УИД 76RS0011-01-2023-000603-90
Дело № 2-561/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 ноября 2023 г. г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Мароковой Т.Г.,
при секретаре Агафоновой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ОАО «УМПРЭО», ООО «МПРО» о возложении обязанности демонтировать ограждение, установленное на лесном участке,
установил:
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением указав, что Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по фактам ограничения доступа к р. Волга в районе населенного пункта <адрес> При обследовании земельного участка с кадастровым номером № установлено, что в его границах расположены ограждения (заборы), препятствующие доступу граждан к береговой полосе р. Волга. Указанный участок относится к землям государственного лесного фонда, находится по адресу: <адрес> На основании договора от 03.10.2008 г. № 105 часть земельного участка (<данные изъяты> предоставлена в аренду ОАО «УМПРЭО». В ходе проверки установлено, что часть забора расположена в береговой полосе р. Волга, а другая часть – по периметру всего участка, относящегося к землям государственного лесного фонда. Таким образом, ответчик ограничил свободный доступ граждан к водному объекту – р. Волга и на лесной участок. Полоса земли вдоль береговой линии р. Волги подлежит освобождению от ограждений на ширину береговой полосы – 20 м, а ограждение, находящееся на землях лесного фонда, должно быть демонтировано в полном объеме. В связи с чем, Ярославский межрайонный природоохранный прокурор просит возложить на ОАО «УМПРЭО» обязанность демонтировать ограждение, установленное на лесном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, предоставленном в аренду на основании договора от 03.10.2008 г. № 105.
Определением от 19.06.2023 г. к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором Ярославский межрайонный природоохранный прокурор просит дополнительно на ООО «МПРО» возложить обязанность демонтировать ограждение, установленное на лесном участке, предоставленном в аренду на основании договора от 03.10.2008 г. № 105, поскольку в последующем 26.04.2018 г. права по данному договору аренды были переуступлены в полном объеме арендатором ОАО «УМПРЭО» новому арендатору ООО «МПРО» (л.д. 80-81).
В судебном заседании прокурор Шарапова А.В. поддержала исковые требования только в части демонтажа ограждения на лесном участке, поскольку в зоне береговой полосы р. Волга забор был демонтирован в процессе рассмотрения дела. Вне зависимости от того, что в проект освоения лесов, в части размещения в границах лесного участка некапитального строения – ограждения, были внесены изменения, получившие положительное заключение государственной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что забор должен быть демонтирован полностью.
Представитель ответчика ООО «МПРО» по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, указав на то, что в проект освоения лесов внесены изменения, на основании которых возможно возведение некапитального ограждения протяженностью 198 м и получено положительное заключение государственной экспертизы.
Представитель ответчика ОАО «УМПРЭО» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен.
Представители третьих лиц Верхне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов, Отдела водных ресурсов по Ярославской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, представили письменные отзывы, в котором поддерживают исковые требования прокурора, а также ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица ООО «Геосфера» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, решение оставил на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по ЯО, ГКУ ЯО «Угличское лесничество» и министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Заслушав прокурора, представителя ответчика ООО «МПРО», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что между министерством лесного хозяйства Ярославской области (ранее – департаментом лесного хозяйства Ярославской области) и ОАО «УМПРЭО» заключен договора аренды от 03.10.2008 № 105 лесного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 0,22 Га (л.д. 33-34).
26.04.2018 г. права по данному договору аренды были переуступлены в полном объеме арендатором ОАО «УМПРЭО» новому арендатору ООО «МПРО» (л.д. 80-81).
В связи с жалобами жителей <адрес>, Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту ограничения доступа к р. Волга в районе указанного населенного пункта.
При обследовании земельного участка с кадастровым номером № ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Ярославской области Болотниковой А.А. совместно с представителями Угличской межрайонной прокуратуры и администрации Угличского МР, выявлено, что в его границах расположены ограждения (заборы), препятствующие доступу граждан к береговой полосе р. Волга и в целом на участок, относящийся к землям государственного лесного фонда.
В ходе рассмотрения дела, часть забора была демонтирована ответчиком, и как следует из акта выездного обследования от 14.08.2023 г., по периметру данный лесной участок имеет ограждение в виде забора, в границах береговой полосы с северо-западной стороны ограждение демонтировано (в сравнении с актом осмотра от 06.06.2023 г. л.д. 69), проход к водному объекту обеспечен, с учетом данных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Однако доступ на территорию лесного участка ограничен имеющимся ограждением, нарушение в этой части не устранено (л.д. 103), длина забора 198 м. Исходя из описания ограждения (л.д. 22-26), спорный земельный участок огорожен частично деревянным забором, частично металлической сеткой.
В соответствии с ч. 8 ст. 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 1 статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии со ст. 88 ЛК РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 16.11.2021 N 864 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа" установлены требования к содержанию проекта освоения лесов, который должен включать в себя сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Таким образом, проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды.
Порядок государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (далее - Порядок N 513).
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренным проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункты 3, 7 Порядка N 513).
Согласно пунктам 9, 10, 10.1 Порядка N 513 результат экспертизы оформляется в виде положительного или отрицательного заключения, утверждаемого уполномоченным органом.
Из указанных нормативных положений следует, что осуществление арендатором деятельности на лесном участке возможно лишь в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.
Вместе с тем, между ООО «Геосфера» (Исполнитель) и ООО «МПРО» (Заказчик) 23.08.2023 г. заключен договор №23/61 (л.д. 138-139), согласно условиям которого, Исполнитель обязался выполнить работы по корректировке проекта освоения лесов, путём включения в проект ограждения (забора) по периметру участка по объекту с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес> и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязался принять результат работ и оплатить его.
Согласно п. 1.2. Договора результатом работ по договору является проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Работы по договору Исполнителем были выполнены, изменения в проект освоения лесов были направлены в министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области для получения заключения государственной экспертизы.
19.09.2023 г. министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области приказом №01-04/164 утверждено положительное заключение на изменения в проект освоения лесов к договору аренды лесного участка от 03.10.2008 г. №105 (л.д. 148-153), а именно как элемент благоустройства спорного лесного участка включено ограждение протяженностью 198 м, которое допустимо в виде реечного металлического забора.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности.
Действующие в настоящий момент Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности утверждены Приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 года N 908, пункт 7 которых предусматривает право лиц, использующих леса для осуществления рекреационной деятельности, в том числе на возведение некапитальных строений, сооружения (строений, сооружений, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) на лесных участках и осуществление их благоустройства; возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений на лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности.
Соответственно, на земельном участке, предоставленном ответчику в аренду, допускается возведение некапитального строения (забора).
Объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Из сопоставления названных норм следует, что понятие капитальности строения, сооружения, относящееся к их техническим признакам, включается в более широкую категорию объектов, прочно связанных с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
При этом, прокурор не оспаривала, что возведенное на лесном участке ограждение (деревянное, а также из металлической сетки), элементами капитальности не обладает.
Кроме того, со стороны береговой полосы забор полностью демонтирован, а по периметру лесного участка имеет разрывы.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Ярославского межрайонного природоохранного прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ярославскому межрайонному природоохранному прокурору (<данные изъяты>) к ОАО «УМПРЭО» (<данные изъяты>), ООО «МПРО» (<данные изъяты>) о возложении обязанности демонтировать ограждение, установленное на лесном участке, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда через Угличский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Т.Г. Марокова