Судья Балицкая Н.В.
№ 33-2031/2023
10RS0011-01-2023-000207-18
№2-1602/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июня 2023 года |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.
судей Ващенко Е.Н., Курчавовой Н.Л.
при ведении протокола помощником судьи Королевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 марта 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора г.Петрозаводска, действующего в интересах Цапикова С. В., к ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер», Министерству здравоохранения Республики Карелия о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Петрозаводска, действуя в интересах Цапикова С.В., обратился в Петрозаводский городской суд с исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что материальный истец не был своевременно обеспечен назначенным ему лекарственным препаратом «Энзалутамид» в установленном льготном порядке и вынужден был приобрести данный препарат за счет своих средств, понеся таким образом убытки в сумме (...) руб. Указанную сумму прокурор просил взыскать с ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер», в дальнейшем поддержав требования к соответчику - Министерству здравоохранения Республики Карелия.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28.03.2023 года исковые требования к Министерству здравоохранения Республики Карелия удовлетворены.
С Министерства здравоохранения Республики Карелия в пользу Цапикова Сергея Владимировича взысканы денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата, (...) руб.
В иске к ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер» отказано.
С решением суда не согласен ответчик Министерство здравоохранения Республики Карелия, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что онкологическим консилиумом 12.10.2022 было принято коллегиальное решение о необходимости усиления терапии Цапикова С.В. гормональным лекарственным препаратом «Энзалутамид». Лечение лекарственным препаратом «Энзалутамид» было запланировано «на перспективу», учитывая время на проведение закупки данного препарата. ХХ.ХХ.ХХ Учреждением был закуплен лекарственный препарат «Энзалутамид», который был получен Цапиковым С.В. ХХ.ХХ.ХХ. Выдача рецепта на указанный лекарственный препарат не предполагается в случае проведения лечения в стационарных условиях (преимущественно в дневном стационаре). Истец мог обратиться к лечащему врачу по месту жительства за оформлением рецепта на лекарственный препарат либо получить терапию лекарственного препарата в стационарных условиях. Лечащий врач-онколог на приеме ХХ.ХХ.ХХ предлагала Цапикову С.В. до поступления препарата в Учреждение начать лечение за пределами Республики Карелия бесплатно по направлению, но пациент сообщил, что по собственному решению лично приобрел лекарственный препарат. Таким образом, истец приобрел лекарственный препарат, не дождавшись решения о назначении лекарственного препарата и его закупки. Кроме этого, лекарственный препарат приобретался истцом без документов, подтверждающих его назначение. Учреждение проводило последовательную работу по назначению и закупке дорогостоящего лекарства. Истцу не отказали в назначении лекарственного препарата. Доводы суда первой инстанции о фактическом назначении к применению лекарственного препарата ХХ.ХХ.ХХ являются ошибочными, поскольку лекарственный препарат был назначен к применению решением врачебной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ. Министерство не осуществляет обеспечение граждан лекарственным препаратом «Энзалутамид» в рамках действующих ведомственных программ, поскольку Учреждение приобретает его для пациентов самостоятельно в соответствии с утвержденным перечнем за счет средств обязательного медицинского страхования. В адрес Министерства от Учреждения заявки на закупку указанного лекарственного средства не поступали. Таким образом, Министерство не усматривает оснований для удовлетворения исковых требования истца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Брюханова Е.С. полагала решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона №323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Общие положения о программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - Программа) содержатся в главе 10 Федерального закона №323-ФЗ.
В силу статьи34 Федерального закона №323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию (ч.1). Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (ч.2).
В силу п.1 ч.3 ст.80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Препарат «эназалутамид» включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р и действовавший на момент возникновения спорного правоотношения (код L02BB).
Из положений статей 82 и 83 Федерального закона №323-ФЗ, которыми определяются источники финансового обеспечения оказания гражданам медицинской помощи, следует, что в отношении первичной, специализированной и скорой помощи основным таким источником являются средства обязательного медицинского страхования, в то время как использование бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предполагается лишь в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования.
Пунктом 3 части 5 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Карелия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Территориальная программа), утверждена постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2021 № 652-П.
В разделе III Территориальной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как новообразования.
Пунктом 7 Территориальной программы установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Так, в разделах Перечня № 890 «Группы населения» и «Категории заболеваний» названы «инвалиды I группы» и «онкологические заболевания», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано – «все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям)».
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п.8 ст.6.1).
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Цапиков С.В. с ХХ.ХХ.ХХ является инвалидом I группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.
ХХ.ХХ.ХХ по результатам приема врача-онколога Цапикову С.В. в графе «рекомендации» назначен к применению лекарственный препарат «Энзалутамид» 160мг, 1 раз в день.
На онкологическом консилиуме ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер» ХХ.ХХ.ХХ принято коллегиальное решение о необходимости усиления терапии гормональным препаратом «Энзалутамид», который относится к антиандрогенам и включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В соответствующем протоколе указано, что препарат назначен с формулировкой «На перспективу».
