Решение по делу № 2-2143/2023 от 11.01.2023

Дело№ 2-2143/2023

32RS0027-01-2023-000104-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2023 года                        г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи                 Любимовой Е.И.

при секретаре                                             Радченко В.А.

с участием представителя истца помощника прокурора Советского района города Брянска Тумакова Д.А., представителя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Алексяна В.Г., представителя третьего лица ГУП «Брянсккоммунэнерго» Макаровой Т.В., представителя третьего лица ООО «Комплекс» Зубрик В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Советского района города Брянска действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации об обязании поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района города Брянска обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере учета бесхозяйных объектов выявлены нарушения в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, а также по принятию в муниципальную собственность указанных объектов.

Установлено, что на территории Советского района города Брянска имеется следующий объект, по которому на протяжении длительного времени не принято мер по постановке его на учет в качестве бесхозяйного, а именно в отношении объекта по адресу город Брянск, от котельной ул.Емлютина, д.37 до абонента г.Брянск, ул.Красноармейская, д.76, протяженностью 31 м. (от ТК-4 до ТК-6).

На основании изложенного, истец просит обязать Брянскую городскую администрацию в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости- отрезок тепловой сети по адресу город Брянск, от котельной ул.Емлютина, д.37 до абонента г.Брянск, ул.Красноармейская, д.76, протяженностью 31 м. (от ТК-4 до ТК-6), используемый для поставки тепловой энергии абонентам.

Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, ГУП «Брянсккоммунэнерго», Управление Росреестра по Брянской области, ОАО «Комплекс».

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить иск в полном объеме, указывая на то, что до настоящего времени мер по устранению нарушений не принято, против предоставления разумного срока для исполнения решения не возражал.

Представитель Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации полагал необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку эксплуатация данного участка, как единой сети инженерно-технического обеспечения, возможна по своему назначению только одновременно с котельной, принадлежащей ГУП «Брянсккоммунэнерго», в связи с чем данный участок не является отдельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу. Поддерживал ранее представленный письменный отзыв, в случае удовлетворения иска просил предоставить годичный срок для исполнения решения.

Представитель ГУП «Брянсккоммунэнерго» в судебном заседании представитель просила удовлетворить исковые требования, указывая на то, что только орган местного самоуправления может решать вопросы о постановке на учет объекта в качестве бесхозяйного, после постановки на учет решается вопрос о возможной передаче на баланс ГУП «Брянсккоммунэнерго», полагала доводы представителя Комитета по ЖКХ необоснованными.

Представитель ООО «Комлекс» в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснила, что данный участок не относится к имуществу организации, тепловая сеть от ТК4 до ТК 6 является бесхозяйной, затем установлен прибор учета, далее участок находится на балансе организации.

Представитель ответчика Брянской городской администрации, иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения разбирательства дела извещались надлежащим образом. Ранее в суде представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.

В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, представителей третьих лиц, изучив представленные отзывы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере учета бесхозяйных объектов выявлены нарушения в части непринятия мер по постановке на учет объектов коммунальной инфраструктуры в качестве бесхозяйных.

Согласно данным, представленным Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации, на территории Советского района г. Брянска имеется объект, по которому на протяжении длительного времени не принято мер по постановке его на учет в качестве бесхозяйного, а именно тепловые сети– от котельной по адресу город Брянск, ул.Емлютина, д.37 до абонента г.Брянск, ул.Красноармейская, д.76, протяженностью 31 м., (от ТК-4, до ТК-6).

Прокуратурой Советского района г. Брянска по вышеуказанному факту вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства. Меры к устранению нарушений законодательства не принимаются.

В соответствии с уведомлением в Едином государственном реестре недвижимости сведений о протяженности сетей, либо регистрации как самостоятельного объекта недвижимости участка тепловой сети от котельной по адресу город Брянск, ул.Емлютина, д.37 до абонента г.Брянск, ул.Красноармейская, д.76, протяженностью 31 м., (от ТК-4 до ТК-6) не содержится.

Согласно сообщению Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в реестре муниципальной собственности указанный объект не находится.

Согласно сообщениям ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» сведения о проведении инвентаризации в отношении спорных участков теплосети отсутствуют.

По уточненным данным, исходя из представленной схемы сетей теплоснабжения, пояснений представителей и специалистов ГУП «Брянсккоммунэнерго» спорным является объектом является тепловая сеть от котельной город Брянск, ул.Емлютина, д.37 до абонента г.Брянск, ул.Красноармейская, д.76, протяженностью 31 м., (от ТК-4 до ТК-6).

При этом котельная по адресу г.Брянск, ул. Емлютина, 37 находится в государственной собственности Брянской области и имеет кадастровый №....

Вместе с тем, в отношении тепловой сети протяженностью 31 м (ТК4-ТК3-ТК6, согласно схемы) инвентаризация не проводилась, в собственности потребителей данный участок не находится, что также следует из акта разграничения балансовой принадлежности к договору № 02т-01013355 между ГУП «Брянсккоммунэнерго» и ООО «Комплекс».

На основании вышеперечисленных доказательств судом установлено, что собственник спорного объекта недвижимости не определен, ни у кого на балансе данное имущество находится, в реестрах федеральной и государственной собственности не состоит, в хозяйственное ведение не предавался.

Согласно «Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008)» утвержденному приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида.

Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

Согласно пп. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть – совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Суд отклоняет довод представителя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации о том, что спорный участок теплосети не является самостоятельным объектом недвижимости, поскольку Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» не содержит запрета на нахождение частей системы теплоснабжения в собственности разных лиц.

Согласно пункту 3 статьи 141.5 ГК при разделе линейного объекта, в том числе при осуществлении которого не производится его реконструкция, могут быть образованы один или несколько линейных объектов, включая линейный объект, раздел которого осуществлен, с измененными параметрами.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Законом могут быть установлены запреты или ограничения на образование отдельных видов недвижимых вещей либо условия, при соблюдении которых допускается образование таких недвижимых вещей (часть 1 статьи 141.5 ГК).

Раздел объектов недвижимости, представляющих собой сложные вещи, осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно позиции Минэнерго России, выраженной в письме от 05.09.2022 N ЕГ-12522/05), позиции Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии (письмо Росреестра от 15.11.2022 N 01-9984-АБ/22 об установлении единой правоприменительной практики в связи с вступлением Федерального закона от 21.12.2021 N 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»), к условиям, позволяющим осуществить раздел линейного объекта, при соблюдении которых возможно образование нескольких линейных объектов, можно отнести следующее: наличие отключающих задвижек между частями тепловой сети, входящими в состав линейного объекта; наличие промежуточных камер; наличие промежуточного теплоэнергетического оборудования (теплообменники, насосы, счетчики), которые не входят в состав объекта недвижимости и фактически сеть представляет собой несколько самостоятельных участков (разводящих сетей, тепловых вводов), объединенных в один объект недвижимости.

Из представленной схемы теплоснабжения, пояснений представителя ГУП «Брянсккоммунэнерго», представителя потребителя, усматривается, что спорная тепловая сеть является ответвлением от тепловой трассы, находящейся в хозяйственном ведении ГУП «Брянсккоммунэнерго», расположена между двумя тепловыми колодцами и имеет точки подключения ТК 4, ТК-6. За ТК-6 установлен прибор учета к помещениям, принадлежащим потребителям.

В силу положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).

Исходя из вышеприведенных норм, для признания вещей бесхозяйными необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.

Сведений о собственнике спорного объекта не имеется.

При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу о том, что отрезок тепловой сети по адресу котельная город Брянск, ул.Емлютина, д.37 до абонента г.Брянск, ул.Красноармейская, д.76, протяженностью 31 м., (от ТК-4 до ТК-6), используемый для поставки тепловой энергии абонентам, является бесхозяйным объектом недвижимого имущества.

Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Положениями пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация теплоснабжения населения.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы теплоснабжения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы теплоснабжения.

Поскольку спорный объект не имеет собственника, осуществление мер по постановке спорного недвижимого имущества на учет, как бесхозяйного, подлежит возложению на ответчика- Брянскую городскую администрацию.

Отсутствие собственника такого объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния тепловых ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорного объекта не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии с Уставом города Брянска, принятым Брянским городским Советом народных депутатов 30.11.2005, Брянская городская администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области. Городская администрация обладает правами юридического лица.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, законодательно не определены иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления. Следовательно, органы местного самоуправления в силу требований действующего законодательства и целей, в которых они создаются, обязаны решать вопросы местного значения и принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

При изложенных обстоятельствах, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Непринятие Брянской городской администрацией соответствующих мер, может повлечь неблагоприятные последствия, лишает возможности осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию данных объектов, локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф. В случае непринятия заявленных в иске мер нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе, и на качественное предоставление услуг по теплоснабжению.

При этом суд, в порядке статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая необходимость подготовки технической документации и выделения финансирования, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01.06.2024 года.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Прокурора Советского района города Брянска удовлетворить.

Обязать Брянскую городскую администрацию, в срок до 01.06.2024 в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости- тепловые сети от котельной по адресу город Брянск, ул.Емлютина, д.37 до абонента г.Брянск, ул.Красноармейская, д.76, протяженностью 31 м., (от ТК-4 до ТК-6).

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                       Любимова Е.И.

Мотивированное решение составлено 20.07.2023

Дело№ 2-2143/2023

32RS0027-01-2023-000104-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2023 года                        г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи                 Любимовой Е.И.

при секретаре                                             Радченко В.А.

