РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года г. Ахтубинск Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Лубянкиной Ю.С.
при секретаре Черкасовой И.А.
с участием представителя административного истца – помощника Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Кадралиевой Н.Р.
представителя административного ответчика Бочарниковой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда дело по административному исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по проведению мероприятий по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента.
установил:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по проведению мероприятий по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента.
В обоснование своих требований указал, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках проведения проверки исполнения лесного законодательства на территории Астраханской области установлен факт бездействия администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» (далее - администрация), выразившийся в невыполнении в пределах компетенции мероприятий по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в границах городских лесов г. Ахтубинска.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № определено лесничество на землях населенного пункта муниципального образования «Город Ахтубинск» Астраханской области, занятое городскими лесами и установлены его границы общей площадью <данные изъяты> га. Прокурорской проверкой установлено, что администрацией требования ст. 68 Лесного кодекса РФ, п. 31 Лесоустроительной инструкции утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, не исполняются. Последнее лесоустройство на территории городских лесов г Ахтубинска проведено в 2000 году ФГУП «Западное государственное лесоустроительное предприятие». Кроме этого в силу п. 4 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов. Вместе с тем, до настоящего времени администрацией не принято надлежащих мер, направленных на разработку и утверждение лесохозяйственного регламента лесничества. Учитывая, что на настоящий момент прокуратурой устанавливаются многочисленные факты наложения земель лесного фонда на земли иных категорий и незаконного предоставления земель лесного фонда, использование таких материалов лесоустройства значительно затрудняет возможность доказывания данных обстоятельств, поскольку реальная картина расположения лесных участков не отвечает действительности.
Кроме того, в связи с наличием лесоустроительной документации давностью более 17 лет, разработка проектов освоения лесов в соответствии с приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № является затруднительной, поскольку проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Однако, администрацией несмотря на давность проведения вышеуказанных работ до настоящего времени очередные лесоустроительные работы (закрепление на местности местоположения границ лесничества, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксация лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов) на территории лесничеств не проведены, лесохозяйственный регламент не разработан. По результатам проведения прокурорской проверки в адрес администрации внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указывалось на давность проведения лесоустройства на территории городских лесов города Ахтубинска, отсутствия лесохозяйственного регламента и необходимость проведения данных работ. Вместе с тем, администрацией до настоящего времени очередное лесоустройство на территории лесничества не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан. Таким образом, администрацией допущен факт бездействия, выразившийся в непроведении мероприятий по лесоустройству на территории городских лесов города Ахтубинска и непринятии мер по разработке лесозяйственного регламента.
Таким образом, несоблюдение требований закона администрацией влечет к затруднению осуществление контроля за территориями лесных участков, расположенными на землях лесного фонда, риску возникновения лесных пожаров, а также риску нарушений природоохранного и экологического законодательств в связи с невозможностью достоверной оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите воспроизводству лесов. Бездействие администрации, выразившееся в самоустранении от вышеуказанных обязанностей, нарушает права неопределенного круга лица на благоприятную окружающую среду, права участников лесных отношений на использование земель лесного фонда, создает реальную угрозу потере леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды. На основании изложенного просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», выразившееся в невыполнении в пределах компетенции мероприятий по лесоустройству в границах лесничества «Городские леса муниципального образования «Город Ахтубинск» площадью 123,1707 га., признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», выразившееся в невыполнении обязанности по разработке в установленном порядке лесохозяйственного регламента лесничества «Городские леса муниципального образования «Город Ахтубинск». Обязать администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск» в пределах компетенции провести мероприятия по лесоустройству в границах лесничества «Городские леса муниципального образования «Город Ахтубинск» площадью 123,1707 га в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск» разработать в установленном порядке лесохозяйственный регламент лесничества «Городские леса муниципального образования «Город Ахтубинск» в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Административный истец помощник Астраханского межрайонного природоохранного Кадралиева Н.Р. в судебное заседание административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Бочарникова О.П. в судебном заседании административные исковые требования признала в полном объеме.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон.
Согласно п.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 3).
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (пункт 58 Лесоустроительной инструкции).
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Статьей 70 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно пунктам 3,4 данной Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов) таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии с п. 150 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Пункт 4 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного Приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 года N 72, предусматривает, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодеса РФ; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования (пункты 8, 9, 10 Состава лесохозяйственных регламентов).
Также статьей 98 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на территории муниципального образования контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.
Судом установлено, что Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № определено лесничество на землях населенного пункта муниципального образования «Город Ахтубинск» Астраханской области, занятое городскими лесами и установлены его границы общей площадью 123,1707 га. (л.д. 18-19).
Согласно п. 31 ч. 1 ст. 7 Устава МО «Город Ахтубинск», утвержденного решением Совета МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ № к вопросам местного значения города Ахтубинска относится осуществление муниципального лесного контроля.
В силу п. ДД.ММ.ГГГГ Положения об администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», утвержденного решением Совета МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальный лесной контроль на территории МО «Город Ахтубинск» осуществляется администрацией МО «Город Ахтубинск».
В ходе прокурорской проверки установлено, что последнее лесоустройство проведено в 2000 году ФГУП «Западное государственное лесоустроительное предприятие», лесохозяйственный регламент лесничества не разработан и не утвержден.
Поскольку со стороны администрации МО «Город Ахтубинск» суду не было представлено доказательств, свидетельствующих об организации и осуществлении органом местного самоуправления мероприятий по лесоустройству, разработке лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных на территории МО «Город Ахтубинск» и не относящихся к землям государственного лесного фонда, суд, руководствуясь положениями указанных выше нормативных правовых актов, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления прокурора о признании бездействия администрации МО «Город Ахтубинск» незаконным.
Исходя из того, что в силу норм действующего законодательства, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления, суд полагает необходимым возложить обязанность на ответчика провести мероприятия по лесоустройству в границах лесничества «Городские леса муниципального образования «Город Ахтубинск» площадью 123,1707 га., а также разработать в установленном порядке лесохозяйственный регламент лесничества «Городские леса муниципального образования «Город Ахтубинск».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 227, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по проведению мероприятий по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента - удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», выразившееся в невыполнении в пределах компетенции мероприятий по лесоустройству в границах лесничества «Городские леса муниципального образования «Город Ахтубинск» площадью 123,1707 га. незаконным.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», выразившееся в невыполнении обязанности по разработке в установленном порядке лесохозяйственного регламента лесничества «Городские леса муниципального образования «Город Ахтубинск» незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск» в пределах компетенции провести мероприятия по лесоустройству в границах лесничества «Городские леса муниципального образования «Город Ахтубинск» площадью 123,1707 га в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск» разработать в установленном порядке лесохозяйственный регламент лесничества «Городские леса муниципального образования «Город Ахтубинск» в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда, через Ахтубинский районный суд.
Судья Ю.С. Лубянкина