Решение по делу № 12-403/2022 от 20.05.2022

Р Е Ш Е Н И Е

08 июня 2022 года город Ноябрьск ЯНАО

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Тихонова Е.Н., рассмотрев жалобу АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзор, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора в городе Ноябрьске ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо - Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора в городе Ноябрьске ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ акционерное общество «Энерго-Газ-Ноябрьск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ....

Решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2021 года указанное постановление отменено и производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08 апреля 2022 года решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого округа от 30 ноября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В жалобе АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» просит постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения, поскольку обязанность по разработке проекта НООЛР и по направлению заявлений на утверждение данных проектов выполнена Обществом в полном объеме, однако заявления возвращались без рассмотрения и утверждения проекта по формальным причинам.

В судебном заседании представитель АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» ФИО3 на доводах жалобы настаивал по тем же основаниям, указал, что документы явившееся основанием для вывода об отсутствии состава административного правонарушения, были представлены в материалы дела ранее, иных документов суду не представил.

Заслушав пояснения явившегося лица, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).

Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 данного Закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

В соответствии со статьей 18 Закона N 89-ФЗ, пунктом 3 статьи 22 Закона N 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 Закона N 7-ФЗ, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 этого Закона.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 7 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).

Такой Порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50 (действовал на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утратил силу с 1 января 2021 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1496).

Пунктом 4 указанного Порядка определено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

В силу приведенных норм проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов должны быть разработаны до образования отходов. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Верховного Суда РФ от 06.04.2021 N 49-АД21-4-К6.

С 01 января 2021 года действует приказ Минприроды России от 08.12.2020 года № 1029, в силу пункта 11 которого индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I категории, в том числе, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка. В случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и нормативах образования отходов и лимитах на их размещение, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 5 рабочих дней с даты их приема вручают индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов и направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (пункт 13 Порядка). Пункт 15 Порядка предусматривает, что территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием), также указанный пункт устанавливает основания для отказа в утверждении нормативов.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжений Северо- Уральского Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Энерго-Газ-Ноябрьск», по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ; в ходе проверки установлено, что АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, являющегося объектом HBOC I категории, код объекта: ; у общества, при подтвержденном факте обращения с отходами, отсутствуют утвержденные в установленном порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также отсутствует документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Указанные обстоятельства достоверно подтверждены представленными в дело доказательствами: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается самим заявителем.

Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили должностному лицу признать, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.

Действия АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» административным органом верно квалифицированы по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы о том, что обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также по направлению заявлений на утверждение данных проектов выполнена Обществом в полном объеме, в виду направления многочисленных заявлений о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах 1 категории, нельзя признать обоснованными, поскольку принятие мер для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является непосредственной обязанностью Общества. Каких либо сведений о том, что Общество не имело реальной возможности для соблюдения и выполнения требований установленного законодательством Порядка в материалах дела не имеется.

Нарушений норм процессуального закона административным органом не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности должностным лицом административного органа соблюдены.

В силу ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Вместе с тем, должностным лицом при назначении Обществу административного наказания вышеуказанные обстоятельства в полной мере не учтены, решение о назначении штрафа в максимальном размере ... не мотивировано.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение Общества, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным снизить размер назначенного административного штрафа до минимального размера 200 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора в городе Ноябрьске ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить путем снижения назначенного административного штрафа до 200 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                             ...

...

12-403/2022

Категория:
Административные
Ответчики
АО "Энерго-Газ-Ноябрьск"
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Тихонова Евгения Николаевна
Статьи

8.2

Дело на странице суда
noyabrsky.ynao.sudrf.ru
20.05.2022Материалы переданы в производство судье
08.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее