Решение по делу № 3а-30/2021 от 08.02.2021

УИД: 04OS0000-01-2021-000027-23

Дело №3а-30/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

                                    

16 марта 2021 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Свистунове А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Налбандян Нарине Андраниковны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Налбандян Н.А. обратилась с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по Республике Бурятия), Правительству Республики Бурятия, в котором просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 3 886 кв.м., расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 22 348 000 руб. по состоянию на 1 января 2015г.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ей принадлежит 1/2 доли в праве собственности на данный земельный участок, его кадастровая стоимость была установлена Постановлением Правительства Республики Бурятия №2 от 13 января 2016г. и составляет 55 474 437,56 руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной в соответствии с отчетом об оценке №01А/21-РБ, составленным оценщиком ООО <...>» К.

Определением от 2 марта 2021г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Саргсян А.А., являющаяся долевым сособственником земельного участка.

В судебное заседание административный истец Налбандян Н.А. не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель административного истца Лобыкин С.В., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Бурятия Бурдуковская Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований по существу не возражала, указав, что кадастровая стоимость земельного участка является архивной. Существенных замечаний к отчету об оценке не имеется, однако на сайте СРО <...>, членом которой является оценщик, нет сведений о месте работы оценщика в ООО <...>

Представитель заинтересованного лица Администрации г.Улан-Удэ Мужанова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, замечаний к отчету об оценке не представила.

Представитель административного ответчика Правительства Республики Бурятия, заинтересованное лицо Саргсян А.А. в судебное заседание, о котором были извещены надлежащим образом, не явились, направив заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Судом на основании п. 4 ст. 247 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Налбандян Н.А. и Саргсян А.А. являются собственниками (по 1/2 доли каждый) земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения здания кафе <...> для размещения иных объектов, допустимых в жилых зонах и не перечисленных в классификаторе, расположенного по адресу: <...>

Постановлением Правительства Республики Бурятия №2 от 13 января 2016г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия.

Как следует из представленной истцом выписки из ЕГРН, выданной филиалом ФГБУ «Росреестра» по Республике Бурятия, установленная в соответствии с указанным нормативно-правовым актом по состоянию на 1 января 2015г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет 55 474 437,56 руб.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015г. №28) дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно п.п. 1 п.5 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка была установлена Постановлением Правительства Республики Бурятия №2 от 13 января 2016г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия» по состоянию на 1 января 2015г., в связи с чем рыночная стоимость земельного участка определялась на указанную дату.

В настоящее время кадастровая стоимость является архивной, поскольку Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 15 октября 2020г. №80 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе всех категорий земель, расположенных на территории Республики Бурятия» была утверждена новая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2020г. в размере 11 339 503,44 руб. Актуальная кадастровая стоимость применяется с 1 января 2021г.В обоснование необходимости судебной защиты своих прав Налбандян Н.А. ссылается на то, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, завышенный размер кадастровой стоимости обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.

В соответствии с пунктами 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки.

В силу п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391, пункт 3 статьи 396 НК РФ).

Согласно п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Абзацем 4 п. 1.1 ст. 391 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2021г.) установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Суду представлено письмо Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Бурятия №10-20/01404 от 27 января 2021г., из которого следует, что у Налбандян Н.А. имеется недоимка по земельному налогу в размере <...> руб., исчисленного исходя из оспариваемой кадастровой стоимости.

Таким образом, права административного истца затрагиваются в связи с необходимостью уплаты земельного налога за период действия оспариваемой кадастровой стоимости, в связи с чем административный истец имеет право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной для целей налогообложения.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке №01А/21-РБ, выполненный оценщиком ООО <...> К.

Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет).

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценивая отчет об оценке по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством.

Оценщик К. соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет длительный экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, является членом Некоммерческого партнерства <...> его ответственность застрахована в ООО <...>

При проведении оценки оценщик руководствовалась нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчетам об оценке объекта недвижимости, содержит обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы оценщика являются исчерпывающими.

При этом замечания Управления Росреестра по Республике Бурятия о том, что на сайте СРО <...> членом которой является оценщик, нет сведений о месте работы оценщика в ООО <...> правового значения не имеют, поскольку не свидетельствуют о нарушении Федеральных стандартов оценки, которые могли привести к установлению недостоверной величины рыночной стоимости объекта оценки.

Таким образом, поскольку доказательства несоответствия представленного отчета Федеральным стандартам оценки не представлены, ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы заявлены не были, доказательства иной рыночной стоимости земельного участка лицами, участвующими в деле, не представлены, суд приходит к выводу, что указанная в отчете оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.

Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере рыночной стоимости, суд исходит из стоимости земельного участка, указанной в отчете об оценке, которая составляет по состоянию на 1 января 2015г. 22 348 000 руб.

Как указано в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 июня 2015г. №28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Определяя период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости, суд исходит из следующего.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 15 октября 2020г. №80 в отношении земельного участка была установлена новая кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2020г. в размере 11 339 503,44 руб., которая в соответствии с п.4 названного Приказа и ст.5 Налогового кодекса РФ подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2021г.

Следовательно, установленная судом в рамках настоящего дела кадастровая стоимость подлежала применению в период до 31 декабря 2020г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Налбандян Нарине Андраниковны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года, равной 22 348 000 рублей.

Указанная кадастровая стоимость подлежит применению в целях налогообложения в период до 31 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательном виде решение изготовлено 23 марта 2021 года.

Председательствующий      Т.Б. Казанцева

3а-30/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Налбандян Нарине Андраниковна
Ответчики
Управление Росреестра по Республике Бурятия
Правительство Республики Бурятия
Другие
Саргсян Армине Альбертовна
Лобыкин Сергей Владимирович
Администрация г. Улан-Удэ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Казанцева Татьяна Борисовна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
08.02.2021Регистрация административного искового заявления
08.02.2021Передача материалов судье
10.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2021Подготовка дела (собеседование)
02.03.2021Рассмотрение дела начато с начала
02.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2021Судебное заседание
23.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2021Дело оформлено
14.05.2021Дело передано в архив
16.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее