Решение по делу № 5-178/2022 от 24.01.2022

(резолютивная часть постановления оглашена ДД.ММ.ГГГГ

(постановление изготовлено в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<адрес>

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Судья Коломенского городского суда Московской области Буколова Н.А., при секретаре ФИО4, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.15.1 КоАП РФ, в отношении Кузнецова Игоря Константиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, женатого, несовершеннолетних детей не имеющего, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>, ранее привлекавшего к административной ответственности за совершение однородного правонарушения (постановление Коломенского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.),

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов И.К. в нарушение положений ФЗ от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» совершил сделку с археологическими предметами, при следующих обстоятельствах:

гр.ФИО8 на интернет-сайте «<данные изъяты> был обнаружен аукционный лот пользователя под ником «<данные изъяты>» под названием «ФИО9 (ДД.ММ.ГГГГ) – 10 штук», в котором продавались 10 монет по общей стоимости 1000 рублей, решив купить указанные монеты он принял участие в аукционе, который выиграл. Путем личной переписки с пользователем «<данные изъяты>» (в последующем установлен как ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) между ними была установлена договоренность о купле-продажи указанной монеты, за которую он перечислил продавцу – Кузнецову И.К. сумму в размере 1080 рублей (из них 1000 за покупку вышеназванных монет и 80 рублей расход на почтовую пересылку) на банковскую карту, реквизиты которой были представлены последним ДД.ММ.ГГГГ. В тот же день продавец под ником <данные изъяты>» (в последующем установленным как ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) сообщил покупателю ФИО5, что купленные им предметы направлены почтовым отправлением Почты России . После чего, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 по своему домашнему адресу: <адрес>А, <адрес> получил данное почтовое отправление с содержащимися в нем 10 монетами, где в качестве отправителя указан ФИО2, адрес: <адрес> <адрес>, согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ полученные монеты из белого металла представляют собой копейки, имевшие хождение до реформ <данные изъяты> и являются археологическими предметами (в определении, приведенном в ФЗ от 25.06.2002 №72-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Народов Российской Федерации»).

В судебном заседании Кузнецов И.К. факт совершения сделки не отрицал, однако не согласен с определением эксперта о том, что указанные предметы являются археологическими, в связи с чем считает производство подлежащим прекращению. Более того, указал на отсутствие у эксперта ФИО6 необходимой квалификации для проведения подобного рода исследования, в связи с чем выражал недоверие указанному эксперту. Также указал, что в ходе производства по делу было нарушено его право на защиту, так как ему не был представлен защитник. Более подробную позицию изложил в своем письменном ходатайстве, приобщенном к материалам дела.

Защитника-адвокат Коньков Д.П. в судебном заседании позицию своего подзащитного поддержал, просил производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Кузнецова И.К. состава вмененного административного правонарушения.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав мнение Кузнецова И.К. и его защитника-адвоката Конькова Д.П., суд приходит к следующему.

Согласно статье 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

В силу статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Согласно пункту 11 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного закона работ по использованию лесов и иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (пункт 3 статьи 49 Закона).

Статьей 8 Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии" (далее - Закон N 245-ФЗ) установлено, что физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи (часть 1). Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 данной статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее 1 сентября 2016 г. в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (часть 3).

Согласно статье 19 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее также Закон о Музейном фонде) музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

В силу статьи 25 названного Закона при совершении сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, сторона, у которой возникают гражданские права и обязанности в отношении этих музейных предметов и музейных коллекций, принимает на себя обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. При совершении сделок, направленных на отчуждение музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, государство имеет преимущественное право приобретения указанных музейных предметов и музейных коллекций. Порядок приобретения государством музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 37 Закона о Музейном фонде).

Как следует из материалов дела, согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, изъятые у ФИО5 10 монет из белого металла представляют собой копейки, имевшие хождение до реформ ФИО10 и являются археологическими предметами (в определении, приведенном в ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №72-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Народов Российской Федерации»).

Факт совершения Кузнецовым И.К. вмененного административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных доказательств: обращением с фотоматериалами, платежным поручением и объяснениями ФИО5; протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, оригиналом конверта; протоколом осмотра интернет-сайта «<данные изъяты>» с приложением от ДД.ММ.ГГГГ; заключением эксперта <данные изъяты>» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными доказательствами по делу.

При этом, суд отмечает, что как усматривается из представленных материалов датой вынесения определения о назначении экспертизы по делу является ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем указание на дату вынесения указанного определения - ДД.ММ.ГГГГ суд считает технической ошибкой, которая не ставит под сомнения наличие события и состава вмененного правонарушения.

Вопреки доводам защиты у суда нет оснований не доверять представленным доказательствам, в том числе заключению эксперта <данные изъяты>» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, что рассматриваемые предметы являются археологическими. Предметы исследованы им непосредственно путем их осмотра, эксперт обладает специальными познаниями в области археологии, имеет опыт исследования аналогичных предметов. Из представленных документов, а именно копии диплома, Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 23.06.2021 г. N 1039 "Об аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы" с Приложением, следует, что эксперт ФИО6 обладает необходимыми специальными познаниями, квалификацией и правом проведения археологической экспертизы.

