Дело № 2-1386/2024
56RS0026-01-2024-001923-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Орск 24 июня 2024 года
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Фризен Ю.А.,
при секретаре Бервольд В.В.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Орска Зильгарина А.А.,
представителя ответчика администрации г. Орска Еремеева Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах Трошкиной Галины Владимировны к администрации г. Орска, Министерству социального развития Оренбургской области, ГАУСО «КЦСОН», о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Ленинского района г. Орска, действующий в интересах Трошкиной Галины Владимировны обратился в суд с административным иском, указав, что Трошкина Галина Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес>, пострадала в результате паводковой ситуации, поскольку ее домовладение по указанному адресу затоплено, что подтверждается фотоматериалами, показаниями свидетелей, в связи чем Трошкина Г.В. эвакуировалась и в настоящее время находится в пункте временного размещения. С целью оказания мер социальной поддержки Трошкина Г.В. обратилась с заявлением об оказании единовременной материальной помощи в Министерство социального развития Оренбургской области, указанное заявление рассмотрено и частично удовлетворено, 02.05.2024 принято решение о выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей.
Решение о выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей принято Министерством социального развития Оренбургской области на основании заключения администрации города Орска об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации от 21.04.2024.
Согласно указанному заключению, факт повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, не установлен.
Вместе с тем, в данной части заключение Комиссии и решение Министерства социального развития Оренбургской области о выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей не являются законными, поскольку конструктивные элементы жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, повреждены.
Так, проживание по указанному адресу невозможно, поскольку повреждены стены, полы, необходима замена окон и дверей, что также подтверждается фотоматериалами.
Таким образом, Трошкина Галина Владимировна, являясь лицом, пострадавшим в период паводка вследствие затопления дома, имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 рублей в связи с повреждением конструктивных элементов дома, расположенного по адресу: г<адрес>.
С учетом уточненных требований прокурор просил:
- признать за Трошкиной Галиной Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 рублей, предусмотренной постановлением Правительства Оренбургской области от 31.01.2023 № 85-пп «О единовременной материальной помощи и единовременных пособиях гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области» вследствие повреждения в результате чрезвычайной ситуации конструктивных элементов жилого здания.
- обязать Министерство социального развития Оренбургской области доначислить и выплатить Трошкиной Галине Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., единовременную материальную помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в размере 10 000 рублей.
Определением от 24.06.2024 суд перешел к рассмотрению по общим правилам искового производства.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования «город Орск» УЖКДХТ администрации г. Орска.
Помощник прокурора Ленинского района г. Орска Зильгарин А.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Представитель администрации г. Орска Еремеев Е.Ю., действующий на основании доверенности, пояснил, что администрация г. Орска является ненадлежащим ответчиком, в иске просил отказать.
Представители Комиссии по установлению фактов проживания, администрации г. Орска, УЖКДХТ администрации г. Орска, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения заявления извещены надлежащим образом. Возражений относительно требований не представили.
ГАУСО «КЦСОН» в г. Орске в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом. От ГАУСО «КЦСОН» в г. Орске поступил отзыв, в котором просит рассмотреть заявление без их участия. Против удовлетворения исковых требований не возражает.
Министерство социального развития Оренбургской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом. От Министерства социального развития Оренбургской области поступили письменные возражения, в котором просит рассмотреть исковые требования без их участия.
Заслушав пояснения помощника прокурора Ленинского района г. Орска, представителя администрации г. Орска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты социальных прав граждан, в ходе которой были выявлены нарушения.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - № 68-ФЗ), целями настоящего Федерального закона являются, в том числе, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидация чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта «л» части 1 статьи 11 № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно требованиям пункта 8 части 1 статьи 7 Закона Оренбургской области от 28.02.2022 № 235/90-VII-O3 «О регулировании отдельных вопросов в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям Правительства Оренбургской области в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций относится, в том числе, принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с абзацем 7 пункта 13 Положения о министерстве социального развития Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 № 183-ук, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет социальные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Оренбургской области.
Указом Губернатора Оренбургской области № 103-ук от 04.04.2024 «О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера» (далее - Указ № 103-ук) с 04.04.2024 года на территории области введен режим чрезвычайной ситуации. С 07.04.2024 чрезвычайная ситуация на территории Оренбургской области отнесена к чрезвычайной ситуации федерального характера.
В целях оказания социальной помощи гражданам, пострадавшим в период паводка, Постановлением Правительства Оренбургской области от 31.01.2023 № 85-пп утверждено Положение об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Положение).
В силу пункта 6 Положения, единовременная материальная помощь гражданину оказывается из расчета:
20 тыс. рублей на человека - при установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина, обусловленного невозможностью проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания (жилого помещения);
10 тыс. рублей - в иных случаях установления факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина при чрезвычайной ситуации, проживающего в жилом доме, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации.
К конструктивным элементам жилого здания (жилого помещения), учитываемых при установлении невозможности проживания в жилых зданиях (жилых помещениях), относятся фундамент, стены, перегородки, перекрытия, полы, крыша, окна и двери, отделочные работы, печное отопление, электроосвещение.
Размер единовременной материальной помощи определяется на дату принятия решения об оказании единовременной материальной помощи.
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 04.04.2024 № 1075-п утверждена комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования «Город Орск» (далее -Комиссия).
В соответствии с приложением № 1 к указанному постановлению, Комиссия устанавливает факт повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания, а именно: фундамента, стен, перегородок, перекрытий, полов, крыши, окон и дверей, отделочных работ, печного отопления, электроосвещения.
Судом установлено, что Трошкина Галина Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес>, пострадала в результате паводковой ситуации, поскольку ее домовладение по указанному адресу затоплено, что подтверждается фотоматериалами, в связи чем Трошкина Г.В. эвакуировалась и в настоящее время находится в пункте временного размещения.
С целью оказания мер социальной поддержки Трошкина Г.В. обратилась с заявлением об оказании единовременной материальной помощи в Министерство социального развития Оренбургской области, указанное заявление рассмотрено и частично удовлетворено, 02.05.2024 принято решение о выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей.
Решение о выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей принято Министерством социального развития Оренбургской области на основании заключения администрации города Орска об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации от 21.04.2024.
Согласно указанному заключению, установлен характер нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, а именно: нарушено теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение жилого здания, расположенного по адресу: <адрес>
Вместе с тем, в данной части заключение Комиссии и решение Министерства социального развития Оренбургской области о выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей не являются законными, поскольку конструктивные элементы жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение повреждены.
Так, проживание по указанному адресу невозможно, поскольку нарушено теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, что также подтверждается заключением.
Таким образом, Трошкина Галина Владимировна, являясь лицом, пострадавшим в период паводка вследствие затопления дома, имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 рублей в связи с повреждением конструктивных элементов дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Трошкина Г.В. является пенсионером, пострадала в результате чрезвычайной ситуации, в настоящее время находится в пункте временного размещения, осуществляет постоянный уход за сыном Трошкиным В.А., являющимся инвалидом 2 группы вследствие заболевания (детский церебральный паралич).
Судом установлен факт нарушения условий жизнедеятельности Трошкиной Г.В. обусловленный невозможностью проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания (жилого помещения) в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования «Город Орск».
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца в части требований к Министерству социального развития Оренбургской области.
В части требований к администрации г. Орска, ГАУСО «КЦСОН» в г. Орске, суд считает необходимым истцу отказать.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С учетом характера заявления, введенного на территории Оренбургской области режим чрезвычайной ситуации, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ «░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
- ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31.01.2023 № 85-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░ «░░░░░» ░ ░. ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 24 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ () ░.░. ░░░░░░