также отсутствуют, что подтверждается данными ЕГРН из Управления Росреестра по Ярославской области.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образованиясамостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно абзацу 3 статьи 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 98 Устава города Ярославля мэрия города Ярославля осуществляет от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города; организует в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приложением к приказу Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления с учетом предоставленных ему законом полномочий.
В силу пунктов 2.4, 2.5 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 07.06.2007 № 1805 (Порядка), комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля обеспечивает постановку бесхозяйных сетей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью последующего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети; информирует департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля о получении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных сетей на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством (п. 1.6 Порядка).
Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля процедура признания объекта сети фекальной канализации жилого дома расположенного по адресу: АДРЕС бесхозяйным имуществом не инициировалась, в материалах дела соответствующие сведения отсутствуют. Из представленного суда письменного отзыва Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА следует, что для постановки на учет как бесхозного имущества необходимо проведение кадастровых работ по изготовлению технических планов на инженерные сети, данные работы будут проведены при поступлении необходимой технической документации, а также при выделении бюджетных средств (л.д. 31).
Суд соглашается с доводом истца о том, что непринятие мэрией города Ярославля мер по надлежащему оформлению права собственности на вышеуказанные бесхозяйные объекты инженерного обеспечения на территории Красноперекопского района города Ярославля, установлению их владельца, может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц.
При указанных выше обстоятельствах на Мэрию города Ярославля следует возложить обязанность осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества - объекта сети фекальной канализации жилого дома расположенного по адресу: АДРЕС, а также обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля осуществить передачу сети фекальной канализации жилого дома расположенного по адресу: АДРЕС на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством. Доказательств для иного вывода материалы дела не содержат, ответчиками не предоставлено.
Принимая во внимание доводы представителя Мэрии города Ярославля и КУМИ мэрии города Ярославля, учитывая специфику вопроса, порядок и объем необходимой к исполнению решения суда работы, суд с учетом положений части 2 ст.206 ГПК РФ считает разумным установить мэрии города Ярославля срок для выполнения действий по постановке на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества сеть фекальной канализации жилого дома по адресу: АДРЕС, в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а для Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля - осуществить передачу сети фекальной канализации жилого дома по адресу: АДРЕС, на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, в течение трех месяцев с момента постановки указанных объектов на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества. Установленный судом срок для добровольного исполнения решения суда является достаточным, учитывая при этом объем необходимых к выполнению работ и мероприятий.
Согласно ч. 5 ст. 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, наименование истца и ответчика, а также один из идентификаторов указанных лиц (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения), указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда. Судом установлены следующие данные Мэрии города Ярославля (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ОГРН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН КПП НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ОГРН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, КПП НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования заместителя прокурора Красноперекопского района г. Ярославля к Мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля о возложении обязанности по осуществлению мероприятий по постановке на учет в качестве бесхозяйственного имущества сеть фекальной канализации жилого дома по адресу: АДРЕС, осуществлению мероприятий по передаче сети на содержание и ремонт удовлетворить.
Обязать Мэрию города Ярославля (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ОГРН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, КПП НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества сеть фекальной канализации жилого дома по адресу: АДРЕС, в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ОГРН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, КПП НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН)осуществить передачу сети фекальной канализации жилого дома по адресу: АДРЕС, на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, в течение трех месяцев с момента постановки указанных объектов на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца с момента составления решения в окончательной форме.
Судья С.В. Бачигина