Таким образом, вопреки утверждению Кузнецова И.К. экспертиза проведена уполномоченным лицом, выводы эксперта являются аргументированными и обоснованными, в связи с чем не имеется оснований не доверять данному заключению, согласно которому изъятые в результате проведенной сделки предметы являются археологическими и соответствуют формулировке археологических предметов, изложенной в ст. 3 Закона N 73-ФЗ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, составляет один год.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, имели место ДД.ММ.ГГГГ - день, когда Кузнецовым И.К. направлены проданные ФИО5 археологические предметы.

Следовательно, в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начал исчисляться ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время не истек.

Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Верховного Суда РФ от 02.09.2020 N 4-АД20-11.

Доводы Кузнецова И.К. о нарушении права на защиту ввиду непредставления ему государственного защитника при составлении протокола об административном правонарушении подлежат отклонению, поскольку нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение адвоката лицу, привлекаемому к административной ответственности, исходя из чего должностное лицо административного органа, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, и суд не наделены полномочием обеспечивать такому лицу защитника, а лишь гарантирует право на рассмотрение его дела с участием защитника.

Утверждение Кузнецова И.К. о том, что им фактически был заявлен отвод эксперту ФИО6 признать убедительным нельзя, поскольку оно основано на субъективной оценке заявленного должностному лицу ходатайства. Более того, как усматривается из материалов дела должностным лицом при назначении экспертизы по делу права Кузнецова И.К. предусмотренные ч.4 ст.26.4 КоАП РФ соблюдены в полном объеме, более того по ходатайству Кузнецова И.К. поставлены дополнительные вопросы, подлежащие исследованию при проведении экспертизы. При этом, в назначении экспертизы в ином экспертном учреждении определением должностного лица, вынесенным в порядке ст.24.4 КоАП РФ Кузнецову И.К. было отказано.

Таким образом, проверив процедуру производства по делу об административном правонарушении в отношении Кузнецова И.К., суд констатирует, что нарушений закона при этом не допущено.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Указанные обстоятельства по настоящему делу установлены, действия Кузнецова И.К. суд квалифицирует по ст.7.15.1 КоАП РФ, как совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, суд отмечает, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен указанной нормой ФЗ от 23.07.2013 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», который в этой части вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом статьей 8 названного закона установлено, что физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.

Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу данного Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее ДД.ММ.ГГГГ в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Сведений о том, что изъятые по настоящему делу археологические предметы, были внесены в соответствующий реестр материалы дела не содержат, не представлено таких сведений и самим лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

В соответствии с ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Смягчающих наказание обстоятельств судом не установлено. Отягчающим наказание обстоятельством суд признает повторное совершение административного правонарушения в сфере нарушения законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (постановление <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу 16.02.2021г.).

Согласно ч.3 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Согласно п.2 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ, вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Изъятые десять монет из белого металла представляющие собой копейки, имевшие хождение до реформ ФИО11, согласно заключению эксперта, являются археологическими предметами. Данное заключение является допустимым доказательством по делу об административном правонарушении в соответствии с разъяснениями, изложенными в абз. 4 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», поскольку получено в рамках проверки по факту незаконного оборота археологических предметов в отношении Кузнецова И.К.

Как указано выше, в соответствии со ст.36 ФЗ от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, земляных и иных работ, подлежат обязательной передаче государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации изъятые предметы не включены, а в соответствии со ст. 8 ФЗ от 23.07.2013 года № 245-ФЗ, сделки с археологическими предметами запрещены, доказательств законности приобретения и времени приобретения изъятых предметов, не представлено.

Положения ч.3 ст.3.7 КоАП РФ, предусматривают, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению, что в рассматриваемом случае согласуется с приведенными выше положениями ч.11 ст.36 и пункта 3 статьи 49 Федерального закона об объектах культурного наследия.

Суд, разрешая судьбу изъятых у ФИО5 предметов - 10 монет из белого металла представляющих собой копейки, имевшие хождение до реформ ФИО12, являющихся археологическими предметами, исходит из незаконности владения данными предметами, имеющими статус изъятых из незаконного оборота, судьба которых решается на основании вышеприведенных положений ст.3.7 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ч.1 п. 2 ст. 29.9, ст. 29.10, ст. 3.7 КоАП РФ, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Кузнецова Игоря Константиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.15.1 КоАП РФ и на основании данной статьи подвергнуть его наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей с конфискацией археологических предметов.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам УФСБ России по городу Москве и Московской области: расчетный счет , кор.счет , Банк получателя – <данные изъяты> получатель платежа УФК по <адрес> (<данные изъяты>), ИНН/КПП /770201001, ОКТМО , КБК , назначение платежа – штраф за административное правонарушение по ст.7.15.1 КоАП РФ, УИН 0.

Изъятые у ФИО5 археологические предметы: десять монет, представляющие собой копейки (монеты номиналом 1 копейка), имевшие хождение до реформ ФИО13 - обратить в собственность Российской Федерации, передав ее в Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному Федеральному округу.

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

<данные изъяты>

<данные изъяты>. Судья Н.А. Буколова

5-178/2022

Категория:
Административные
Ответчики
Кузнецов Игорь Константинович
Суд
Коломенский городской суд Московской области
Судья
Буколова Наталья Александровна
Статьи

7.15.01

Дело на сайте суда
kolomna.mo.sudrf.ru
25.01.2022Передача дела судье
26.01.2022Подготовка дела к рассмотрению
07.02.2022Рассмотрение дела по существу
02.03.2022Рассмотрение дела по существу
05.03.2022Рассмотрение дела по существу
05.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее