ООО «Агентство Финансового Контроля» обратилось в Камышинский городской суд Волгоградской области с административным иском к судебному приставу-исполнителю Камышинского РО СП УФССП России по Волгоградской области ФИО2, Управлению ФССП России по Волгоградской области о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, в котором указало, что постановлением судебного пристава – исполнителя Камышинского РОСП УФССП России по Волгоградской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ окончено исполнительное производство № ....-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного приказа № .... от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № 122 Центрального района г. Волгограда, о взыскании с ФИО3 задолженности в пользу ООО «АФК» в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
Об окончании исполнительного производства административному истцу стало известно 18 апреля 2018 года из информации, размещенной на официальном сайте УФССП России.
В нарушение требований ст. 47 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в адрес взыскателя не направлялись. Отсутствие данных документов лишает взыскателя возможности дальнейшего предъявления исполнительного документа к исполнению.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом заявления об уточнении административного искового заявления, ООО «АФК» просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Камышинского РОСП УФССП России по Волгоградской области ФИО2, выразившееся в не направлении взыскателю копии постановления об окончании исполнительного производства № ....-ИП после его вынесения, а также оригинала исполнительного документа № .... от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность возобновить исполнительное производство № ....-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ и принять меры принудительного исполнения, направленные на своевременное и полное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № .... от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного № ...., о взыскании с ФИО3 задолженности в пользу ООО «АФК» в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела административный истец ООО «АФК», явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, административное исковое заявление и уточнение к нему содержат ходатайство представителя общества ФИО6 о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Камышинского РО СП УФССП России по .... ФИО2, заинтересованное лицо начальник отдела - старшего судебного пристава Камышинского РОСП УФССП России по .... ФИО7, являющаяся одновременно представителем УФССП России по ...., в судебное заседание не явились, в поступившем до судебного заседания письменном заявлении последняя просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении заявленных требований – отказать. Также представила копии списка внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, заявления о выдаче дубликата судебного приказа в отношении ФИО3 с приложенной справкой об утрате исполнительного документа.
Заинтересованное лицо ФИО3 извещался судом в установленном законом порядке, что подтверждается вернувшимся в адрес суда почтовым конвертом с отметкой «истек срок хранения», в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
При изложенном суд, руководствуясь положениями статей 150, 226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 2, 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а принципами осуществления исполнительного производства являются, в частности, законность и своевременность совершения исполнительских действий и мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст. ст. 12 и 13 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. При этом обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
На основании ст. 47 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем, в том числе, в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона (п. 3 ч. 1).
К таким основаниям п. 3 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве относит случай, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
По смыслу статьи 46 Закона об исполнительном производстве в указанном случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Из положений части 2 статьи 47 Закона об исполнительном производстве следует, что в случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа направляется взыскателю. При этом в оконченном исполнительном производстве остается его копия.
Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение (часть 3 ст. 47 Закона).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется, в том числе взыскателю (п. 1 ч. 6 ст. 47 Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В судебном заседании установлено.
На основании судебного приказа № .... от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного № ...., ДД.ММ.ГГГГ Камышинским РО СП УФССП России по .... возбуждено исполнительное производство № ....-ИП о взыскании с ФИО3 задолженности в пользу ООО «АФК» в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Камышинского РО СП УФССП России по .... ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № ....-ИП окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, вследствие чего исполнительный документ № .... от ДД.ММ.ГГГГ подлежал возвращению взыскателю ООО «АФК».
Применительно к обстоятельствам дела и положениям вышеприведенных статей 46 и 47 Закона об исполнительном производстве суд приходит к выводу о том, что оканчивая исполнительное производство на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Закона, судебный пристав не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления об окончании исполнительного производства, должен был направить его копию в адрес взыскателя. Помимо постановления, в адрес взыскателя подлежал направлению подлинник исполнительного листа с отметками (об основаниях окончания, периода взыскания, частично взысканных суммах).
В силу ст. 24 Закона об исполнительном производстве своевременное направление копий постановлений, выносимых судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству, является обязательным.
На основании ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие направление в адрес взыскателя копии постановления об окончании исполнительного производства, подлинника исполнительного документа № .... от ДД.ММ.ГГГГ
В свою очередь отсутствие подлинника исполнительного документа послужило основанием для обращения начальника отдела – старшего судебного пристава Камышинского РОСП в суд с заявлением о выдаче его дубликата. На день вынесения решения по настоящему административному делу сведения о рассмотрении заявления по существу отсутствуют.
Установленные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель, оканчивая исполнительное производство, не учел требования Закона об исполнительном производстве, допустил бездействие, что не согласуется с задачами и принципами исполнительного производства.
Доводы административного истца о нарушении прав оспариваемым бездействием нашли свое подтверждение, поскольку в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы. При этом срок предъявления для взыскателя ограничен законом.
Между тем в соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
При этом решение о признании действий (бездействия) незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из положений ст. 30 Закона об исполнительном производстве следует, что исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного документа.
В данном случае в качестве способа восстановления нарушенных прав и интересов административным истцом указано на возложение обязанности возобновить исполнительное производство № ....-ИП и принять меры принудительного исполнения, направленные на своевременное и полное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № .... от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного № .....
Системное толкование приведенных положений закона и то обстоятельство, что исполнительный документ № .... от ДД.ММ.ГГГГ утрачен, препятствуют возобновить исполнительное производство № ....-ИП и принять меры принудительного исполнения.
В силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1 п. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 218, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица в сфере публичных правоотношений, посредством восстановления нарушенного права.
Соответственно, фактическая невозможность восстановления нарушенного права административного истца является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его требований. Иное означало бы принятие судом решения, которое, по своей сути, не порождает юридических последствий.
В данном случае права административного истца могут быть в полной мере восстановлены путем его обращения в суд, принявший решение (вынесший судебный приказ) с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа в порядке статьи 430 ГПК РФ. Данным правом также обладает и судебный пристав-исполнитель, что им и было предпринято.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска ООО «АФК» надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :В удовлетворении требований административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Камышинского РО СП УФССП России по .... ФИО2, Управлению ФССП России по .... о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, выразившегося в не направлении взыскателю копии постановления об окончании исполнительного производства № ....-ИП после его вынесения, а также оригинала исполнительного документа № .... от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности возобновить исполнительное производство № ....-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и принять меры принудительного исполнения, направленные на своевременное и полное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № .... от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного № .... - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Г. Коваленко