Председательствующий: Кириенко И.С. Дело № 33-6321/2021 (2-2322/2021)
55RS0005-01-2021-003660-72
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
Председательствующего Пшиготского А.И.,
судей областного суда Емельяновой Е.В., Оганесян Л.С.,
при секретаре Овчинниковой Е. О., Тимченко Н.О.
рассмотрела в судебном заседании в г. Омске 25 ноября 2021 года
дело по апелляционной жалобе истца Кужабаева С.Х. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 01 сентября 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Кужабаева С. Х. к Администрации САО г. Омска о признании садового дома, расположенного по адресу: <...> жилым домом отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Пшиготского А.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кужабаев С.Х. обратился в суд с иском к Администрации Советского АО г. Омска о признании садового дома пригодным для проживания жилым домом. В обоснование иска указал, что ему на основании договора купли-продажи от 26.03.2018 на праве собственности принадлежат садовый дом площадью <...> кв.м и земельный участок категории земель земли населенных пунктов (для сельскохозяйственного использования под садоводство) площадью <...> кв.м, расположенные по адресу: <...>.
Просил признать расположенный на его земельном участке садовый дом жилым, пригодным для постоянного проживания.
Истец Кужабаев С.Х. в судебном заседании участия не принял, извещен надлежаще, его представитель Катаман О.Б. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации Советского АО г. Омска Чупикова О.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Третьи лица СНТ «Колос» и Управление Росреестра по Омской области в судебное заседание представителей не направили при надлежащем извещении.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе истец Кужабаев С.Х. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Выражает несогласие с выводом суда о том, что поскольку земельный участок предназначен для садоводства, на нём не может быть расположен жилой дом, поскольку согласно градостроительному плану одним из основных разрешенных видов использования земельного участка является индивидуальное жилищное строительство. Указывает, что его садовый дом соответствует установленным строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, пригоден для постоянного проживания и эксплуатации, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, признание дома жилым не нарушит прав третьих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного постановления, исходя из доводов апелляционной жалобы, по имеющимся в деле доказательствам, на соответствие нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, заслушав представителя истца Кужабаева С.Х. Катамана О.Б., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый дом может быть признан жилым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Порядок признания садового дома жилым установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Согласно п. 55 указанного Положения садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).
В силу по. 56 Положения для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (далее в настоящем разделе - заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр):
а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (далее - заявление), в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления);
б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из Единого государственного реестра недвижимости), содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа;
в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);
г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.
Одним из оснований для принятия решения об отказе в признании садового дома жилым домом, предусмотренных п. 61 Положения, является размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.
Из материалов дела усматривается, что Кужабаеву С.Х. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 26.03.2018 принадлежит земельный участок с кадастровым номером № <...> категория земель: земли населенных пунктов – для сельскохозяйственного использования под садоводство, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...>, а также расположенный на нём садовый дом с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв.м. Сведения о праве собственности Кужабаева С.Х. внесены в Единый государственный реестр недвижимости 04.04.2018.
Согласно выданной СНТ «Колос» справке № 34 от 07.07.2021 Кужабаев С.Х., его жена <...> и дети <...> действительно проживают с 04.04.2018 по настоящее время в доме по указанному адресу.
Как следует из материалов дела, 18.07.2020 Кужабаев С.Х. в лице представителя по доверенности от 18.12.2019 <...> Катамана О.Б. обратился в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Омска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...>.
06.08.2020 в адрес заявителя департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска направлено письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером <...>.
03.09.2020 Управлением Росреестра по Омской области представителю Кужабаева С.Х. – Катаману О.Б. направлено уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица относительно изменения вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на территории садового некоммерческого товарищества, в связи с тем, что согласно п.24 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.
Кужабаев С.Х. в лице представителя по доверенности от 18.12.2019 № <...> Катамана О.Б. обратился в администрацию Советского АО г. Омска с заявлением о признании указанного садового дома жилым.
Решением Администрации Советского АО г. Омска от 05.10.2020, подписанным главой администрации Кужабаеву С.Х. отказано в удовлетворении заявления о признании садового дома жилым домом в связи с несоблюдением расстояния в 3 метра от дома до границы соседнего земельного участка.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями о признании садового дома жилым, пригодным для постоянного проживания, Кужабаев С.Х. ссылался на его фактическое использование в качестве жилого дома для постоянного использования им и членами его семьи, исчерпание всех возможных внесудебных способов признания садового дома жилым.
Возражая против удовлетворения иска, представитель ответчика администрации Советского АО г. Омска ссылался на несоблюдение необходимого расстояния от садового дома до соседнего участка с кадастровым номером <...>, внесение 16.06.2021 в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, изменений, согласно которым территориальная зона Ж5 (зона жилой застройки смешанного типа), на которой расположен участок истца, изменена на территориальную зону СО (зона садоводства и огородничества), которая включает в себя участки территории г. Омска, предназначенные для ведения садоводства и огородничества, на которых размещение объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.
Разрешая требования иска, указав на расположение садового дома истца на земельном участке с разрешенным видом использования для садоводства, а не для индивидуального жилищного строительства, отказ Управления Росреестра по Омской области в изменении вида разрешенного использования земельного участка, не обжалованный истцом в установленном Кодексом административного судопроизводства РФ порядке, суд первой инстанции оснований для удовлетворения требований истца о признании садового дома жилым не усмотрел.
С указанными выводами суда первой инстанции коллегия судей согласиться не может на основании нижеследующего.
Согласно экспертному заключению БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» по результатам обследования строения, расположенного в <...>, данное строение является объектом капитального строительства, пригодным для постоянного проживания, не влечет угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В экспертном заключении как в разделе 1 «Общая характеристика объекта», так и в разделе 3 «Результаты обследования» указывается, что общая площадь строения составляет <...> кв.м. При этом из указанного заключения следует, что согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 01.03.2016 № 90 общая площадь строения составляет <...> кв.м, согласно представленного в п. 3.3 раздела 3 заключения поэтажного плана строения (л.д. 36) к общему периметру дома прилегает литера а, при этом экспертом не указано ни назначения данной части дома, ни его номера, ни площади, оно не обозначено в качестве помещения. Из указанной схемы, а также сделанного экспертом в ходе исследования фотоснимка (л.д. 43) усматривается, что данный объект прилегает к стене литера А1, огорожен двумя стенами и частью третьей стены, при этом проход в него дверным проёмом не оборудован, фактически данный объект частью жилого помещения не является, поскольку доступу в него с улицы ничто не препятствует. Указанное свидетельствует о том, что общая площадь недвижимого имущества истца фактически с момента регистрации на него права собственности в ЕГРН не изменялась, вывод эксперта о том, что согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 01.03.2016 № 90 общая площадь строения составляет <...> кв.м иных выводов по настоящему делу повлечь не может, выводы суда об изменении площади строения не соответствуют действительности и доказательствам, имеющимся в материалах дела, таким образом незаконной реконструкции дома не было с момента его регистрации в 2018 году, суд 1 инстанции без всяких оснований указал о наличии вопроса о несогласованной реконструкции.
Согласно выводам заключения данный садовый дом не соответствует п.9.18 СП 55.13330.2016 в отношении площади световых проемов в кухне площадью <...> кв.м и комнате площадью <...> кв.м.
Кроме того, экспертом указано на несоответствие садового дома Кужабаева С.Х. требованиям п.9.2.4 СП 70.13330.2012 относительно толщины швов кладки (менее 10мм при норме 10-12мм), а также не соответствует п.5.3.4 СП 30-102-99 относительно расстояния до границы смежного земельного участка с кадастровым № <...> (при норме в 3 м составляет 0,55 м), между тем, как указано экспертом, строения на земельных участках с кадастровыми номерами <...> и <...> на момент обращения к ответчику отсутствовали, таковые возведены уже после обращения истца, а из раздела экспертного заключения № 4 «Заключение о техническом состоянии» усматривается, что конструктивная схема обследуемого строения обладает достаточной пространственной жесткостью, дефектов, влияющих на прочность строения и его устойчивость, не обнаружено.
Эксперт, проверяя техническое состояние строения истца, указал на его соответствие требованиям о расположенности в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием, о работоспособном состоянии несущих и ограждающих конструкций жилого помещения и их теплоизоляции, об обустройстве, предупреждающем риск получения травм жильцами при передвижении внутри жилого помещения, об обеспечении инженерными системами, об обеспечении защиты от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных утечек, о высоте комнат и кухни, об оборудовании входа в санузел, о высоте отметки пола жилого помещения, о механической безопасности, о тепловой защите здания, о противопожарной защите.
Относительно имеющихся недостатков экспертом указано лишь на частичное несоответствие требованиям главы II, п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 о естественном освещении, а также о несоответствии требованиям СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», вместе с тем, коллегия судей данные недостатки в качестве существенных не расценивает, поскольку экспертом БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» указано, что строение истца соответствует установленным и действующим на территории России строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, предъявляемым к помещениям, пригодным для постоянного проживания и дальнейшей эксплуатации в качестве жилого дома, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающим в нём. Экспертом, не доверять выводам которого у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, таковые недостатки в качестве существенных не расценены, напротив, сделан вывод о пригодности строения для постоянного его использования в качестве жилого дома.
В силу п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно п. 2 ст. 7 указанные в п. 1 земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Как установлено п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
В силу п. 2 ст. 85 Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно ст. 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № <...>, градостроительное зонирование территории города Омска осуществляется в соответствии с генеральным планом, на основе комплексного анализа всех характеристик и особенностей территории города Омска.
В силу изменений, внесённых в решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № <...> решением от 16.06.2021 № <...>, ведение садоводства (код 13.2) является основным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства зоны садоводства (СО).
В силу п. 13.2 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», зарегистрированном в Минюсте России 15.12.2020 N 61482, понятие «ведение садоводства» включает в себя осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Как установлено ч. 7 ст. 54 указанного Федерального закона для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
В соответствии с градостроительным планом земельного участка № <...>, подготовленного по заявлению Катамана О.Б. в интересах Кужабаева С.Х., земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> га расположен в границах территориальной зоны жилой застройки смешанного типа Ж5-1563. На земельном участке расположено двухэтажное нежилое здание (садовый дом) площадью <...> кв.м.
При этом согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования под садоводство.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что земельный участок истца имеет вид разрешенного использования «садоводство» (код 1.5), предназначенного для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур, в связи с чем вид разрешенного использования, принадлежащего истцу земельного участка – «для садоводства» предусматривает возможность размещения для собственных нужд садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд.
Таким образом, указание суда первой инстанции на расположение садового дома истца на земельном участке с разрешенным видом использования для садоводства не свидетельствует о невозможности его использования для размещения Кужабаевым С.Х. на нём для собственных нужд жилого дома.
Ссылки ответчика на внесение 16.06.2021 в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № <...>, изменений, согласно которым территориальная зона Ж5 (зона жилой застройки смешанного типа), на которой расположен участок истца, изменена на территориальную зону СО (зона садоводства и огородничества), коллегией судей во внимание приняты быть не могут, поскольку права истца были нарушены до внесения указанных изменений, когда Решением Администрации Советского АО г. Омска от 05.10.2020, подписанным главой администрации Кужабаеву С.Х. отказано в удовлетворении заявления о признании садового дома жилым домом в связи с несоблюдением расстояния в 3 метра от дома до границы соседнего земельного участка.
Кроме того, поскольку право собственности Кужабаева С.Х. на садовый дом уже было зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН, не имеют правового значения для разрешения вопроса о признании садового дома жилым домом ссылки ответчика на несоблюдение необходимого расстояния от садового дома до соседнего участка с кадастровым номером <...> Не установлено коллегией судей и нарушения прав собственников смежных земельных участков. В суде 2 инстанции была допрошена <...>, которая проживает в доме на соседнем участке, принадлежащем её дочери, от её имени представляет по доверенности её интересы, указала, что строение истца не нарушает их прав, на момент экспертизы в 2020 году их дома не было, он был построен позже.
При таких обстоятельствах коллегией судей усматриваются основания для отмены постановленного судом первой инстанции решения как принятого с нарушением норм материального права без учета имеющих значения для разрешения спора обстоятельств, в связи с чем исковые требования Кужабаева С.Х. о признании садового дома площадью <...> кв.м, кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: <...>, пригодным для постоянного проживания жилым домом подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 01 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Кужабаева С. Х. к Администрации САО г. Омска удовлетворить.
Признать садовый дом площадью <...> кв.м, кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: <...>, жилым домом, пригодным для постоянного проживания.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30 ноября 2021 года.