УИД: 29RS0014-01-2022-001372-44
Строка 2.068, г/п 0 руб.
Судья Жданова А.А. | 11 августа 2022 года | |
Докладчик Попова Т.В. | № 33-4706/2022 | г. Архангельск |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е.И.,
судей Поповой Т.В., Сафонова Р.С.,
при секретаре Ершовой Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Гаревских А.А. к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об установлении пенсии за выслугу лет по апелляционной жалобе Гаревских А.А. на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 4 мая 2022 года по делу № 2-1649/2022.
Заслушав доклад судьи Поповой Т.В., судебная коллегия
установила:
Гаревских А.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об установлении пенсии за выслугу лет с момента вынесения судом решения по делу. В обоснование исковых требований указал, что в период с 07 мая 1998 года по 30 апреля 2020 года он проходил службу в должности начальника отдела – старшего судебного пристава подразделения судебных приставов по <данные изъяты> району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - УФССП по АО и НАО). 30 апреля 2020 года освобожден от занимаемой должности по сокращению штата. 18 ноября 2021 года он обратился с заявлением в УФССП по АО и НАО о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу»), на которое получен отказ в письме от 01 декабря 2021 года №. Полагает данный отказ незаконным.
В судебное заседание суда первой инстанции истец не явился, извещен надлежащим образом. Представитель ответчика УФССП по АО и НАО в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что истец не состоял на службе в органах принудительного исполнения. Представитель ответчика Федеральной службы судебных приставов России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
По определению суда первой инстанции дело рассмотрено при данной явке.
Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 4 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований Гаревских А.А. к Федеральной службе судебных приставов, УФССП по АО и НАО об установлении пенсии за выслугу лет отказано.
С указанным решением не согласился истец, в поданной апелляционной жалобе просит его отменить ввиду незаконности и необоснованности, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Считает, что вопреки выводам суда действие Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации») распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до 1 января 2020 года. С учетом выработанного стажа в должности старшего судебного пристава, полагает, что имеет право на установление пенсии за выслугу лет.
В судебном заседании суда апелляционной жалобы представитель ответчика УФССП по АО и НАО Мальцева Ю.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика УФССП по АО и НАО, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и это следует из материалов дела, приказом главного судебного пристава по Архангельской области от 07 мая 1998 года № истец принят на должность старшего судебного пристава подразделения судебных приставов <данные изъяты> района Архангельской области с 07 мая 1998 года, впоследствии приказом от 01 октября 2016 года № - назначен на должность начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по <данные изъяты> району, а приказом руководителя УФССП по АО и НАО от 24 апреля 2020 года № в соответствии с п. 8.2 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с истцом расторгнут служебный контракт от 01 октября 2016 года № 745, он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по <данные изъяты> району УФССП по АО и НАО и уволен с федеральной государственной гражданской службы 30 апреля 2020 года в связи с сокращением должностей в государственном органе.
С 01 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации», ФССП России перешла на иной вид государственной службы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь положениями ч. 1, ч. 4 ст. 36, ч.14 ст. 92 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации», ст. 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», суд первой инстанции исходил из того, что возникновение права на пенсионное обеспечение по выслуге лет в соответствии с принятием Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации» и внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», возникает у лиц, проходящих службу в органах принудительного исполнения, к которым истец не относится.
С данным выводом суда судебная коллегия согласна, поскольку он основан на нормах материального закона, регулирующего спорные правоотношения, установленных по делу обстоятельствах.
Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов, регулировались положениями Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации». 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации», предметом регулирования которого являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового статуса сотрудника. Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации» правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федеральный закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации», стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с ч. 1 ст. 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения (ч. 2 ст. 36 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 4 ст. 36 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации» в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» (в календарном или льготном исчислении).
Переходный период для федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов и гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предусмотрен ст. 92 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации». Так, ч. 14 ст. 92 установлено, что в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации», сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с названным Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Таким образом, положения ч. 14 ст. 92 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации», равно как и положения ч. 2, ч. 3 ст. 36 указанного Закона, предусматривающие включение в стаж службы (выслугу лет) периода прохождения сотрудником военной службы, льготного порядка исчисления стажа, распространяются только на сотрудников органов принудительного исполнения, поскольку из приведенных выше норм права следует, что обязательным условием для возникновения права на пенсию имеют лица, находящиеся на службе в органах принудительного исполнения.
Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи, а также стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 68 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации»). Таким законодательным актом, регулирующим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей, является Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу».
Статьей 96 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации» внесены изменения в абз. 4 п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», согласно которым на лиц, проходивших службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу».
В ст. 1 вышеуказанного Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» определен круг лиц, на которых распространяется действие данного Закона. К их числу относятся, в том числе, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В соответствии с п. а ст. 5 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
На основании п. а ст. 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
Постановление № 723 от 21 мая 2020 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», издано в целях реализации Закона о службе в органах принудительного исполнения, предусматривающего правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения нового вида государственной службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в том числе материальные и социальные гарантии сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 (в редакции Постановления от 21 мая 2020 года №723) определяет помимо прочего порядок зачета сотрудникам органа принудительного исполнения стажа службы в органах принудительного исполнения для назначения пенсии в отношении лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральный закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации» не распространяет свое действие на отношения, возникшие до 1 января 2020 года.
Распространение действия Постановления от 21 мая 2020 года № 723 на правоотношения, возникшие с 01 января 2020 года, не создает неравные условия для назначения пенсии лицам, проходившим службу в ФССП России и ее территориальных органах до этой даты и не поступившим на службу в органы принудительного исполнения, и лицам, проходившим службу в органах принудительного исполнения. Дифференциация порядка исчисления выслуги лет лицам, проходившим службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства при реализации сотрудниками органов принудительного исполнения их права на пенсионное обеспечение, предусмотренное ст. 68 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации».
Принимая во внимание, что истец на должность в органах принудительного исполнения не назначался и службу в органах принудительного исполнения не проходил, был уволен в связи с сокращением должности государственной службы 30 апреля 2020 года, следовательно, на момент увольнения истца отсутствовали основания для применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации», право на получение пенсии в рамках норм, направленных на пенсионное обеспечение сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, у истца не возникло.
Доводы жалобы о том, что положения Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации» распространяют свое действия на правоотношения, возникшие до 1 января 2020 года, он уволен только 30 апреля 2020 года, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по сути, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 4 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаревских А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий Е.И. Хмара
Судьи Т.В. Попова
Р.С. Сафонов