УИД 67RS0№-55
ДЕЛО №а-797/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 июля 2021 года г. Рославль
Рославльский городской суд Смоленской области в составе
судьи Шаровой С.Е.,
с участием прокурора Казаковой И.В.,
при секретаре Афонасьевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области об установлении административного надзора в отношении Княжева Дмитрия Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
начальник ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области Рыбников Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Княжева Д.В. В обоснование требований указал, что Княжев Д.В. отбывает наказание в их учреждении. 2 августа 2021 года истекает срок отбытия им наказания. Поскольку данный осужденный совершил преступление в период надзора и подпадает под действие ФЗ от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», просит установить административный надзор в отношении Княжева Д.В. на срок 8 лет. Также просит установить данному осужденному по окончанию отбытия наказания административные ограничения: запрещение пребывания в местах вне жилого помещения с 22 часов текущего дня до 06 часов следующего дня; запрещение выезда за пределы населенного пункта по месту проживания; обязательную явку 5, 16, 22, 29 числа каждого месяца в органы внутренних дел по месту пребывания.
В судебное заседание административный истец не явился, в административном исковом заявлении просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
В соответствии с п.12 ч.3 ст.135 КАС РФ явка административного ответчика в судебное заседание признана необязательной, разъяснено право довести свою позицию до суда в письменном виде, таким правом административный ответчик не воспользовался, ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи или об отложении рассмотрения дела не заявил.
Суд, в порядке ст.272 КАС РФ считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав прокурора, просившего установить в отношении Княжева Д.В. административный надзор сроком 3 года с установлением заявленных истцом ограничений, но с указанием об обязательной явке для регистрации 2 раза в месяц, приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, предусмотрен Федеральным законом № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ч. 1 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч.1 ст.234.1 УК РФ.
Частью 3 названной статьи предусмотрены основания для установления административного надзора в отношении лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи: если
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В соответствии со ст. 6 данного Закона, административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Как следует из материалов дела, Княжев Д.В. осужден приговором Гагаринского районного суда Смоленской области от 23 мая 2019 года по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима.
Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 18 июля 2019 года Княжеву Д.В. был установлен административный надзор сроком на 3 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания со следующими административными ограничениями: обязательной явкой два раза в месяц (5, 22 числа) в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретом выезда за пределы населенного пункта по месту проживания без разрешения органа внутренних дел; запретом пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, с 22.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с работой в ночное время суток.
Приговором Гагаринского районного суда Смоленской области от 10 марта 2021 года Княжев Д.В. осужден по ч.1 ст.314.1 УК РФ (в редакции ФЗ от 31 декабря 2014 года № 514-ФЗ) к 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Таким образом, Княжев Д.В. в период нахождения под административным надзором совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 314.1 УК РФ, в связи с чем был осужден приговором Гагаринского районного суда Смоленской области от 10 марта 2021 года.
При этом, согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона об административном надзоре).
Положениями ч.ч. 2 и 2.1 ст. 3 Закона об административном надзоре установлено, что назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 3 Закона об административном надзоре. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 26 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (ч.1 ст. 5 Закона, ст. 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (ст. 3, ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре).
В настоящее время Княжев Д.В. отбывает наказание по приговору Гагаринского районного суда Смоленской области от 10 марта 2021 года. Срок отбывания наказания истекает 2 августа 2021 года.
В соответствии со ст.15 УК РФ преступление, за совершение которое Княжев Д.В. отбывает наказание (ч.1 ст.314.1 УК РФ), относится к категории преступлений небольшой тяжести. При этом судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, погашается по истечении трех лет после отбытия наказания (п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения преступления).
Таким образом, есть необходимость установления в отношении Княжева Д.В. административного надзора на срок 3 года.
Административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления и защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
В соответствии с ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Согласно ст. 4 вышеуказанного Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обращаясь в суд, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области просит установить Княжеву Д.В. следующие ограничения: запрещение пребывания в местах вне жилого помещения с 22 часов текущего дня до 06 часов следующего дня; запрещение выезда за пределы населенного пункта по месту проживания; обязательную явку 5, 16, 22, 29 числа каждого месяца в орган внутренних дел по месту пребывания.
При определении срока административного надзора суд учитывает положения ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ, поведение осужденного за весь период отбытия наказания, характер и степень общественной опасности совершенного им преступления.
Как следует из справки начальника отряда, Княжев Д.В. поощрений и взысканий не имеет.
Согласно представленной административным истцом характеристике, за время нахождения в исправительном учреждении с 27 апреля 2021 года Княжев Д.В. не трудоустроен. Мероприятия воспитательного характера посещает под контролем администрации, на проводимую индивидуально-воспитательную работу реагирует формально. Принимает участие в благоустройстве территории, к данному виду труда относится посредственно. Дружеские отношения поддерживает с осужденными различной направленности. В общении с сотрудниками учреждения старается быть вежливым, по характеру спокоен, не конфликтен, самооценка завышена. Форму одежды установленного образца соблюдает, имеет удовлетворительный внешний вид. Спальное место содержит согласно установленного образца под контролем администрации. Правила внутреннего распорядка, а также требования режима содержания знает, соблюдает под контролем администрации. Содержится в обычных условиях, на профилактическом учете не состоит. Исполнительные документы в учреждение не поступали. Вину в совершенном преступлении признал, в содеянном раскаялся. Характеризуется отрицательно, как осужденный не вставший на путь исправления.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным. Согласно справке ФКУ ИК-6 административный ответчик зарегистрирован по адресу: Смоленская область, Гагаринский район, <адрес>.
С учетом личности осужденного суд полагает, что возложение на Княжева Д.В. обязанности: являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц (5, 28 числа); запрещение пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов текущего дня до 06 часов следующего дня, если это не связано с работой; запрещение Княжеву Д.В. выезда за пределы Смоленской области без уведомления органа внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, будет способствовать предупреждению совершения им преступлений и правонарушений, окажет на него профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов, а также поспособствует его социальной адаптации.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 273 КАС РФ, суд
решил:
заявление ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области об установлении административного надзора в отношении Княжева Дмитрия Владимировича удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Княжева Дмитрия Владимировича, 24 июня 1968 года рождения, на срок 3 (три) года, который исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Определить в отношении Княжева Дмитрия Владимировича административные ограничения:
- являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц (5, 28 числа);
- запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов текущего дня до 06 часов следующего дня, если это не связано с работой в ночное время суток;
- запретить выезд за пределы Смоленской области без разрешения органа внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Наблюдение за соблюдением Княжевым Дмитрием Владимировичем установленных судом административных ограничений возложить на орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить осужденному, что за несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных обязанностей он может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.24 КоАП РФ, а за уклонение от административного надзора - к уголовной ответственности по ст.314.1 УК РФ.
Поручить администрации учреждения при освобождении по отбытии наказания разъяснить осужденному под роспись обязанности поднадзорного лица, указанные в ст.11 ФЗ № 64 от 6 апреля 2011 года, копию расписки направить в адрес суда.
Мотивированное решение суда изготавливается в день принятия решения, на которое может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение десяти дней со дня принятия судом решения в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд Смоленской области.
Судья С.Е. Шарова
Мотивированное решение изготовлено 1 июля 2021 года.