Решение по делу № 2-357/2024 (2-2626/2023;) от 27.11.2023

УИД: 91RS0009-01-2023-004138-80

Дело № 2-357/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2024 года                            г. Евпатория

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лантратовой А.И.

при секретаре судебного заседания Хайбердыевой Л.М.

с участием представителя третьего лица Общество с ограниченной ответственностью «Таурус» Савенко Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Автономной некоммерческой организации «Фонд защиты вкладчиков», Публичному акционерному обществу «Банк «Финансы и кредит», Анохиной Валентине Викторовне, третьи лица Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и городу Севастополю, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Долиашвили Георгий Гелаевич, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Общество с ограниченной ответственностью «Таурус», Государственный Совет Республики Крым, об освобождении от ареста недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось суд с исковым заявлением, уточнив его, к Автономной некоммерческой организации «Фонд защиты вкладчиков», Публичному акционерному обществу «Банк «Финансы и кредит», Анохиной Валентине Викторовне, третьи лица Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и городу Севастополю, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Долиашвили Георгий Гелаевич, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Общество с ограниченной ответственностью «Таурус», Государственный Совет Республики Крым, об освобождении от ареста недвижимого имущества.

В обоснование искового заявления указано, что Государственным Советом Республики Крым 30.04.2014г. принято постановление № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», которым в п. 1 установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее, чем до 01.01.2015г., все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым учитывается как собственность Республики Крым. Государственный Совет Республики Крым 03.09.2014г. принял постановление № 2474-6/14 «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым № 2085-6/14 от 30.04.2014г. «О вопросах управления собственностью Республики Крым», согласно которому, п. 1 Постановления № 2085-6/14 после слов «на территории Республики Крым» дополнен словами: «а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению». Согласно данному постановлению как собственность Республики Крым также учитывается имущество, указанное в Приложении к Постановлению № 2085-6/14.

Государственным Советом Республики Крым также был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014г. № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», с последующим внесением в него изменений согласно Закона Республики Крым от 19.01.2015г. № 72-ЗРК/2015 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», согласованному с Минэкономразвития России, что подтверждается письмом последнего от 24.11.2014 №29032-ПК/Д234. П. 2 ст. 2 Закона № 38-3PK закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым. В соответствии с аб. 3 ч. 1 ст. 2-1 Закона № 38-3PK, право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014г. № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым».

Указывает, что Постановление Государственного Совета Республики Крым № 2085-6/14 от 30.04.2014 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», дополнено пунктом 298, согласно которого нежилое здание (блок общественного питания) площадью 201,3 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (танцпол и развлекательный центр) площадью (площадью застройки) 2753,7 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Китайская кухня) площадью 29,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет) площадью 142,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет) площадью 22,5 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Морской уголок) площадью 25,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Украинская кухня) площадью 22,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Татарская кухня) площадью 41,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (климатопавильон) площадью 455,7 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (хозстроение) площадью (площадью застройки) 22,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (административное здание, спасательная станция) площадью 24,5 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (детское кафе) площадью 23,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (насосная, трансформаторная) площадью 62,5 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (склад) площадью (площадью застройки) 24,0 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (магазин) площадью 48,0 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (магазин) площадью 102,0 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (септик) площадью (площадью застройки) 18,0 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (септик) площадью (площадью застройки) 18,0 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (туалет) площадью 37,2 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (туалет) площадью 38,4 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (дизель-генератор) площадью (площадью застройки) 18,0 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (площадка для контейнеров) площадью (площадью застройки 37,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание площадью 26,6 кв.м., кадастровый : нежилое здание (КНС) площадью 23,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание площадью 18,0 кв.м., кадастровый ; ФИО4 автомобилей (лит. 1), учитываются как собственность Республики Крым (п. 298 введен Постановлением Государственного Совета Республики Крыл: от 03.02.2023г. ).

Таким образом, собственником недвижимого имущества перечисленного в п. 298 Постановления Государственного совета Республики Крым в настоящий момент является Республика Крым. Вместе с тем, судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Долиашвили Г.Г. на основании поручения № 2555/19/82001 от 24.01.2019г., в рамках исполнительного производства от 21.10.2014 -ИП, возбужденное на основании исполнительного листа серии ВС №    006596228 выданного Арбитражным судом Республики Крым по делу № А84-739/2014.вынесено постановление от 24.01.2019 о наложении ареста на имущество должника ПАО КБ «Банк «Финансы и Кредит», перечисленного в п. 298 Постановления Государственного Совета Республики Крым.

Вместе с тем, в настоящее время, принятое постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю от 24.01.2019 , препятствует регистрации права собственности Республики Крым на принадлежащее ей недвижимое имущество.

Таким образом, истец с учетом уточнения исковых требований просит исключить из описи, ареста недвижимое имущество, а именно: нежилое здание (блок общественного питания) площадью 201,3 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (танцпол и развлекательный центр) площадью (площадью застройки) 2753,7 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Китайская кухня) площадью 29,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет) площадью 142,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет) площадью 22,5 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Морской уголок) площадью 25,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Украинская кухня) площадью 22,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Татарская кухня) площадью 41,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (климатопавильон) площадью 455,7 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (хозстроение) площадью (площадью застройки) 22,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (административное здание, спасательная станция) площадью 124.5 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (детское кафе) площадью 23,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (насосная, трансформаторная) площадью 62,5 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (склад) площадью (площадью застройки) 24,0 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (магазин) площадью 48,0 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (магазин) площадью 102,0 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (септик) площадью (площадью застройки) 18,0 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (септик) площадью (площадью застройки) 18,0 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (туалет) площадью 37,2 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (туалет) площадью 38,4 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (дизель-генератор) площадью (площадью застройки) 18,0 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (площадка для контейнеров) площадью (площадью застройки 37,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание площадью 26,6 кв.м., кадастровый : нежилое здание (КНС) площадью 23,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание площадью 18,0 кв.м., кадастровый ; стоянка автомобилей (лит. 1) и отменить запрет на совершение регистрационных действий, в отношении которого вынесено постановление о наложении ареста МОСП по ОИП ГУ ФССП России по Республике Крым и городу Севастополю от 24.01.2019г. , в рамках исполнительного производства -ИП.

В судебное заседание представитель истца не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. От представителя истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.

В судебное заседание ответчик Анохина В.В. не явилась, о слушании дела извещалась надлежащим образом, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и принятии решения на усмотрение суда.

Представитель ответчика АНО «Фонд защиты вкладчиков» также не явился в судебное заседание, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица Государственного Совета Республики Крым направил в адрес суда пояснения, из которых следует, что в соответствии с нормативными правовыми актами Постановление № 2085-6/14 является правоустанавливающим документом, которое подтверждает право собственности Республики Крым на указанное в приложении к нему имущество (включая земельные участки и иные объекты недвижимости). П. 1 Постановления № 2085-6/14 (в редакции Постановления от 18 октября 2022 года № 1417-2/22) установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым. В соответствии с нормами Конституции Республики Крым Постановление № 2085-6/14 является действующим на всей территории Республики Крым и подлежащим к соблюдению органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, образованными на территории Республики Крым, должностными лицами, а также гражданами и их объединениями.

Порядок принятия Государственным Советом законов и постановлений определяется Конституцией Республики Крым, Регламентом Государственного Совета. Порядок опубликования и вступления их в силу определяется законом Республики Крым на основании федерального законодательства. Согласно статье 1 Регламента Государственного Совета Республики Крым, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 24 декабря 2014 года № 376-1/14, Регламент Государственного Совета Республики Крым устанавливает процедуру подготовки и рассмотрения вопросов, принятия законов Республики Крым и постановлений Государственного Совета Республики Крым и его Президиума. На рассмотрение Государственного Совета Республики Крым Главой Республики Крым внесен проект постановления, которым предлагалось дополнить Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, имуществом иностранных государств, иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия, а также их бенефициаров и лиц, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц. Как следует из содержания пояснительной записки к проекту постановления, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 430-р, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» утвержден Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.

П. 1 Постановления № 2085-6/14 установлено, что как собственность Республики Крым учитывается в Приложении к настоящему Постановлению имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимого и движимого имущества, находящиеся на территории Республики Крым, принадлежащее по состоянию на 24 февраля 2022 года иностранным государствам, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, иностранным лицам, связанным с указанными иностранными государствами (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), а также их бенефициарам и лицам, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности. Протоколом внеочередного заседания (путем заочного голосования) Антитеррористической комиссии в Республике Крым от 21 декабря 2022 года №8 (ДСП) определен перечень граждан Российской Федерации, организаций, аффилированных организаций и иностранных лиц, имеющих принадлежность к иностранным государствам, которые планируют или совершают в отношении Российской Федерации, ее юридических и физических лиц недружественные действия, в том числе террористические акты.

Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено организовать работу по подготовке проекта постановления Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» в части внесения изменений, предусматривающих дополнение Перечня имущества граждан Российской Федерации и иностранных граждан, которые планируют или совершают в отношении Российской Федерации, ее юридических и физических лиц недружественные действия, в том числе, террористические акты. По результатам рассмотрения вышеуказанного проекта, Государственным Советом Республики Крым принято Постановление от 03 февраля 2023 года № 1597-2/23 «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», в соответствии с которым Приложение к Постановлению № 2085-6/14 дополнено пунктом 298 включающее движимое и недвижимое имущество ООО "Таурус", в том числе имущество, расположенное по адресу: <адрес>

Учитывая изложенное, считает постановление принято Государственным Советом Республики Крым в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым». Поскольку спорное имущество вошло в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года Ns2085-6/14 и в соответствии с частью 3 статьи 7 и статьи 12,1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N° 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N° 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» право собственности на указанное имущество возникло у Республики Крым и прекратилось у прежнего правообладателя. С учетом того, что спорное имущество является собственностью Республики Крым, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель третьего лица Общество с ограниченной ответственностью «Таурус» Савенко Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представители ответчика ПАО «Банк «Финансы и кредит», третьего лица Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и городу Севастополю, третье лицо судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Долиашвили Г.Г., представитель третьего лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Изучив материалы дела, суд считает исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В ч. 2 ст. 442 ГПК РФ предусмотрено, что заявленный лицами, не принимавшими участия в деле, спор, связанный с принадлежностью имущества, на которое обращено взыскание, рассматривается судом по правилам искового производства.

На основании ч. 1 ст. 119 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от наложения ареста или исключении его из описи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 п. 50, 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу статьи 119 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при наложении ареста в порядке обеспечения иска или исполнения исполнительных документов на имущество, не принадлежащее должнику, собственник имущества (законный владелец, иное заинтересованное лицо, в частности невладеющий залогодержатель) вправе обратиться с иском об освобождении имущества от ареста.

Споры об освобождении имущества от ареста рассматриваются в соответствии с подведомственностью дел по правилам искового производства независимо от того, наложен арест в порядке обеспечения иска или в порядке обращения взыскания на имущество должника во исполнение исполнительных документов.

Ответчиками по таким искам являются: должник, у которого произведен арест имущества, и те лица, в интересах которых наложен арест на имущество. Судебный пристав-исполнитель привлекается к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В соответствии со ст. 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.

В силу ст. 84 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Крым и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения. Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.

Ч. 3 ст. 2 Закона Республики Крым от 08 августа 2014 года № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» определены полномочия Совета министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым, к которым относятся, в том числе: управление и распоряжение имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральным законодательством;     издание в пределах своих полномочий постановлений и распоряжений по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым; осуществление функций и полномочий собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, данным Законом и законодательством Республики Крым.

Правовой анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что Совет министров Республики Крым осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым, управляет и распоряжается имуществом Республики Крым.

Статьей 2 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» установлено, что Совет министров Республики Крым осуществляет свою деятельность непосредственно и через соответствующие исполнительные органы государственной власти Республики Крым.

В силу ст. 28 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» исполнительные органы государственной власти Республики Крым в пределах предоставленных им полномочий осуществляют от имени Республики Крым управление и регулирование в установленной сфере деятельности.

Исполнительным органам государственной власти Республики Крым могут дополнительно передаваться отдельные полномочия, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым и иными нормативными правовыми актами могут быть переданы исполнительным органам государственной власти Республики Крым.

Пунктом 1 Указа Главы Республики Крым от 03 сентября 2014 года № 242-У «Об уполномоченном органе» определено, что исполнительным органом Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Республики Крым, является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым

Министерство имущественных и земельных отношений Республики является исполнительным органом Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов Республики Крым.

Основными задачами Министерства, установленными Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 157 (с изменениями и дополнениями) являются: участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым; осуществление от имени Республики Крым в установленном порядке управления и распоряжения имуществом (за исключением жилых помещений) и землями, находящимися в собственности Республики Крым; обеспечение управления, распоряжения и рационального использования имущества, земельных участков и земель, находящихся в собственности Республики Крым.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Государственным Советом Республики Крым 30.04.2014г. принято постановление № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», которым в пункте 1 установил, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее, чем до 01.01.2015г., все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крьм учитывается как собственность Республики Крым.

Государственный Совет Республики Крым 03.09.2014г. принял постановление № 2474-6/14 «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым № 2085-6/14 от 30.04.2014 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», согласно которому, пункт 1 Постановления № 2085-6/14 после слов «на территории Республики Крым» дополнен словами: «а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению». Согласно данному постановлению как собственность Республики Крым также учитывается имущество, указанное в Приложении к Постановлению № 2085-6/14.

Таким образом, постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014г. № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничение собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.

Государственным Советом Республики Крым также был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», с последующим внесением в него изменений согласно Закона Республики Крым от 19.01.2015 № 72-ЗРК/2015 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», согласованному с Минэкономразвития России, что подтверждается письмом последнего от 24.11.2014 29032-ПК/Д234. Пунктом 2 статьи 2 Закон № 38-3PK закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 2-1 Закона № 38-3PK, право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 № 2085-6/14 «О вопросах травления собственностью Республики Крым».

Судом установлено, что Постановление Государственного Совета Республики Крым № 2085-6/14 от 30.04.2014 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», дополнено пунктом 298, веденным Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 03.02.2023г. № 1597-2/23, согласно которого движимое и недвижимое имущество ООО «Таурус», в том числе имущество, расположенное по адресу: Республика Крым, <адрес>, 9 км, а именно:

нежилое здание (блок общественного питания) площадью 463,7 м2, кадастровый ;

иное сооружение (танцпол и развлекательный центр) площадью (площадью застройки) 2753,7 м2, кадастровый ;

нежилое здание (буфет Китайская кухня) площадью 29,8 м2, кадастровый ;

нежилое здание (буфет) площадью 142,8 м2, кадастровый ;

нежилое здание (буфет) площадью 22,5 м2, кадастровый ;

нежилое здание (буфет Морской уголок) площадью 25,4 м2, кадастровый ;

нежилое здание (буфет Украинская кухня) площадью 22,4 м2, кадастровый ;

нежилое здание (буфет Татарская кухня) площадью 41,8 м2, кадастровый ;

нежилое здание (климатопавильон) площадью 455,7 м2, кадастровый ;

иное сооружение (хозстроение) площадью (площадью застройки) 22,8 м2, кадастровый ;

нежилое здание (административное здание, спасательная станция) площадью 124,5 м2, кадастровый ;

нежилое здание (детское кафе) площадью 23,4 м2, кадастровый ;

нежилое здание (насосная, трансформаторная) площадью 62,5 м2, кадастровый ;

иное сооружение (склад) площадью (площадью застройки) 24,0 м2, кадастровый ;

нежилое здание (магазин) площадью 48,0 м2, кадастровый ;

нежилое здание (магазин) площадью 129,5 м2, кадастровый ;

иное сооружение (септик) площадью (площадью застройки) 18,0 м2, кадастровый ;

иное сооружение (септик) площадью (площадью застройки) 18,0 м2, кадастровый ;

нежилое здание (туалет) площадью 37,2 м2, кадастровый ;

нежилое здание (туалет) площадью 38,4 м2, кадастровый ;

иное сооружение (дизель-генератор) площадью (площадью застройки) 18,0 м2, кадастровый ;

иное сооружение (площадка для контейнеров) площадью (площадью застройки) 37,8 м2, кадастровый ;

нежилое здание площадью 26,6 м2, кадастровый ; нежилое здание (КНС) площадью 23,4 м2, кадастровый ;

нежилое здание площадью 18,0 м2, кадастровый ;

стоянка автомобилей (лит. 1), учитывается как собственность Республики Крым. (Т. 1 л.д. 25-28)

Судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП ГУ ФСС России по Республике Крым и г. Севастополю Долиашвили Г.Г. на основании поручения № 2555/19/82001 от 24.01.2019, в рамках исполнительного производства от 21.10.2014 -ИП, возбужденное на основании исполнительного листа серии ВС №    006596228 выданного Арбитражным судом Республики Крым по делу № А84-739/2014, вынесено постановление от 24.01.2019г. о наложении ареста на недвижимое имущество должника ПАО КБ «Банк «Финансы и Кредит», комплекс состоящий из литер «А, Б, В, Г, З, Д, Е, Ж, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, С1, С2, У1, У2, Ф, Х, И», СТОЯНКА АВТОМОБИЛЕЙ № 1,2,3 общей площадью 4177 кв.м., расположенное на земельном участке, площадью 4,05242 га, по адресу: <адрес> то есть, перечисленное в п. 298 Постановления Государственного Совета Республики Крым, а также объявлении запрета на совершение всех регистрационных действий в отношении недвижимого имущества и имущественного права, зарегистрированного в ЕГРН, кроме регистрационных действий по регистрации за должником ПАО КБ «Банк «Финансы и Кредит» права собственности на недвижимое имущество и имущественного права. (Т. 1 л.д. 29)

Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрено, что судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав - исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в частности, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение.

Согласно ст. 69 вышеуказанного ФЗ при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении (или) пользовании оно находится.

Порядок обращения взыскания на заложенное имущество установлен ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В силу ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» арест на имущество должника применяется для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации; при исполнении судебного акта о конфискации имущества; при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у него или у третьих лиц.

Кроме того, ч. 3.1 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указывает в качестве императивной нормы закона, что арест заложенного имущества в целях обеспечения иска взыскателя, не имеющего преимущества перед залогодержателем в удовлетворении требований, не допускается.

Раскрывая смысл ст. 119 Закона № 229-ФЗ, Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 50, 51 постановления от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что при наложении ареста в порядке обеспечения иска или исполнения исполнительных документов на имущество, не принадлежащее должнику, собственник имущества (законный владелец, иное заинтересованно, лицо, в частности невладеющий залогодержатель) вправе обратиться с иском об освобождении имущества от ареста.

Вместе с тем заинтересованные лица не имеют права на удовлетворение заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об аресте (описи) этого имущества, поскольку при рассмотрении таких заявлений должник и те лица, в интересах которых наложен арест на имущество, будучи привлеченными к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ограничены в заявлении возражений и представлении доказательств.

Также в ходе судебного разбирательства установлено, что на основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 02.04.2014 № 39-ФЗ «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя» Республика Крым и город федерального значения Севастополь в лице высших органов государственной власти указанных субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия учредителя Агента, созданного в форме автономной некоммерческой организации в целях реализации настоящего Федерального закона, и иные полномочия, связанные с деятельностью Агента и предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами, и иными нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Фонд в рамках исполнения своих функций, предусмотренных Федеральным законом от 02.04.2014 № 39-ФЗ осуществил компенсационные выплаты вкладчикам по 45 украинским кредитным учреждениям на сумму 29 856 000 рублей, в том числе, вкладчикам ПАО «Банк «Финансы и Кредит».

Руководствуясь частью 15 статьи 4 Закона № 39-ФЗ, в целях удовлетворения приобретенных прав (требований) к Банку, Фонд обращался в Арбитражный суд Республики Крым, Арбитражный суд города Севастополя с исковыми заявлениями к Банку о взыскании денежных средств по различным правам требованиям.

Судебными актами, постановленными арбитражными судами, которые вступили в законную силу, удовлетворены требования Фонда, предъявленные в соответствии с положениями Закона № 39-ФЗ, о взыскании с Банка денежных средств по договорам цессии, заключенным с физическими лицами, в размере приобретенных прав (требований).

На основании исполнительных листов о взыскании с Банка задолженности перед Фондом, Главным Управлением Федеральной службы судебных приставов России возбуждены исполнительные производства и наложены обременения на движимое и недвижимое имущество Банка в том числе и на права требования по договорам залога.

Из положений ч. 1 ст. 12.1, ч. 1, ч. 2 ст. 23 Закона № 6-ФКЗ, п. 1 ст. 2.1 Закона №38-ЗРК, следует, что момент возникновения права собственности Республики Крым на имущество, являющегося собственностью Украины не связан с актом государственной регистрации права. Государственная регистрация права собственности Республики Крым на территории Республики Крым в Едином государственном реестре недвижимости является подтверждением уже возникшего права.

Таким образом, судом установлено, что собственником спорного имущества, перечисленного в п. 298 Постановления Государственного совета Республики Крым № 2085-6/14 от 30.04.2014 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» в настоящий момент является Республика Крым.

Вместе с тем, принятое постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю от 24.01.2019 № 82001/19/3395, препятствуют регистрации права собственности Республики Крым на принадлежащее ей недвижимое имущество.

Учитывая, что Федеральным законом от 02.04.2014 № 39-ФЗ «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя» создана Автономная некоммерческая организация «Фонд защиты вкладчиков», которая осуществила компенсационные выплаты вкладчикам по 45 украинским кредитным учреждениям на сумму 29 856 000 рублей, в том числе, вкладчикам ПАО «Банк «Финансы и Кредит» и к которой на выплаченную сумму перешло право требования от вкладчиков по договору цессии, суд считает нецелесообразным привлекать физических лиц – вкладчиков к участию в деле, так как их права защищены АНО «Фонд защиты вкладчиков».

Анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности требований истца Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, и о наличии правовых оснований для их удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Автономной некоммерческой организации «Фонд защиты вкладчиков», Публичному акционерному обществу «Банк «Финансы и кредит», Анохиной Валентине Викторовне, третьи лица Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и городу Севастополю, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Долиашвили Георгий Гелаевич, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Общество с ограниченной ответственностью «Таурус», Государственный Совет Республики Крым, об освобождении от ареста недвижимого имущества – удовлетворить.

Освободить от ареста, исключив из описи ареста следующее недвижимое имущество: нежилое здание (блок общественного питания) площадью 201,3 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (танцпол и развлекательный центр) площадью (площадью застройки) 2753,7 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Китайская кухня) площадью 29,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет) площадью 142,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет) площадью 22,5 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Морской уголок) площадью 25,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Украинская кухня) площадью 22,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Татарская кухня) площадью 41,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (климатопавильон) площадью 455,7 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (хозстроение) площадью (площадью застройки) 22,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (административное здание, спасательная станция) площадью 124,5 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (детское кафе) площадью 23,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (насосная, трансформаторная) площадью 62,5 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (склад) площадью (площадью застройки) 24,0 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (магазин) площадью 48,0 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (магазин) площадью 102,0 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (септик) площадью (площадью застройки) 18,0 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (септик) площадью (площадью застройки) 18,0 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (туалет) площадью 37,2 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (туалет) площадью 38,4 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (дизель-генератор) площадью (площадью застройки) 18,0 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (площадка для контейнеров) площадью (площадью застройки 37,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание площадью 26,6 кв.м., кадастровый : нежилое здание (КНС) площадью 23,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание площадью 18,0 кв.м., кадастровый ; стоянка автомобилей (лит. 1).

Освободить недвижимое имущество: нежилое здание (блок общественного питания) площадью 201,3 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (танцпол и развлекательный центр) площадью (площадью застройки) 2753,7 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Китайская кухня) площадью 29,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет) площадью 142,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет) площадью 22,5 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Морской уголок) площадью 25,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Украинская кухня) площадью 22,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (буфет Татарская кухня) площадью 41,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (климатопавильон) площадью 455,7 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (хозстроение) площадью (площадью застройки) 22,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (административное здание, спасательная станция) площадью 124,5 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (детское кафе) площадью 23,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (насосная, трансформаторная) площадью 62,5 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (склад) площадью (площадью застройки) 24,0 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (магазин) площадью 48,0 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (магазин) площадью 102,0 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (септик) площадью (площадью застройки) 18,0 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (септик) площадью (площадью застройки) 18,0 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (туалет) площадью 37,2 кв.м., кадастровый ; нежилое здание (туалет) площадью 38,4 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (дизель-генератор) площадью (площадью застройки) 18,0 кв.м., кадастровый ; иное сооружение (площадка для контейнеров) площадью (площадью застройки 37,8 кв.м., кадастровый ; нежилое здание площадью 26,6 кв.м., кадастровый : нежилое здание (КНС) площадью 23,4 кв.м., кадастровый ; нежилое здание площадью 18,0 кв.м., кадастровый ; стоянка автомобилей (лит. 1) от запрета на совершение регистрационных действий наложенного на основании постановления о наложении ареста на имущество должника судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП России по Республике Крым и городу Севастополю от 24.01.2019г. , в рамках исполнительного производства -ИП.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение месяца.

Судья                                                                                                        А.И. Лантратова

2-357/2024 (2-2626/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Ответчики
АНО "Фонд защиты вкладчиков"
ПАО "Банк" Финансы и Кредит"
Анохина Валентина Викторовна
Другие
Государственный Совет Республики Крым
ООО "Таурус"
Государственый комитет по государственной регистрации и кадастру РК
Главное управление Федеральной службы судебных приставов по РК и г. Севастополю
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РК Долиашвили Георгий Гклаевич
Савенко Наталия Владимировна ( пред-ль ООО "Таурус")
Суд
Евпаторийский городской суд Республики Крым
Судья
Лантратова Антонина Ивановна
Дело на странице суда
evpatoriya.krm.sudrf.ru
27.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.11.2023Передача материалов судье
30.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее