Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Дубненский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Росгвардии по <адрес> к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о прекращении права собственности на оружие,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Росгвардии по <адрес> (далее Росгвардия) обратилось в суд с иском к ФИО2 о прекращении права собственности на оружие.
В обоснование своих требований истец ссылался на следующие обстоятельства. Должностными лицами ОМВД России по г.о.Дубна ДД.ММ.ГГГГ изъято следующее гражданское оружие, принадлежавшее ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ:
- пистолет бесствольный модели «Лидер» (ВПО-501) (10х32Т), №№, № г.в.;
- ружье охотничье модели «EGE SILAH SAS» (12х76), № г.в.;
- гладкоствольное ружье ВЕПРЬ-12, серия, номер № г.в.;
- гладкоствольное ружье МР-43 (16/70,16/70), № г.в.;
- травматический револьвер модели «Р1 «Наганыч» (9.0), №, без г.в.
Изъятое оружие помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по г.о. Дубна по адресу: <адрес>, и далее передано на хранение на склады ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по <адрес>», где хранится по настоящее время. В то время как наследниками ФИО1 с момента изъятия и по сегодняшний день не предпринимаются никакие действия, направленные на оформление разрешительных документов на право хранения (хранения и ношения), что свидетельствует о том, что оружие фактически является брошенным. При этом бремя содержания лежит на Росгвардии.
В связи с изложенным, истец вынужден обратиться в суд с требованиями о прекращении права собственности ФИО2 на вышеперечисленное оружие.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что кроме ФИО2 наследниками, принявшими наследство после смерти ФИО1 являются: ФИО3, ФИО4, в связи с чем, к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены указанные лица.
Представитель истца - Росгвардии в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие по доводам, изложенным в иске.
Ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4, о слушании дела извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились, от ФИО2 и ФИО3 представлены заявления о признании исковых требований.
Ознакомившись с позициями участников рассматриваемого дела, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Одно из таких оснований предусмотрено ст. 238 ГК РФ, согласно которой если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
В соответствии с ч. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 27 ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится, в том числе, в случае смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие.
Как установлено судом, ФИО1 являлся собственником следующего гражданского оружия:
- ЛИДЕР (ВПО-501) (10х32Т) №№ г.в.;
- EGE SILAH SAS (12х76) № г.в.;
- ВЕПРЬ-12 (12х76) № АС № г.в.;
- МР-43 (16/70,16/70) № г.в.;
- Р1 «НАГАНЫЧ» (9.0) №, без г.в.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ были выданы разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа №(срок действия до ДД.ММ.ГГГГ); 18.11.2019г. были выданы разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа №, №, № (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ лицензия серии Лоа№ (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии VIII -ИК №.
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное оружие было изъято сотрудниками Росгвардии, что подтверждается протоколом изъятия оружия и патронов.
Согласно представленной копии наследственного дела наследниками, принявшими наследство после смерти ФИО1 являются: ФИО3(бывшая супруга), ФИО2 (сын), ФИО7 (дочь), и вышеуказанное оружие вошло состав наследства.
Решением Дубненского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО3 к ФИО2, ФИО4 и третьим лицам ФИО8 и ФИО9, в лице законного представителя ФИО10 о разделе совместно нажитого имущества супругов, требования ФИО3 удовлетворены, имущество, в том числе 5 единиц гражданского оружия, признаны общим имуществом ФИО3 и ФИО1 За ФИО3 признано право собственности на 1/2 долю вышеуказанного имущества.
В соответствии с положениями ст. 27 ФЗ «Об оружии» оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.
С момента изъятия оружия наследники, т.е. ответчики рассматриваемого спора, на протяжении более 1 года не предприняли никаких действий, направленных на получение лицензии на приобретение гражданского оружия, что подтверждается ответом из Росгвардии. Кроме того, признание исковых требований ответчиками ФИО3 и ФИО2 подтверждает, что у последних отсутствует заинтересованность в спорном имуществе.
Учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для принудительного лишения ответчиков права собственности на оружие, поскольку после изъятия оружия ответчики на протяжении более 1 года каких-либо действий, направленных на получение лицензии на приобретение гражданского оружия и разрешения на ношение и хранение оружия не предпринимали, а отсутствие таковых документов в силу закона лишает возможности владеть и пользоваться оружием.
Следовательно, исковые требования ГУ Росгвардии по <адрес> о прекращении права собственности ответчиков на оружие законны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░2, ░░░3, ░░░4 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3, ░░░4 ░░ ░░░░░░:
- ░░░░░ (░░░-501) (10░32░), №№ ░░░░ ░░░░░░░;
- EGE SILAH SAS (12░76) № ░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░-12 (12░76) № № ░░░░ ░░░░░░░;
- ░░-43 (16/70,16/70) № ░░░░ ░░░░░░░;
- ░1 «░░░░░░░» (9.0) №, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░