Дело № 12-38/2020
УИД: 23RS0022-01-2020-000360-58
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
г. Кропоткин 05 марта 2020 года
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи ФИО4
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Аверс» на постановление №37/6 по делу об административном правонарушении от 28 января 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
28 января 2020 года заместителем Главного государственного инспектора Кавказского района по пожарному надзору майором внутренней службы ФИО2 вынесено постановление № 37/6 по делу об административном правонарушении, которым ООО «Аверс» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В ходе проверки установлено, что 23 января 2020 года в 17 часов 00 минут на территории, зданиях (помещениях) и сооружениях ООО «Аверс», расположенных по адресу: Краснодарский край, город Кропоткин, переулок Казанский, 6, нарушены требования пожарной безопасности:
- не определены соответствующим нормативным документом по пожарной безопасности (НПБ 105- 03) классификационные признаки отнесения зданий и помещений складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности, для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях и помещениях (ст. 26, ч. 21 ст. 27 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3);
- на дверях помещений производственного и складского назначения не обозначена их категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п.20 ППР в РФ);
- не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации здания и сооружения производственного, складского административно-бытового и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные (п. 14 НПБ 110-03; п.А.4, п.А10 прил.А СП5.13130);- оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здания и сооружения производственного, складского административно-бытового и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные (п. 16, п.17 табл. 2 СПЗ. 13130; п. 15, п. 20 табл. 2 НПБ 104-03);
- дания и сооружения, а также территория организации не имеют источников наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1 cт. 62, ч. 1 cт. 99 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ);
- производственных и складских зданиях отсутствует внутренний противопожарный водопровод (п. 6.1*, табл.2 СНиП 2.04.01-85*; п. 4.1.1, табл.2 СП 10.13130);
- расстояния между зданиями и сооружениями на территории производственного объекта (производственные, складские, административно-бытовые) с учетом степени огнестойкости, категории зданий по взрывопожарной и пожарной опасности и других характеристик не исключают возможность перехода пожара от одного здания или сооружения к другому (ч.1 cт. 100 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ);
- допускается расположение временных строений на расстоянии менее 15 метров от других зданий и сооружений (абз. 2 п. 74 ППР в РФ);
- наружные металлические лестницы (лестницы 3-го типа) размещены не у глухих (без световых проемов) частей стен класса пожарной опасности не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI(EI)30, не имеют площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой не менее и располагаются на расстоянии менее 1 м от плоскости оконных проемов (п. 4.4.2 СП1.13130);
- ширина маршей наружных металлических лестниц, предназначенных для эвакуации людей, менее 0,9м (пп. «г» п. 4.1.1 СП1.13130);
- не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц организациями, имеющими обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент с результатами его поверок (п.24 ППР в РФ; абз. 2 п. 6.1.4 ГОСТ Р 53254- 2009);
- на путях эвакуации (в пределах маршей лестниц 3-го типа) размещено оборудование (блоки кондиционеров) (пп.«б» п. 36 ППР в РФ);
- перед наружной дверью (эвакуационным выходом административного здания) отсутствует горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери (п.8.1.3 СП1.13130);
- ширина эвакуационного выхода в свету (склад инструментов) менее 0,8 м (фактически 0,66м) (п.4.2.5. СП1.13130);
- не обеспечено исправное состояние механизмов для самозакрывания дверей лестничной клетки (неисправен доводчик) (п.62 ППР в РФ; п.4.2.5. СП1.13130);
- для определения области применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов (панели из ПВХ и МДФ, линолеум) на путях эвакуации в административно-бытовых зданиях, отсутствует подтверждающая документация с содержанием информации о показателях пожарной опасности этих материалов. В случае несоответствия классу пожарной опасности вышеуказанных материалов, демонтировать или заменить их на соответствующие (ч. 3, 6 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3; п.6.25* СНиП 21-01-97*; п.4.3.2 СП 1.13130);
- оборудование складов по окончании рабочего дня не обесточивается. Аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения складов, расположены внутри складов, а не вне складского помещения на стене из негорючих материалов или отдельно стоящей опоре (п.349 ППР в РФ);
- светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пп. «в» п.42 ППР в РФ).
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Аверс» обратилось в суд с жалобой, в которой просит его изменить.
В обоснование жалобы указано, что в соответствии с распоряжением №4 от 10 января 2020 года в период с 16 января 2020 года по 31 января 2020 года проводилась плановая выездная проверка в отношении ООО «Аверс». По результатам проведенного мероприятия 23 января 2020 года составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 4. 23 января 2020 года заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кавказского района майором внутренней службы ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 37/6 в отношении ООО «Аверс», согласно которому: 23 января 2020 года в 17 часов 00 минут, на территории, в зданиях (помещениях) и сооружениях Общества с ограниченной ответственностью «Аверс», расположенных по адресу: <адрес>, пер. Казанский, 6, нарушены требования пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кавказского района майора внутренней службы ФИО2 от 28 января 2020 года, ООО «Аверс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. Указано, что нарушение, допущенное ООО «Аверс», по своему характеру, не несет в себе пренебрежительного отношения ООО «Аверс» к требованиям законодательства, а также причинения совершенным правонарушением существенного вреда охраняемым правоотношениям. Указано, что назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей существенно отразится на финансовом положении общества, поскольку, исходя из представленного Отчета о финансовом результате за 9 месяцев 2019 года, по состоянию на 29 января 2020 года у ООО «Аверс» денежные средства отсутствуют. Указано, что с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественного и финансового положения, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, назначенное наказание юридическому лицу является обременительным и не соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях - защите личности, законных экономических интересов юридических лиц, общества и государства, установленным в статье 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также критериям соразмерности и справедливости совершенного административного правонарушения, степени вины юридического лица, его имущественному и финансовому положению. Указано, что нарушение, допущенное ООО «Аверс», по своему характеру, не несет в себе пренебрежительного отношения ООО «Аверс» к требованиям законодательства, а также совершенным правонарушением не было причинено существенного вреда охраняемым правоотношениям. Указано, что 23 января 2020 года ООО «Аверс» было выдано предписание № 4/1/18 об устранении нарушений, выявленных в ходе плановой выездной проверки в соответствии с ФЗ от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности». 29 января 2020 года в адрес ООО «Аверс» поступило представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в котором заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кавказского района майором внутренней службы ФИО2 просит ООО «Аверс» принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, разработать и утвердить план устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, обеспечить выполнение первоочередных мероприятий по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности, обеспечить своевременное выполнение обязательных требований пожарной безопасности, предписаний государственного пожарного надзора. 04 февраля 2020 года ООО «Аверс» был подготовлен и направлен ответ на представление в адрес заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кавказского района ФИО2, в котором определен план мероприятий направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности, а также указания на мероприятия, уже произведенные ООО «Аверс» и направленных на устранение нарушения требований пожарной безопасности. Просил постановление о назначении административного наказания №37/6 от 28 января 2020 года в отношении ООО «Аверс», в части назначенного наказания отменить, и применить ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы своей жалобы в полном объеме. Пояснил, что выявленные нарушения, указанные в Предписании под номерами 1,2,3,4,6,9,10,11,12,13,14,15,17,18 устранены. Нарушения, указанные в Предписании под номерами 7, 8, 16 находятся на стадии устранения. А нарушение, указанное в пункте 5 находится на стадии согласования. Пояснил, что ранее к административной ответственности их общество не привлекалось. Просил заменить наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей, предупреждением.
В судебное заседание заместитель Главного государственного инспектора Кавказского района по пожарному надзору подполковник внутренней службы ФИО3 не явился, представил в суд заявление, в котором при принятии решения полагался на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32. 11.16 названного Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст, 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа ми ж быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лица, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрел > соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в г. административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В судебном заседании установлено, что Распоряжением №4 от 10 января 2020 года в период с 16 января 2020 года по 31 января 2020 года проводилась плановая выездная проверка в отношении ООО «Аверс» (л.д. 9-10).
Из постановления по делу об административном правонарушении № 37/6 от 28 января 2020 года усматривается, что на территории, зданиях (помещениях) и сооружениях ООО «Аверс», расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, нарушены требования пожарной безопасности:
- не определены соответствующим нормативным документом по пожарной безопасности (НПБ 105- 03) классификационные признаки отнесения зданий и помещений складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности, для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях и помещениях (ст. 26, ч. 21 ст. 27 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3);
- на дверях помещений производственного и складского назначения не обозначена их категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п.20 ППР в РФ);
- не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации здания и сооружения производственного, складского административно-бытового и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные (п. 14 НПБ 110-03; п.А.4, п.А10 прил.А СП5.13130);- оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здания и сооружения производственного, складского административно-бытового и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные (п. 16, п.17 табл. 2 СПЗ. 13130; п. 15, п. 20 табл. 2 НПБ 104-03);
- дания и сооружения, а также территория организации не имеют источников наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1 cт. 62, ч. 1 cт. 99 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ);
- производственных и складских зданиях отсутствует внутренний противопожарный водопровод (п. 6.1*, табл.2 СНиП 2.04.01-85*; п. 4.1.1, табл.2 СП 10.13130);
- расстояния между зданиями и сооружениями на территории производственного объекта (производственные, складские, административно-бытовые) с учетом степени огнестойкости, категории зданий по взрывопожарной и пожарной опасности и других характеристик не исключают возможность перехода пожара от одного здания или сооружения к другому (ч.1 cт. 100 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ);
- допускается расположение временных строений на расстоянии менее 15 метров от других зданий и сооружений (абз. 2 п. 74 ППР в РФ);
- наружные металлические лестницы (лестницы 3-го типа) размещены не у глухих (без световых проемов) частей стен класса пожарной опасности не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI(EI)30, не имеют площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой не менее и располагаются на расстоянии менее 1 м от плоскости оконных проемов (п. 4.4.2 СП1.13130);
- ширина маршей наружных металлических лестниц, предназначенных для эвакуации людей, менее 0,9м (пп. «г» п. 4.1.1 СП1.13130);
- не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц организациями, имеющими обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент с результатами его поверок (п.24 ППР в РФ; абз. 2 п. 6.1.4 ГОСТ Р 53254- 2009);
- на путях эвакуации (в пределах маршей лестниц 3-го типа) размещено оборудование (блоки кондиционеров) (пп.«б» п. 36 ППР в РФ);
- перед наружной дверью (эвакуационным выходом административного здания) отсутствует горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери (п.8.1.3 СП1.13130);
- ширина эвакуационного выхода в свету (склад инструментов) менее 0,8 м (фактически 0,66м) (п.4.2.5. СП1.13130);
- не обеспечено исправное состояние механизмов для самозакрывания дверей лестничной клетки (неисправен доводчик) (п.62 ППР в РФ; п.4.2.5. СП1.13130);
- для определения области применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов (панели из ПВХ и МДФ, линолеум) на путях эвакуации в административно-бытовых зданиях, отсутствует подтверждающая документация с содержанием информации о показателях пожарной опасности этих материалов. В случае несоответствия классу пожарной опасности вышеуказанных материалов, демонтировать или заменить их на соответствующие (ч. 3, 6 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3; п.6.25* СНиП 21-01-97*; п.4.3.2 СП 1.13130);
- оборудование складов по окончании рабочего дня не обесточивается. Аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения складов, расположены внутри складов, а не вне складского помещения на стене из негорючих материалов или отдельно стоящей опоре (п.349 ППР в РФ);
- светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пп. «в» п.42 ППР в РФ) (л.д. 17-18).
Предписанием № 4/1/18 от 23 января 2020 года установлены сроки устранения нарушений требований пожарной безопасности ООО «Аверс» до 15 июня 2020 года (л.д. 15-16)
Представлением от 29 января 2020 года заместителем Главного государственного инспектора Кавказского района по пожарному надзору майором внутренней службы ФИО2 установлен срок 1 месяц, для сообщения о предпринятых мерах по устранению нарушений, указанных в представлении.
Из ответа на представление от 04 февраля 2020 года следует, что часть нарушений устранена, часть находится в стадии устранения (л.д. 23-25).
В судебном заседании установлено, что нарушения, указанные в пунктах 1,2,3,4,6,9,10,11,12,13,14,15,17,18 предписания устранены, что подтверждается:
Актом выполненных работ № 12 от 03 марта 2020 года, согласно которому произведен расчет категорий по объекту, расположенному по адресу: город Кропоткин, переулок Казанский, 6 (л.д. 38).
В соответствии с Актом об окончании пусконаладочных работ от 03 марта 2020 года, выполнены подготовительные работы, индивидуальные испытания, комплексное обследование (л.д. 39).
Из Акта выполненных работ № 11 от 03 марта 2020 года следует, что был произведен расчет по оценке пожарного риска по объекту литер «м», расположенному по адресу: город Кропоткин, переулок Казанский, 6 (л.д. 40-41). Замечания устранены (л.д.49)
Согласно Акту выполненных работ № 10 от 06 марта 2020 года, был произведен расчет по оценке пожарного риска по объекту литер «А», расположенному по адресу: город Кропоткин, переулок Казанский, 6 (л.д. 42-43). Замечания устранены.
В соответствии с Актом выполненных работ № 14 от 03 марта 2020 года, произведена проверка лестницы и выдача протокола по объекту, расположенному по адресу: город Кропоткин, переулок Казанский, 6. (л.д. 44).
В соответствии с протоколами проведения профилактических испытаний № 1 и № 2, наружные пожарные лестницы соответствуют требованиям ГОСТ (л.д. 45-48)
Кроме того, устранение нарушений, указанных в предписании, подтверждается фотографиями (л.д. 50)
С учетом установленных обстоятельств, суд принимает во внимание то, что большинство нарушений, указанных в Предписании в пунктах 1,2,3,4,6,9,10,11,12,13,14,15,17,18 устранены самим юридическим лицом. Нарушения, указанные в предписании под номерами 7, 8, 16 находятся на стадии устранения, а нарушение, указанное в пункте 5 находится на стадии согласования. Срок, указанный в предписании для устранения нарушений не истек. В связи с чем, учитывая отсутствие причинение вреда, имущественного ущерба или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, устранение нарушений, а также того обстоятельства, что ООО «Аверс» ранее не привлекалось к административной ответственности, суд считает возможным заменить наказание в виде административного штрафа предупреждением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу ООО «Аверс» на постановление №37/6 по делу об административном правонарушении от 28 января 2020 года - удовлетворить.
Изменить постановление по делу об административном правонарушении №37/6 от 28 января 2020 года о признании ООО «Аверс» виновным в совершении административного правонарушения и назначить ООО «Аверс» административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кропоткинский городской суд в течение 10 суток.
Судья Егорова С.А.