с участием представителя истца помощника прокурора Советского района города Брянска Тумакова Д.А., представителя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Алексяна В.Г., представителя третьего лица ГУП «Брянсккоммунэнерго» Макаровой Т.В., представителя третьего лица ООО «Комплекс» Зубрик В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Советского района города Брянска действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации об обязании поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района города Брянска обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере учета бесхозяйных объектов выявлены нарушения в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, а также по принятию в муниципальную собственность указанных объектов.

Установлено, что на территории Советского района города Брянска имеется следующий объект, по которому на протяжении длительного времени не принято мер по постановке его на учет в качестве бесхозяйного, а именно в отношении объекта по адресу город Брянск, от котельной ул.Емлютина, д.37 до абонента г.Брянск, ул.Красноармейская, д.76, протяженностью 31 м. (от ТК-4 до ТК-6).

На основании изложенного, истец просит обязать Брянскую городскую администрацию в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости- отрезок тепловой сети по адресу город Брянск, от котельной ул.Емлютина, д.37 до абонента г.Брянск, ул.Красноармейская, д.76, протяженностью 31 м. (от ТК-4 до ТК-6), используемый для поставки тепловой энергии абонентам.

Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, ГУП «Брянсккоммунэнерго», Управление Росреестра по Брянской области, ОАО «Комплекс».

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить иск в полном объеме, указывая на то, что до настоящего времени мер по устранению нарушений не принято, против предоставления разумного срока для исполнения решения не возражал.

Представитель Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации полагал необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку эксплуатация данного участка, как единой сети инженерно-технического обеспечения, возможна по своему назначению только одновременно с котельной, принадлежащей ГУП «Брянсккоммунэнерго», в связи с чем данный участок не является отдельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу. Поддерживал ранее представленный письменный отзыв, в случае удовлетворения иска просил предоставить годичный срок для исполнения решения.

Представитель ГУП «Брянсккоммунэнерго» в судебном заседании представитель просила удовлетворить исковые требования, указывая на то, что только орган местного самоуправления может решать вопросы о постановке на учет объекта в качестве бесхозяйного, после постановки на учет решается вопрос о возможной передаче на баланс ГУП «Брянсккоммунэнерго», полагала доводы представителя Комитета по ЖКХ необоснованными.

Представитель ООО «Комлекс» в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснила, что данный участок не относится к имуществу организации, тепловая сеть от ТК4 до ТК 6 является бесхозяйной, затем установлен прибор учета, далее участок находится на балансе организации.

Представитель ответчика Брянской городской администрации, иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения разбирательства дела извещались надлежащим образом. Ранее в суде представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.

В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, представителей третьих лиц, изучив представленные отзывы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере учета бесхозяйных объектов выявлены нарушения в части непринятия мер по постановке на учет объектов коммунальной инфраструктуры в качестве бесхозяйных.

Согласно данным, представленным Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации, на территории Советского района г. Брянска имеется объект, по которому на протяжении длительного времени не принято мер по постановке его на учет в качестве бесхозяйного, а именно тепловые сети– от котельной по адресу город Брянск, ул.Емлютина, д.37 до абонента г.Брянск, ул.Красноармейская, д.76, протяженностью 31 м., (от ТК-4, до ТК-6).

Прокуратурой Советского района г. Брянска по вышеуказанному факту вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства. Меры к устранению нарушений законодательства не принимаются.

В соответствии с уведомлением в Едином государственном реестре недвижимости сведений о протяженности сетей, либо регистрации как самостоятельного объекта недвижимости участка тепловой сети от котельной по адресу город Брянск, ул.Емлютина, д.37 до абонента г.Брянск, ул.Красноармейская, д.76, протяженностью 31 м., (от ТК-4 до ТК-6) не содержится.

Согласно сообщению Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в реестре муниципальной собственности указанный объект не находится.

Согласно сообщениям ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» сведения о проведении инвентаризации в отношении спорных участков теплосети отсутствуют.

По уточненным данным, исходя из представленной схемы сетей теплоснабжения, пояснений представителей и специалистов ГУП «Брянсккоммунэнерго» спорным является объектом является тепловая сеть от котельной город Брянск, ул.Емлютина, д.37 до абонента г.Брянск, ул.Красноармейская, д.76, протяженностью 31 м., (от ТК-4 до ТК-6).

При этом котельная по адресу г.Брянск, ул. Емлютина, 37 находится в государственной собственности Брянской области и имеет кадастровый №....

Вместе с тем, в отношении тепловой сети протяженностью 31 м (ТК4-ТК3-ТК6, согласно схемы) инвентаризация не проводилась, в собственности потребителей данный участок не находится, что также следует из акта разграничения балансовой принадлежности к договору № 02т-01013355 между ГУП «Брянсккоммунэнерго» и ООО «Комплекс».

На основании вышеперечисленных доказательств судом установлено, что собственник спорного объекта недвижимости не определен, ни у кого на балансе данное имущество находится, в реестрах федеральной и государственной собственности не состоит, в хозяйственное ведение не предавался.

Согласно «Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008)» утвержденному приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида.

Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

Согласно пп. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть – совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Суд отклоняет довод представителя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации о том, что спорный участок теплосети не является самостоятельным объектом недвижимости, поскольку Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» не содержит запрета на нахождение частей системы теплоснабжения в собственности разных лиц.

Согласно пункту 3 статьи 141.5 ГК при разделе линейного объекта, в том числе при осуществлении которого не производится его реконструкция, могут быть образованы один или несколько линейных объектов, включая линейный объект, раздел которого осуществлен, с измененными параметрами.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Законом могут быть установлены запреты или ограничения на образование отдельных видов недвижимых вещей либо условия, при соблюдении которых допускается образование таких недвижимых вещей (часть 1 статьи 141.5 ГК).

Раздел объектов недвижимости, представляющих собой сложные вещи, осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно позиции Минэнерго России, выраженной в письме от 05.09.2022 N ЕГ-12522/05), позиции Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии (письмо Росреестра от 15.11.2022 N 01-9984-АБ/22 об установлении единой правоприменительной практики в связи с вступлением Федерального закона от 21.12.2021 N 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»), к условиям, позволяющим осуществить раздел линейного объекта, при соблюдении которых возможно образование нескольких линейных объектов, можно отнести следующее: наличие отключающих задвижек между частями тепловой сети, входящими в состав линейного объекта; наличие промежуточных камер; наличие промежуточного теплоэнергетического оборудования (теплообменники, насосы, счетчики), которые не входят в состав объекта недвижимости и фактически сеть представляет собой несколько самостоятельных участков (разводящих сетей, тепловых вводов), объединенных в один объект недвижимости.

Из представленной схемы теплоснабжения, пояснений представителя ГУП «Брянсккоммунэнерго», представителя потребителя, усматривается, что спорная тепловая сеть является ответвлением от тепловой трассы, находящейся в хозяйственном ведении ГУП «Брянсккоммунэнерго», расположена между двумя тепловыми колодцами и имеет точки подключения ТК 4, ТК-6. За ТК-6 установлен прибор учета к помещениям, принадлежащим потребителям.

В силу положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).

Исходя из вышеприведенных норм, для признания вещей бесхозяйными необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.

Сведений о собственнике спорного объекта не имеется.

При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу о том, что отрезок тепловой сети по адресу котельная город Брянск, ул.Емлютина, д.37 до абонента г.Брянск, ул.Красноармейская, д.76, протяженностью 31 м., (от ТК-4 до ТК-6), используемый для поставки тепловой энергии абонентам, является бесхозяйным объектом недвижимого имущества.

Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Положениями пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация теплоснабжения населения.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы теплоснабжения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы теплоснабжения.

Поскольку спорный объект не имеет собственника, осуществление мер по постановке спорного недвижимого имущества на учет, как бесхозяйного, подлежит возложению на ответчика- Брянскую городскую администрацию.

Отсутствие собственника такого объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния тепловых ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорного объекта не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии с Уставом города Брянска, принятым Брянским городским Советом народных депутатов 30.11.2005, Брянская городская администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области. Городская администрация обладает правами юридического лица.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, законодательно не определены иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления. Следовательно, органы местного самоуправления в силу требований действующего законодательства и целей, в которых они создаются, обязаны решать вопросы местного значения и принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

При изложенных обстоятельствах, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Непринятие Брянской городской администрацией соответствующих мер, может повлечь неблагоприятные последствия, лишает возможности осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию данных объектов, локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф. В случае непринятия заявленных в иске мер нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе, и на качественное предоставление услуг по теплоснабжению.

При этом суд, в порядке статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая необходимость подготовки технической документации и выделения финансирования, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01.06.2024 года.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Прокурора Советского района города Брянска удовлетворить.

Обязать Брянскую городскую администрацию, в срок до 01.06.2024 в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости- тепловые сети от котельной по адресу город Брянск, ул.Емлютина, д.37 до абонента г.Брянск, ул.Красноармейская, д.76, протяженностью 31 м., (от ТК-4 до ТК-6).

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                       Любимова Е.И.

Мотивированное решение составлено 20.07.2023

2-2143/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района г.Брянска
Ответчики
Брянская городская администрация
Другие
Управление имущественных и земельных отношений БГА
Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации
ОАО Комплекс
ГУП "Брянсккоммунэнерго"
Управление Росреестра по Брянской области
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Любимова Елена Игоревна
Дело на сайте суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
11.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2023Передача материалов судье
13.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2023Подготовка дела (собеседование)
13.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2023Судебное заседание
24.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
13.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее