Судья Маркова О.Ю. 49RS0001-01-2022-005305-74
Дело № 2-3674/2022
№ 33-226/2023
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего: Лобыкина С.Н.,
судей: Кречетова А.А., Морозовой Л.С.,
при секретаре судебного заседания: Береговой И.А.,
рассмотрев 22 марта 2023 года в открытом судебном заседании в гор. Магадане гражданское дело по иску Дулевой А.С. к Сахалинской таможне о признании незаконным отказ в приеме на государственную гражданскую службу, возложении обязанности заключить срочный служебный контракт, по апелляционной жалобе Дулевой А.С. на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 30 ноября 2022 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Лобыкина С.Н., объяснения истца и её представителя Войцеховского С.А., настаивавших на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Дулева А.С. обратилась в Магаданский городской суд с иском к Сахалинской таможне о признании незаконным отказа в приеме на государственную гражданскую службу (фактически о признании незаконным решения о незаключении служебного контракта на новый срок), возложении обязанности заключить срочный служебный контракт по должности старшего инспектора отдела таможенного досмотра поста Морской порт Магадан.
В обоснование иска указала, что на основании контракта о службе в таможенных органах № 10707000/0181к/21 от 1 октября 2021 года, заключенного сроком на 1 год с 1 октября 2021 года замещала должность старшего инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Магадан.
10 августа 2022 года истец ознакомлена с уведомлением ответчика от 8 августа 2022 года № 09-25/09567 об увольнении со службы в таможенных органах Российской Федерации 30 сентября 2022 года в соответствии с подп. 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом).
1 сентября 2022 истец обратилась к ответчику с заявлением о заключении служебного контракта по должности старшего инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Магадан на новый срок, указав, что имеет на иждивении троих детей и статус вдовы. В случае отказа просила письменно указать его причину.
В ответе Сахалинской таможни от 14 сентября 2022 года № 09-25/10919 со ссылкой на пункт 20 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утв. Приказом ФТС России от 1 декабря 2008 года № 1504, истцу разъяснено, что при принятии решения о продлении служебного контракта или его незаключении на новый срок учитываются деловые и личные качества сотрудника, уровень профессиональной подготовки, знания нормативных правовых актов, регламентирующих служебную деятельность, результаты служебной деятельности, способность качественно решать возложенные задачи.
А также разъяснено, что действующим законодательством не предусмотрено письменное объяснение причин отказа в заключении контракта.
В последующем 30 сентября 2022 года истец уволена с должности старшего инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Магадан на основании приказа ответчика от 20 сентября 2022 года № 585-КС.
Полагая отказ ответчика в приеме на службу в таможенные органы (фактически в заключении служебного контракта на новый срок) незаконным, противоречащим статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон о государственной службе), просила признать незаконным отказ в приеме на государственную гражданскую службу в Сахалинскую таможню на должность старшего инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Морской порт и просила возложить на ответчика обязанность заключить с истцом срочный служебный контракт на один год по должности старшего инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Магадан.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 30 ноября 2022 года иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истцом поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.
В качестве оснований к отмене судебного постановления ссылается на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, нарушение норм материального и процессуального права.
Так, полагает необоснованным вывод суда о правомерности действий ответчика отказавшего в перезаключении служебного контракта с истцом на новый срок без объяснения причин данного отказа.
Также считает неправомерным признание судом увольнения истца законным.
Ссылаясь на положения статьи 73 Закона о государственной службе, полагает необходимым применение для разрешения возникшего спора норм трудового законодательства, в той части, в которой они не урегулированы специальным законом.
В этой связи приводит положения статьи 64 ТК РФ предусматривающие запрет на отказ в заключении трудового договора с женщинами в связи с наличием у них детей (часть 3), а также обязанность работодателя по письменному требованию в течении семи рабочих дней в письменной форме сообщить работнику причину отказа в заключении трудового договора (часть 5).
Указывает, что в нарушение части 2 статьи 56 ГПК РФ суд не вынес на обсуждение сторон обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения спора, в частности, имелась ли у ответчика должность на замещение которой претендовала истец, проводились ли представителем нанимателя процедуры по принятию истца на гражданскую службу и по каким основаниям ей было отказано в заключении служебного контракта.
Акцентирует внимание, что истец в заявлении с просьбой заключить с ней новый служебный контракт, ссылалась на отсутствие у нее работы, наличие на иждивении детей, статуса вдовы.
Помимо этого, общий стаж работы истца в таможенных органах составляет более 8 лет и она имеет специальное таможенное образование.
Также обращает внимание, что по истечении срока контракта, заключенного с истцом, замещаемая ею должность становилась вакантной, что свидетельствовало о возможности её замещения.
Полагает, что отказ заключить с истцом служебный контракт на новый срок привел к нарушению её конституционных и трудовых прав, в связи с чем считает принятое судом первой инстанции решение незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
В своих возражениях ответчик полагает решение суда законным и обоснованным не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В судебном заседании установлено, что нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью четвертой статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, при разрешении дела судом первой инстанции не допущено.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений ответчика, выслушав объяснения стороны истца, исследовав новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее Закон о службе в таможенных органах) служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Статьей 3 данного закона предусмотрено, что должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), к числу которых относилась и истец, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов, к числу которых истец не относилась.
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ предусмотрено, что поступление на службу в таможенные органы является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (пункт 2 статьи 6).
Контракт о службе в таможенных органах (далее - контракт) заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований названного федерального закона. Контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия (пункты 1, 5 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ).
Согласно статье 48 указанного Федерального закона сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по основанию, в том числе, окончания срока службы, предусмотренного контрактом (подпункт 4 пункта 2).
Положением о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утвержденным приказом ФТС РФ от 1 декабря 2008 года № 1504 (в редакции 26.06.2020 года, далее – Положение № 1504) определено, что контракт заключается в письменной форме между гражданином (сотрудником) и соответствующим таможенным органом в лице его начальника (далее - Стороны) на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ и данного Положения № 1504 (пункт 8). Контракт носит срочный характер. Срок действия контракта определяется Сторонами и закрепляется в контракте. Началом действия контракта является дата, указанная в тексте контракта (пункт 10). Контракт может быть заключен на новый срок по соглашению Сторон в иные сроки до истечения срока действующего контракта (пункт 18).
Не позднее чем за три месяца до истечения срока контракта сотрудник должен быть письменно предупрежден об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Закона о службе в таможенных органах (пункт 19).
Исходя из приведенных положений федерального законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, правовая природа контракта как акта, заключаемого на конкретный срок прохождения службы, предполагает, что предусмотренные им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечение срока) прекращаются, а гражданин, добровольно заключивший такой контракт о службе в таможенных органах, тем самым соглашается с тем, что по окончании предусмотренного этим контрактом срока его служба в таможенных органах может быть прекращена.
Как установлено в судебном заседании, Дулева А.С. с 1 октября 2020 года проходила службу в таможенных органах Российской Федерации замещая по контракту, заключенному на один год, должность старшего инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Магадан Сахалинской таможни, (приказ от 22.09.2020 № 165-КС).
По истечении срока указанного служебного контракта с истцом 1 октября 2021 года заключен (продлен) новый контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации № 10707000/0181к/21 также сроком на 1 год.
5 апреля 2022 года Дулевой А.С. вручено уведомление об окончании срока действия контракта (исх. от 25.03.2022 № 09-25/03652) и о возможном увольнении со службы в таможенных органах 30 сентября 2022 года по подп. 4 пункта 2 статьи 48 Закона о службе в таможенных органах.
Помимо этого истцу разъяснено, что в случае желания заключить контракт о службе в таможенных органах на новый срок ей необходимо до 31 июля 2022 года предоставить заявление о заключении контракта на новый срок.
Дулева А.С. 15 апреля 2022 года обратилась к ответчику с заявлением, о заключении служебного контракта по должности старшего инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Магадан Сахалинской таможни на новый срок.
Согласно служебной характеристике от 26 июня 2022 года (с которой истец ознакомлена 28 июня 2022 года), за время службы в Сахалинской таможне Дулева А.С. показала невысокие результаты служебной деятельности, ею проведено 17 таможенных осмотров, 1 таможенный досмотр, 5 таможенных наблюдений, выявлено 1 административное правонарушение в области таможенного дела, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Данные показатели служебной деятельности, как следует из содержания характеристики, являются самыми низкими в отделе таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Магадан. Уровень профессиональной подготовки истец повышает лишь в рамках профессиональной учебы. Инициативу не проявляет. Неоднократно по результатам служебной деятельности получала замечания со стороны руководства отдела, а также руководства поста.
Дулева А.С. показала низкий уровень знаний при прохождении аттестации на соответствие занимаемой должности; имела замечания по соблюдению норм Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов РФ. Имела дисциплинарное взыскание - замечание.
На данном заявлении имеются следующие резолюции от 03.08.2022 П. и Б. : «не согласовано сроком на три года, продление контракта на новый срок нецелесообразно», «считаю продление контракта на новый срок нецелесообразным в связи с низким уровнем знаний, ПФИ проведено 21.05.2021 риски не выявляет, имеет дисцип. взыскание» и «в приказ, заключение контракта на новый срок нецелесообразно, контракт на новый срок не заключать».
10 августа 2022 года Дулевой А.С. вручено уведомление от 8 августа 2022 года (исх. № 09-25/09567) о том, что контракт на новый срок с ней заключаться не будет, и она будет уволена со службы в таможенных органах в соответствии с подп. 4 пункта 2 статьи 48 ФЗ от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом).
После получения указанного уведомления 1 сентября 2022 года Дулева А.С. вновь обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила заключить служебный контракт на новый срок, ссылаясь на наличие двух несовершеннолетних детей, и статуса вдовы. Помимо этого, указала, что совершеннолетний сын Д. <.......> г. рождения, является учеником 11 класса общеобразовательной школы и также находится на ее иждивении. В случае отказа в продлении контракта просила письменно сообщить причину отказа.
По результатам рассмотрения указанного заявления Дулевой А.С. ответчиком 14 сентября 2022 года в адрес истца направлено письмо (исх. № 09-25/10919), где со ссылкой на Положение о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утв. приказом ФТС России от 01.12.2008 № 1504, разъяснено, что при принятии решения о продлении служебного контракта или его незаключении на новый срок учитываются деловые и личные качества сотрудника, уровень профессиональной подготовки, знания нормативных правовых актов, регламентирующих служебную деятельность, результаты служебной деятельности, способность качественно решать возложенные задачи.
Помимо этого, до сведения истца повторно доведено, что служебный контракт заключаться с ней на новый срок не будет и последняя будет уволена со службы в таможенных органах 30 сентября 2022 года.
Также истцу разъяснено, что действующим законодательством, регламентирующим прохождение службы в таможенных органах Российской Федерации, не предусмотрено письменное объяснение причин отказа в заключении контракта на новый срок.
На основании приказа ответчика № 585-КС от 20 сентября 2022 года Дулева А.С. уволена 30 сентября 2022 года со службы в таможенных органах Российской Федерации с должности старшего инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Магадан по подп. 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом).
Разрешая спор суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, руководствуясь установленными по делу обстоятельствами, а также разъяснениями, приведенными в пункте 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10 октября 2012) пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Как следует из содержания указанных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, применение к возникшим правоотношениям сторон положений Трудового кодекса Российской Федерации не допускается, поскольку порядок и основания прохождения службы в таможенных органах и увольнения из таможенных органов Российской Федерации урегулированы нормами приведенного выше специального законодательства (Закона о службе в таможенных органах).
С учетом изложенного, указание истца на положения статьи 64 ТК РФ и положения Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными, так как порядок и основания прохождения службы сотрудников таможенных органах, в том числе заключения (продления), расторжения служебного контракта, а также увольнения из таможенных органов Российской Федерации урегулированы нормами приведенного выше специального законодательства.
Указание в апелляционной жалобе на необходимость субсидиарного применения к спорным отношениям норм трудового законодательства со ссылкой на правовую позицию, отраженную в преамбуле Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г.), также не может быть принято во внимание, поскольку истец не являлась государственным гражданским или муниципальным служащим, спорам, связанным с прохождением службы которыми, посвящен данный Обзор.
Приведенные истцом в заявлении от 1 сентября 2022 года обстоятельства о наличии иждивенцев и статусе вдовы не являлись обстоятельствами, имеющими значение для решения вопроса о продлении служебного контракта, поскольку при принятии решения о продлении служебного контракта или его незаключении на новый срок подлежали учёту деловые качества сотрудника, такие как уровень его профессиональной подготовки, знание нормативных правовых актов, регламентирующих служебную деятельность, её результаты, способность качественно решать возложенные задачи.
Вопреки доводам апелляционной жалобы и исковым требованиям истец после увольнения со службы в таможенных органах (30 сентября 2022 года) не обращалась к ответчику по вопросу её приема на государственную гражданскую службу в Сахалинскую таможню.
На момент обращения с заявлением о заключении (продлении) служебного контракта на новый срок (15 апреля и 1 сентября 2022 года) истец являлась действующим сотрудником таможни, деловые и профессиональные качества которой, в том числе результаты её служебной деятельности, были известны работодателю, что нашло свое отражение в служебной характеристике на истца и повлияло (учитывалось) руководством таможни при принятии решения по вопросу продления срочного служебного контракта с истцом (его заключения на новый срок).
Иные доводы апелляционной жалобы какого-либо правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Исходя из изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и принятия по делу нового решения об удовлетворении иска, как о том поставлен вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь положениями статей 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░