Согласно ответу ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер» от ХХ.ХХ.ХХ № на запрос прокуратуры г.Петрозаводска, формулировка «на перспективу» используется в том случае, когда принимается коллегиальное решение о необходимости проводить лечение пациента дорогостоящим препаратом, однако его нет в наличии, закупка препарата требует временных затрат, продолжительность которых невозможно определить в день консилиума. Назначенный Цапикову С.В. препарат входит в перечень дорогостоящих лекарственных средств для проведения противоопухолевой терапии, и его закупка проводится в ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер» исключительно по решению врачебной комиссии. Так как данный препарат входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, пациенты обеспечиваются им бесплатно, выдача рецептов не предполагается, лечение проводится в стационарных условиях.
ХХ.ХХ.ХХ составлен протокол врачебной комиссии, согласно которому пациенту Цапикову С.В. показана терапия препаратом «Энзалутамид» по схеме на перспективу.
ХХ.ХХ.ХХ между ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер» и (...) заключен контракт на поставку лекарственного препарата «Энзалутамид». В соответствии с счет-фактурой № от ХХ.ХХ.ХХ (...) поставило, а ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер» оплатило препарата «Кстанди» в количестве 8 упаковок, срок годности ХХ.ХХ.ХХ.
Фактически назначенным к применению лекарственным препаратом ЦапиковС.В. был обеспечен, начиная с ХХ.ХХ.ХХ.
ХХ.ХХ.ХХ Цапиков С.В. за счет личных средств в г.Санкт-Петербурге приобрел назначенный лекарственный препарат под торговым наименованием «Кстанди», капсулы 40 мг. Стоимость указанного препарата составила (...) руб., что подтверждено представленным кассовым чеком (...).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении, при этом исходил из тех обстоятельств, что Цапиков С.В. не был своевременно обеспечен жизненно необходимым лекарственным препаратом, в связи с чем вынужден был приобрести данный препарат самостоятельно и понес убытки на сумму (...) руб., которые подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Республики Карелия как органа исполнительной власти в силу нормативного регулирования федерального и регионального уровней уполномоченного осуществлять лекарственное обеспечение подобных категорий граждан.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции.
Исходя из приведенных положений законодательства для правильного разрешения спора имело значение, в том числе, установление характера медицинской помощи, оказывавшейся истцу, а также источника ее финансирования и порядка его осуществления.
По смыслу подлежащего применению правового регулирования, обеспечение истца лекарственным препаратом «Энзалутамид» должно было осуществляться ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер» в рамках Территориальной программы, за счет средств обязательного медицинского страхования при оказании медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточный или дневной стационар).
Как следует из разъяснений, данных в п.5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.16 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденному приказом Минздрава России от 19.02.2021 №116н, тактика лечения устанавливается консилиумом врачей, включающим врачей-онкологов, врача-радиотерапевта, врача-нейрохирурга (при опухолях нервной системы) медицинской организации, в составе которой имеются отделения хирургических методов лечения злокачественных новообразований, противоопухолевой лекарственной терапии, радиотерапии (далее - онкологический консилиум), в том числе онкологическим консилиумом, проведенным с применением телемедицинских технологий, с привлечением при необходимости других врачей-специалистов. При изменении метода лечения проведение онкологического консилиума обязательно.
Так, ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер» после принятия ХХ.ХХ.ХХ онкологическим консилиумом больницы решения об усилении лечения Цапикова С.В. препаратом Энзалутамид, в целях реализации права истца на своевременное получение препарата на бесплатной основе, принял решение о закупке препарата путем электронного аукциона, заявка размещена (...).
Поскольку лечение проводится в стационарных условиях, выдача рецептурного бланка на лекарственный препарат «Энзалутамид» не предусматривалась.
С 01.03.2022 года действует Приказ Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н, которым утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, согласно п.5 которых по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04(л), отпускаются лекарственные препараты, выписываемые гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой.
Как следует из материалов дела, рецепт на препарат «Энзалутамид» врачом ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер» ЦапиковуС.В. не выписывался, при том, что рецепт является обязательным условием для получения бесплатного лекарственного препарата для применения в амбулаторных условиях.
Решение о приобретении ХХ.ХХ.ХХ препарата «Энзалутамид» с торговым наименованием «Кстанди» принято истцом самостоятельно до завершения процедуры аукциона, тогда как срок обеспечения Цапикова С.В. препаратом «Энзалутамид» зависел, в том числе от проведения конкурсных процедур согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В свою очередь, Министерство здравоохранения Республики Карелия распорядителем средств обязательного медицинского страхования, за счет которых приобретался «Энзалутамид», не является, заявка на закупку указанного лекарственного препарата в Министерство не поступала.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Цапикову С.В. не было отказано в получении адресной помощи, бездействие со стороны ответчиков по необеспечению истца лекарственным препаратом отсутствует, доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчиков и последствиями в виде убытков, связанных с приобретением лекарственного препарата «Энзалутамид», истцом не представлены, в связи с чем правовые основания для взыскания с Министерства здравоохранения Республики Карелия убытков в виде расходов на самостоятельное приобретение препарата «Энзалутамид» отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции на основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 марта 2023 года по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи