Дело № 2-98 (2015г.)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь 11 февраля 2015 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Нигаметзяновой О.В.
при секретаре Поповой Т.В.
с участием представителя истцов Карпова К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Албантова А.П., Давыдовой Е.Н., Носковой Л.В., Бузмакова Е.Б., Смирновой Е.Д. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконными отказов и предоставлении участков в собственность
У С Т А Н О В И Л :
Албантов А.П., Давыдова Е.Н., Носкова Л.В., Бузмаков Е.Б., Смирнова Е.Д. обратились в суд с исковыми требованиями Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее – ответчик или Департамент) о признании незаконными отказов и предоставлении участков в собственность.
Согласно исковых заявлений выше указанных истцов, последние заявленные требования основывают на том, что 21 марта 2014 года между Департаментом и СНТ «Ассоль» был заключен договор аренды № земельного участка по адресу <адрес> с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения садоводческого некоммерческого товарищества. 23 июня 2014 года истцы обращались в Департамент с заявлениями о предоставлении им в собственность земельных участков со следующими кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, которые были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. Письмами от 01.08.2014 года за № и № истцам было отказано в предоставлении земельных участков в собственность. Истцы, считая указанные действия ответчика незаконными и необоснованными, обратились в суд с исковыми требованиями. Считают, что у Департамента не имелось законных оснований для отказа в предоставлении земельных участков; никаких запретов на предоставление в собственность данных земельных участков не установлено. Обстоятельства, указанные в письме ответчика, не имеют правового значения и не могут служить основанием для отказа в предоставлении земельных участков в собственность.
Согласно дополнительного искового заявления просят суд признать незаконными отказы Департамента на заявления членов СНТ «Ассоль» о предоставлении в собственность –
- земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № Албантову А.П.;
- земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № Давыдовой Е.Н.;
- земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № Носковой Л.В.;
- земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № Смирновой Е.Д.;
- земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № Бузмакову Е.Б.;
оформленные письмами от 01 августа 2014 года за № и №.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить в собственность Албантову А.П. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, Давыдовой Е.Н. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, Носковой Л.В. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, Смирновой Е.Д. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, Бузмакову Е.Б. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № (л.д.226-228 том 1).
Определением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 23 октября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований на стороне ответчика был привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (л.д.203 том 1).
Определениями Мотовилихинского районного суда г.Перми от 23 октября 2014 года и от 22 января 2015 года в одно производство были объединены гражданские дела по искам Албантова А. П., Давыдовой Е. Н., Носковой Л. В., Бузмакова Е. Б., Смирновой Е.Д. (л.д.204-205 том 1, 80-82 том 2).
Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом; Бузмаков Е.Б., Носкова Л.В. просили о рассмотрении дела в их отсутствие; остальные истцы о причинах неявки в суд не сообщили.
Представитель истцов Карпов К.В., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента земельных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ранее в отзыве на заявление указывал на то, что испрашиваемые земельные участки поставлены на кадастровый учет на основании межевых планов, изготовленных с нарушением требований по их подготовке (без утвержденного в установленном порядке проекта организации и застройки территории садоводческого объединения). Проект организации и застройки территории разрабатывается садоводческим товариществом и утверждается органом местного самоуправления. В администрацию города Перми проект организации и застройки территории СНТ «Ассоль» на утверждение не поступал. Кроме того, считает, что избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права; не представлено достаточно доказательств несоответствия закону или иному нормативному правовому акту решений, изложенных в письмах, нарушения прав и законных интересов истцов. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в возражениях формировал позицию, идентичную позиции ответчика.
Представители третьих лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пермскому краю, СНТ «Ассоль» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Из материалов дела следует, что Протоколом Общего собрания учредителей Садового некоммерческого товарищества «Ассоль» от 01 ноября 2012 года было принято решение о создании Садового некоммерческого товарищества «Ассоль», которое прошло государственную регистрацию в установленном порядке (л.д.230,232,233, 234-235 том 1) и был утвержден Устав (л.д.236-247 том 1).
Истцы Албантов А.П., Давыдова Е.Н., Носкова Л.В., Бузмаков Е.Б., Смирнова Е.Д. являются членами выше указанного СНТ, что подтверждено справками от 22.01.2015 года (л.д.72-76 том 2).
Распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации города Перми от 05.03.2014 года за № СНТ «Ассоль» был предоставлен в аренду на 4 года 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения садоводческого некоммерческого товарищества «Ассоль» <адрес> за счет земель населенных пунктов (л.д.259 том 1).
На основании выше указанного распоряжения между Департаментом земельных отношений администрации г.Перми и СНТ «Ассоль» был заключен Договор № от 21 марта 2014 года об аренде земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения садоводческого некоммерческого товарищества «Ассоль» <адрес> (л.д.248-258 том 1).
На основании межевых планов земельный участок с кадастровым номером № был разделен на земельные участки со следующими кадастровыми номерами - №; №; №; №; №, которые были поставлены на кадастровый учет, что следует из кадастровых выписок на данные земельные участки (л.д. 85-89 том 1, л.д. 103-107 том 1, л.д. 154-163 том 1, л.д.159 том 1, л.д.196-201 том 1).
Протоколом № 5 Общего собрания СНТ «Ассоль» от 01 июля 2014 года было принято решение о согласовании проекта организации и застройки садоводческого объединения и распределить земельные участки СНТ «Ассоль» согласно проекту организации и застройки:
- земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № Албантову А.П.;
- земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № Давыдовой Е.Н.;
- земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № Носковой Л.В.;
- земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № Смирновой Е.Д.;
- земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № Бузмакову Е.Б. (л.д.229, 231 том 1).
Истцы 23 июня 2014 года обратились в Департамент с заявлениями о предоставлении им в собственность земельных участков (л.д.15 том 1, 53 том 1, л.д. 125 том 1).
Департамент, рассмотрев обращения истцов, в письмах от 01 августа 2014 года за № и № отказал последним в удовлетворении требований (л.д.16-17 том 1, 175-176 том 1).
Свой отказ Департамент обосновал тем, что в администрацию города проект организации и застройки территории СНТ «Ассоль» на утверждение не поступал. Испрашиваемые земельные садовые участки поставлены на основании межевого плана, изготовленного с нарушением требований по его подготовке (без утвержденного в установленном порядке проекта организации и застройки территории садоводческого объединения).
Истцы не согласившись с данными решениями Департамента, обратились в суд с заявленными исковыми требованиями, которые, по мнению суда, удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Частью 4 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным необходимо наличие двух условий: 1) несоответствие закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушены права и свободы граждан.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы в статье 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Так частью 1 статьи 28 выше указанного Закона предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона № 66-ФЗ в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
Кроме того, статьей 32 Закона № 66-ФЗ установлено, что члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения (часть 2).
Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления. Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок. Документами, необходимыми для согласования и утверждения проектной документации, являются:
проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с пояснительной запиской;
сметно-финансовые расчеты;
графические материалы в масштабе 1:1000 или 1:2000, содержащие генеральный план застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, чертеж перенесения указанного проекта на местность, схему инженерных сетей.
Экземпляры проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения со всеми текстовыми и графическими материалами передаются такому объединению и соответствующему органу местного самоуправления (часть 3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона «О садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан» после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Таким образом, в соответствии с выше приведенным законом для предоставления земельного участка члену садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества необходимо наличие следующих условий: государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; предоставление такому объединению земельного участка; утверждение проекта организации и застройки территории такого объединения; вынесение утвержденного проекта организации и застройки в натуру членам такого объединения.
Выше указанные требования закона членами СНТ «Ассоль» не были соблюдены при формировании отдельных земельных участков из земельного участка, предоставленного СНТ «Ассоль», которые и являются предметом заявленного иска. Так, ни в Департамент земельных отношений администрации г.Перми, ни в суд истцами не был представлен проект организации и застройки территории СНТ «Ассоль», утвержденный органом местного самоуправления. Департамент указал, что в администрацию города проект организации и застройки территории СНТ «Ассоль» на утверждение не поступал. Представленный в суд Проект организации и застройки садоводческого объединения не отвечает требованиям, предусмотренных статьей 32 Закона № 66-ФЗ, и он не утвержден надлежащим образом (л.д.229).
При таких обстоятельствах у Департамента отсутствовали основания для удовлетворения заявлений членов СНТ «Ассоль» (истцов по рассматриваемому делу) о предоставлении спорных земельных участков им в собственность. В связи с чем оспариваемые отказы Департамента закону не противоречат.
Довод искового заявления относительно того, что основания для отказа в предоставлении в собственность земельных участков установлены статьей 28 Земельного кодекса РФ не может быть признан обоснованным, поскольку истцы обращались в Департамент с заявлениями о предоставлении им земельных участков по процедуре, предусмотренной ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» как членам СНТ «Ассоль», выше же указанная норма Земельного кодекса РФ предусматривает иную процедуру предоставления земельных участков в собственность.
На основании выше изложенного, суд считает, что истцам следует отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Албантову А.П., Давыдовой Е.Н., Носковой Л.В., Бузмакову Е.Б., Смирновой Е.Д. в удовлетворении исковых требований к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконными отказов, выраженных в письмах от 01 августа 2014 года за № и № и о возложении обязанности предоставить в собственность Албантову А.П. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, Давыдовой Е.Н. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, Носковой Л.В. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, Смирновой Е.Д. земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №, Бузмакову Е.Б. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Председательствующий О.В.Нигаметзянова
Секретарь:
Решение суда в законную силу не вступило
Секретарь: