Дело №2-176-2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерация
С. Краснотуранск
24 апреля 2015 года.
Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего федерального судьи Шугалеевой В.С
При секретаре Гросс О.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснотуранского района в интересах ФИО1 к МБОУ <данные изъяты> администрации <адрес> и отделу образования администрации <адрес> о выплате задолженности по невыплаченной заработной плате, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор района Кайнов Ю.Г. в интересах ФИО1 обратился в Краснотуранский районный суд с исковыми требованиями к МБОУ <данные изъяты> администрации <адрес> и отделу образования администрации <адрес> о взыскании задолженности по невыплаченной заработной плате.
Свои исковые требования, заявленные в интересах ФИО1 прокурор в исковом заявлении мотивировал тем, что ФИО1 работает в МБОУ <данные изъяты> в должности вахтера на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 № 36-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года установлен в сумме 5 554 рублей в месяц.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм трудового законодательства в МБОУ <данные изъяты> в отношении работника ФИО1 не соблюдаются требования об установлении минимального размера оплаты труда.
В соответствии с представленной справкой ФИО1
за ДД.ММ.ГГГГ. начислено 6371, 00 руб., выдано 6371,00 руб.,
за ДД.ММ.ГГГГ. начислено 6371,00 руб., выдано 6371,00 руб.,
за ДД.ММ.ГГГГ. начислено 6371,00 руб., выдано 6371,00 руб.
В связи с указанным, за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы составляет:
С 01 января 2014 г. МРОТ равен 5554 рубля, с учетом 30% районного коэффициента и 30% северного коэффициента минимальная заработная плата, которая должна быть начислена работнику - 5554 + (5554 * 0,3) + (5554*0,3) = 8886,40 рублей., ас 01.01.2015 года МРОТ равен 5965 рублей (5965 руб. * 0,3) = 8886,4 + 9544 руб. + 9544 руб.= 27 974 руб.40 коп.
Начислено 6371,00 руб. за ДД.ММ.ГГГГ; 6371 руб. за ДД.ММ.ГГГГ; за ДД.ММ.ГГГГ 6371,00 руб., итого начислено 19113 руб.00 коп.., таким образом, размер недоначисленной заработной платы составляет : 27 974 руб.40 коп.- 19113 руб. 00 коп. = 8861 руб. 40 коп.
Общий размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Составляет 8861 руб. 40 коп.
До настоящего времени указанная сумма, положенная к выплате, ФИО1 не начислена и не выплачена.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
ФИО1 обратилась- с заявлением в прокуратуру о взыскании задолженности по заработной плате.
С учетом изложенного заработная плата истца ФИО1 без учета районного коэффициента и северной надбавки должна быть не ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, истцу были недоплачены к выплатам суммы районного и северного коэффициентов на минимальный размер оплаты труда в размере по 30 % процентов каждый.
Прокурор района Кайнов Ю.Г., в ходе судебного заседания исковые требования поддержал в полном объёме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО1 в судебное заседание не прибыла, но от неё поступило заявление о рассмотрении дела без её участия и что она поддерживает исковые требования прокурора района в полном объёме(.л.д. 47).
Ответчик- МБОУ <данные изъяты> была извещена о времени и месте рассмотрения дела по существу судебной повесткой с уведомлением о вручении/л.д. 44/, в судебное заседание своего представителя не направила, причину неявки не сообщила, доказательств уважительности причин неявки не представила, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представила. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом было принято решение о рассмотрении дела без её участия.
Соответчик- Администрация <адрес> была извещена о времени и месте рассмотрения дела по существу судебной повесткой с уведомлением о вручении/л.д. 45/, в судебное заседание своего представителя не направила, причину неявки не сообщила, доказательств уважительности причин неявки не представила, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представила. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом было принято решение о рассмотрении дела без её участия.
Соответчик- представитель Управления образования Администрации <адрес> ФИО2 ( по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года) в судебное заседание не прибыла, но от неё поступило заявление о рассмотрении дела без её участия и что она поддерживает исковые требования прокурора района в полном объёме(.л.д. 48).
Выслушав прокурора района и исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Суд полагает установленными изложенные прокурором обстоятельства: соглашается с истцом ФИО1 в том, что её трудовые права были нарушены невыплатой работодателем- МБОУ <данные изъяты> сумм районного и северного коэффициентов в размере 30 % каждый, начисленных на минимальный размер оплаты труда.
При этом, суд соглашается с правовой оценкой установленных обстоятельств, соглашается с расчетами подлежащих выплате ФИО1 денежных сумм, представленных прокурором района..
Истец ФИО1 является работником МБОУ <данные изъяты> ответчик является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учрежденным Администрацией <адрес>; имущество учреждения является муниципальной собственностью <адрес>.
