Судья Маннапова Г.Р. УИД 16RS0020-01-2023-000228-07
дело № 2-198/2023
№ 33-12411/2023
Учет № 204г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 августа 2023 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сахиповой Г.А.,
судей Мелихова А.В., Прытковой Е.В.,
с участием прокурора Янусика А.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафиной Д.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. апелляционную жалобу Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ на решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 26 апреля 2023 года которым постановлено:
исковое заявление прокурора Менделеевского района Республики Татарстан удовлетворить.
Взыскать с исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (ИНН: ...., ОГРН: ....) в пользу ФИО1, <дата> года рождения (ИНН: ....) в лице её законного представителя Ивановой Марины Михайловны, <дата> года рождения (ИНН: ....) компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан - Канеева Р.А. в поддержку апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего принятое по делу решение законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Менделеевского района Республики Татарстан в защиту прав и интересов несовершеннолетней ФИО1. обратился в суд с исковым заявлением к исполнительному комитету Менделеевского муниципального района Республики Татарстан о выплате компенсации морального вреда за укус несовершеннолетней бездомной собакой.
В обоснование исковых требований процессуальный истец указал, что прокуратурой Менделеевского района Республики Татарстан проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Менделеевского муниципального района Республики Татарстан законодательства в области обращения с животными без владельцев.
В ходе данной проверки установлено, что 3 февраля 2023 года около 11 часов 45 минут вблизи <адрес> в результате нападения безнадзорной собаки несовершеннолетней ФИО1, <дата> года рождения, причинено телесное повреждение в виде укушенной раны левой голени.
Согласно объяснениям ФИО1 3 февраля 2023 года по пути домой со школы около 11 часов 45 минут рядом с подъез<адрес> на нее напала и укусила собака.
Из объяснений матери ФИО1 - Ивановой М.М. следует, что 3 февраля 2023 года около 11 часов 45 минут рядом с домом .... по <адрес> на её дочь набросилась и укусила безнадзорная собака. После этого события дочь стала бояться собак, у нее появилась пугливость. 3 февраля 2023 года она и её несовершеннолетняя дочь ФИО1 обратились в ГАУЗ «Менделеевская ЦРБ» к врачу хирургу для оказания медицинской помощи, по результатам которого установлен диагноз - укушенная рана левой голени. Врачом по результатам осмотра её несовершеннолетней дочери назначена вакцинация от бешенства.
На основании изложенного, процессуальный истец просил взыскать с исполнительного комитета Менделеевского муниципального района в пользу Ивановой М.М., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Определением Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Спецзащита».
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор заявленные требования поддержал.
Истец Иванова М.М., действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1, в суде первой инстанции исковые требования поддержала, суду пояснила, что её дочери 7 лет, она учится в первом классе. 3 февраля 2023 года, когда дочь возвращалась со школы, на неё напала собака. После этого случая дочь очень боится собак. В первое время она боялась выходить из подъезда, у нее появлялась тошнота.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика иск не признала, пояснив, что между исполнительным комитетом Менделеевского муниципального района и ООО «Спецзащита» было заключено соглашение, согласно которому ООО «Спецзащита» осуществляло работы по отлову, временной передержке, учету и регулированию численности животных без владельцев. Полагает, что со стороны исполнительного комитета бездействия не имелось. Также пояснила, что по мнению ответчика не имеется причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями.
Представитель третьего лица ООО «Спецзащита» в суд первой инстанции не явился.
Суд исковое заявление прокурора удовлетворил и вынес решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене принятого по делу решения. При этом указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что в Республике Татарстан закона о передаче государственных полномочий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на уровень органов местного самоуправления муниципальных районов не принято. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу будет Главное управление ветеринарии Кабинета министров Республики Татарстан.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Процессуальный истец в суде просил решение суда оставить без изменения.
Материальный истец в суд апелляционной инстанции не явился.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями статьи 1 данного Федерального закона безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
В силу части 2 статьи 2 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4 утверждены «Санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»
Пунктом 1789 данных требований установлено, что регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствие со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Как установлено судом и видно из материалов дела, 3 февраля 2023 года в дневное время около <адрес> Республики Татарстан на несовершеннолетнюю ФИО1, <дата> года рождения, напала собака и укусила её. После случившегося несовершеннолетняя ФИО1 вместе со своей матерью Ивановой М.М. обратились в ГАУЗ « Менделеевская ЦРБ», где ей была оказана первая медицинская помощь, проведена вакцинация против бешенства.
Из оперативной сводки о преступлениях и происшествиях на территории Менделеевского района на 03 февраля 2023 года следует, что 3 февраля 2023 года в 16 часов 40 минут поступило письменное сообщение от Ивановой М.М., в котором просит принять меры в отношении бродячей собаки, которая 03 февраля 2023 года во дворе <адрес> укусила дочь заявительницы.
Из КУСП от 03 февраля 2023 года № 455 11:55 ОМВД России по Менделеевскому району РТ следует, что 03 февраля 2023 года в 11 часов 50 минут поступило сообщение «Глонасс-112» о том, что дворовая собака напала на ребенка, укусила. Заявитель: Васильева К.И.
Из справки ГАУЗ «Менделеевская ЦРБ» от 28 марта 2023 года следует, что ФИО1, <дата> года рождения, обращалась за медицинской помощью 03 февраля 2023 года к врачу хирургу поликлиники. Жалобы при обращении: наличие раны в области левой голени. Со слов матери: укусила на улице неизвестная собака. Диагноз: «укушенная рана левой голени». Назначено лечение, получено 3 вакцины (03 февраля 2023 года, 06 февраля 203 года, 10 февраля 2023 года) на сумму 1163 руб. 1 коп.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции не согласился с доводами представителя ответчика, поскольку доказательств, принадлежности данной собаки (наличие ошейника, поводка, с указанием обозначений хозяина) в материалы дела не представлено. Надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что собака, укусившая несовершеннолетнего ребенка, имела хозяина, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
Судом установлено, что 3 февраля 2023 года стояла Васильева К.И. возле окна своей квартиры, увидела ФИО1, идущую в сторону своего дома. В это время на неё набросилась безнадзорная собака, которая лежала рядом с тротуаром на снегу. Напавшая на девочку собака является безнадзорной, ошейника у неё нет. До этого случая, и раньше встречала данную собаку у подъезда. Также, в своем сообщении «Глонасс-112» Васильева К.И. указала, что на ребенка напала дворовая собака.
Довод апеллянта о том, что на исполнительный комитет Менделеевского муниципального района обязанность по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев не возложена не может быть принят во внимание.
Из пункта 24 Решения Менделеевского горсовета от 19 декабря 2017 года за № 53 «Об утверждении Правил благоустройства территорий города Менделеевск Менделеевского муниципального района Республики Татарстан» прямо следует, что обязанность по отлову безнадзорных животных возложена на ответчика.
Из соглашения на оказание услуг от 10 января 2023 года № АНГЛ-6, заключённого между исполнительным комитетом Менделеевского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Спецзащита» следует, что исполнитель - ООО «Спецзащита» обязуется оказать услуги – осуществление мероприятий по отлову, транспортировке, временной передержке, учету и регулированию численности животных без владельцев специализированными предприятиями в соответствии с условиями соглашения и задания (приложение № 1 к соглашению), являющегося неотъемлемой частью соглашения, а заказчик - исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан обязуется принять их и оплатить. Соглашение действует по 31 марта 2023 года включительно.
Из приложения № 1 к соглашению (задания) от 10 января 2023 года следует наименование оказываемых услуг: отлов, транспортировка, временная передержка, учет и регулирование численности животных без владельцев на территории Менделеевского муниципального района.
Таким образом, обязанность ответчика по отлову безнадзорных животных им признана документально.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, факт заключения указанного соглашения для реализации переданного государственного полномочия, сам по себе, не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении ответчиком обязанности по контролю за безнадзорными животными и не подтверждает необходимость освобождения органа местного самоуправления от ответственности за вред, возникающий вследствие организованной деятельности.
Поскольку исполнительным комитетом Менделеевского муниципального района Республики Татарстан обязанности к принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, в должной мере не соблюдались, суд пришел к выводу, что данное обстоятельство свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием ответчика и причиненным несовершеннолетней ФИО1 вредом в результате нападения на неё собаки.
При определении размера морального вреда, суд принял во внимание характер и степень нравственных и физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшей, её малолетний возраст, конкретные обстоятельства, при которых были причинены повреждения, степень вины ответчика. Учитывая имущественное положение ответчика, с учетом требований разумности и справедливости, суд определил размер морального вреда, подлежащий возмещению несовершеннолетней в сумме 50 000 рублей.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается.
В силу положений статьи 137 Гражданского кодекса Российской Федерации, животное является объектом гражданских правоотношений, владелец животного несет ответственность за своего питомца. Им должны контролироваться действия животного с целью избежать возможного причинения вреда окружающим.
Учитывая, что исполнительным комитетом Менделеевского муниципального района Республики Татарстан обязанности к принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, в должной мере не соблюдались, и установлена причинно-следственная связь между бездействием ответчика и причиненным несовершеннолетней ФИО1 вредом в результате нападения на неё собаки, суд пришел к обоснованному выводу о полном удовлетворении искового заявления прокурора.
При определении размеров компенсации морального вреда суд первой инстанции принял во внимание степень вины нарушителя, индивидуальные и возрастные особенности несовершеннолетней, пострадавшей от укуса собаки.
В силу изложенного, оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 26 апреля 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий три месяца, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение суда изготовлено в окончательной форме 21 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи: