Дело № 2а-2609/2021
УИД 75RS0023-01-2021-003402-71
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
15 ноября 2021 года г.Чита, пр.Фадеева, 10А
Черновский районный суд г. Читы
в составе председательствующего судьи А.В. Петрова,
при секретаре Лебедевой И.А.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г.Чите к Андронову С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по г.Чите (далее по тексту – МИФНС России № 2 по г.Чите) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Андронову С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, мотивируя свои требования следующим образом:
На налоговом учете в МИФНС России № 2 по г.Чите состоит в качестве налогоплательщика Андронов С.А. и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.
Межрайонной ИФНС № 2 по г. Чите был исчислен транспортный налог за 2014 г. и направлено налоговое уведомление № от 31.03.2015 г.
В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом РФ сроки налогоплательщиком соответствующие налоги уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом начислены пени.
Межрайонной ИФНС № 2 по г. Чите налогоплательщику было направлено требование об уплате налога, пени № от 09.11.2015 г.
Пунктом 1 ст.48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.
30.04.2021 г. мировым судьей судебного участка № 11 Черновского судебного района г.Читы вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с тем, что налогоплательщик представил в суд возражения относительно исполнения судебного приказа.
В соответствии с п.2 ст. 123.7 КАС РФ в случае вынесения определения судом об отмене приказа, в определении указывается, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 НК РФ).
На основании изложенного просит суд взыскать с должника Андронова С.А. задолженность по транспортному налогу с физических лиц в размере 51 руб. 01 коп.
Административный истец – МИФНС России № 2 по г.Чите о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещался надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела на более поздний срок не заявлял, от его представителя Миллер Л.В., действующей на основании доверенности, поступили пояснения по делу, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя МИФНС России № 2 по г. Чите (л.д.__).
Административный ответчик Андронов С.А., о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещался надлежащим образом, что подтверждается имеющимися материалами дела (л.д.__), в суд не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела на более поздний срок не заявлял.
В силу положений статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание сторон, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, не препятствует проведению судебного разбирательства, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность каждого гражданина РФ платить законно установленные налоги и сборы также установлена статьей 57 Конституции РФ.
На основании пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать установленные налоги.
Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Исходя из подпунктов 9 и 14 части 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом; предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления): о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Как следует из материалов дела, административный ответчик находится на учете по месту жительства налогоплательщика в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по г.Чите, в качестве налогоплательщика – физического лица, в обязанности которого входит уплата транспортного налога с физических лиц.
В соответствии со сведениями, представленными налоговым органом в материалы дела, налогоплательщик имеет в собственности транспортное средство Тойота CROWN, гос. номер № (л.д.__).
В соответствии с налоговым уведомлением № от 31.03.2015 г. налогоплательщику не позднее 01.10.2015 г. необходимо уплатить транспортный налог в сумме 2025 руб. 00 коп. за 2014 г. (л.д.__).
В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом РФ сроки должником соответствующие налоги уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом начислены пени.
Межрайонной ИФНС России № 2 по г.Чите должнику Андронову С.А. было направлено требование №по состоянию на 09 ноября 2015 г. Согласно указанного требования Андронову С.А. было предписано в срок до 27 января 2016 г. уплатить соответствующие платежи (л.д.__).
Исходя из того, что налогоплательщик в добровольном порядке недоимку по транспортному налогу не уплатил в полном объеме, МИФНС России № 2 по г. Чите обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после отмены судебного приказа в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Согласно представленной налоговым органом справке о наличии задолженности по уплате налога, пени по состоянию на 08.11.2021 г. у Андронова С.А. имеется задолженность по уплате транспортного налога в размере 51руб. 01 коп. (л.д.__).
Частью 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по соблюдению законодательства о налогах и сборах; осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; ведение в установленном порядке учет организаций и физических лиц; по направлению налогоплательщику, налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
На основании пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с частью 2 статьи 123.7 КАС РФ в случае вынесения судом определения об отмене судебного приказа, в определении указывается, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса.
Cогласно части 2 статьи 286 главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч.3 ст.48 НК РФ).
Как следует из материалов дела, определением от 30 апреля 2021 г. мирового судьи судебного участка № 11 Черновского судебного района г. Читы на основании поступившего заявления Андронова С.А. был отменен судебный приказ, вынесенный 20 апреля 2020 г. мировым судьей судебного участка № 11 Черновского судебного района г. Читы о взыскании с Андронова С.А. задолженности по транспортному налогу, пени в размере 2082 руб. 65 коп. При этом МИФНС России № 2 по г.Чите разъяснено право обратиться в суд с указанными требованиями в порядке искового производства (л.д.__). С административным исковым заявлением взыскатель обратился в Черновский районный суд г.Читы 08 октября 2021 г. (л.д.__), то есть в течение установленного срока для подачи административного искового заявления в суд.
Кроме того, при проверке соблюдения срока налоговым органом для обращения к мировому судье с заявлением о взыскании задолженности суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что требования предъявлены о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов согласно требования № по состоянию на 09 ноября 2015 г. на общую сумму 2570 руб. 00 коп. Срок для исполнения требований установлен до 27 января 2016 года.
Таким образом, административный истец должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании заявленной задолженности до 27 июля 2019 г., то есть в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сумма которого не превысила 3 000 руб. (в редакции, действовавшей на момент обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа).
С заявлением о вынесении судебного приказа взыскатель обратился к мировому судье 15 апреля 2020 г. (л.д.__), то есть по истечении срока для обращения с заявлением о взыскании задолженности в суд.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом, однако поданное административное исковое заявление ходатайства о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании с указанием уважительных причин для его восстановления не содержит.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного иска удовлетворению не подлежат, поскольку срок для обращения в суд с требованиями пропущен, ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлено, причин уважительности пропуска срока не установлено и стороной административного истца не приведено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г.Чите к Андронову С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу – отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Черновский районный суд г.Читы. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2021 года.
Судья А.В. Петров