Согласно пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ: « Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счёт каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения»
Таким образом, субсидиарную ответственность по обязательствам МБОУ <данные изъяты> по заявленным исковым требованиям должно нести муниципальное образование <адрес>, в лице администрации <адрес>.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае, в период с 01.01.2014 г. -не менее 5 554 рублей, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 № 36-ФЗ).
При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315,316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Согласно постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с ДД.ММ.ГГГГ установлен единый районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных в южных районах Красноярского края, согласно приложению, которое включает Краснотуранский район, при этом затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 № 36-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года установлен в сумме 5 554 рублей в месяц, а с 01.01.2015 года в размере 5965 рублей.
Таким образом, исходя из совокупности вышеприведенных положений ТК РФ, суд приходит к выводу о том, что минимальный размер оплаты труда работника, выполнившего нормы труда в нормальных условиях, не может быть ниже 5554 рублей, а с 01.01.2015 года ниже 5965 рублей.
В соответствии со ст.316 Трудовою кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) с ДД.ММ.ГГГГ установлен районный коэффициент 1.30 к заработной плате работников предприятий и организаций.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года№ с ДД.ММ.ГГГГ районный коэффициент к заработной плате 1,30 введен на территории <адрес>.
Кроме того, в силу ст.317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях.
В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 г. № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока», на территории южных районах Красноярского края применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принята в МБОУ <данные изъяты> в качестве уборщика служебных помещений, а ДД.ММ.ГГГГ переведена вахтером, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ года(л.д.10)
В соответствии с трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата, с выплатой районного коэффициента и процентной надбавки в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также надбавок и доплат согласно законодательству Красноярского края, правовым актам муниципального органа управления образованием района(города) и локальным актам образовательного учреждения.
Согласно табелю учета рабочего времени, истцом в полном объеме выполнялись нормы труда, предусмотренные трудовым договором. Прогулов либо отсутствия на рабочем месте по уважительным причинам им не допущено.
В соответствии с правовой позицией, определенной Конституционным Судом РФ в определении от 25.02.2010 № 162-0-0, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения части 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132,135, 146, 148,315,316,137 данного кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
При таких обстоятельствах, истцу подлежала начислению заработная плата ежемесячно в размере 8886 руб. 40 коп. (5554 xl,6), а с ДД.ММ.ГГГГ в размере 9544 рубля (5965 руб.* 1.6). В связи с чем, в рассматриваемый период времени, истцу надлежало начислить заработную плату в ДД.ММ.ГГГГ 8886 руб. 40 коп., а в ДД.ММ.ГГГГ в размере 9544 рубля.
Между тем, как видно из представленной ответчиком справки о предоставлении средней заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д.9). следует, что ФИО1. начислено 6371 руб.00 коп. за ДД.ММ.ГГГГ.; за ДД.ММ.ГГГГ 6371 рубль 00 коп, за ДД.ММ.ГГГГ в размере 6371 руб.00 коп., то есть в размере меньшем, чем это предусмотрено действующим трудовым законодательством.
Минимальный размер оплаты труда в размере 5 554 рублей, а с 01.01.2015 года в размере 5965 рублей, введен на всей территории РФ Федеральным законом. Дополнительные гарантии, связанные с оплатой труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены ст. 316 и ст. 317 Трудового кодекса РФ. Нормативно-правовые акты, издаваемые субъектами РФ либо органами местного самоуправления, регулирующие, в том числе и вопросы оплаты труда, не должны противоречить нормам федерального законодательства.
Обязанность по исчислению и выплате заработной платы работнику в размере, не ниже установленного федеральным законодательством минимального размера, возлагается Трудовым кодексом РФ на работодателя, каковым в данном случае является <данные изъяты>.
Поскольку, за рассматриваемый период (с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. включительно) ФИО1 надлежало начислить заработную плату в размере 27974 руб. 40 коп, а фактически начислено 19113 руб.00 коп., то сумма невыплаченной зарплаты в связи с ее ежемесячным не до начислением, составляет 27974 руб.40 коп. - 19113 руб. 00 коп = 8861 руб. 40 коп. Данную сумму, суд полагает необходимым, взыскать с ответчика в пользу истца.
Кроме того, в силу ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой прокурор освобожден.
Согласно ст. 211 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что, немедленному исполнению подлежит решение суда о взыскании работнику заработной платы в течение трех месяцев.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Краснотуранского района удовлетворить полностью.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> а при недостаточности у учреждения денежных средств- взыскать в субсидиарном порядке с Администрации <адрес> за счёт муниципальной казны <адрес> в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату в размере 8861 ( восемь тысяч восемьсот шестьдесят один) рубль 40 копеек.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 400 ( четыреста) рублей.
Решение о взыскании заработной платы в течение трех месяцев подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Краснотуранский районный суд.
Председательствующий
Федеральный судья Шугалеева B.C.