Судья: Карпова Н.Н.
Докладчик: Калашникова О.Н. Дело № 33-2941/2022 (2-2345/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 марта 2022 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Акининой Е.В.,
судей: Калашниковой О.Н., Сорокина А.В.,
при секретаре Черновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Калашниковой О.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления городского развития Киселевского городского округа Кузнецовой Ю.В., действующей на основании доверенности № 45 от 11.01.2022, сроком до 31.12.2022
на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 23 декабря 2021 года
по иску Остапенко Татьяны Степановны к Управлению городского развития Киселевского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, предоставлении социальной выплаты,
установила:
Остапенко Т.С. обратилась в суд с иском к Управлению городского развития Киселевского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, предоставлении социальной выплаты, указывая на то, что жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> принадлежит ей на праве собственности на основании договора дарения жилого дома и земельного участка.
С 08.07.2011 и по настоящее время она зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> Данный дом является для нее единственным местом жительства, какой-либо иной жилой недвижимости в собственности не имеет.
Заключением СФ ОАО ВНИМИ № 102-2/з от 04.12.2020 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится на подработанной территории ликвидированной шахты «Краснокаменская», относится к категории «подработанный ветхий» и рекомендуется к сносу.
Управление городского развития Киселевского городского округа отказало ей в предоставлении социальной выплаты, указав, что список граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты «Краснокаменская» был утвержден по состоянию на 24.06.2016, дом обследован после утверждения списка, она не включена в списки граждан, подлежащих переселению и не имеет право на получение социальной выплаты. Считает отказ Управления городского развития Киселевского городского округа во включении в список на переселение и предоставлении социальной выплаты неправомерным.
Остапенко Т.С. просила обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить ее в списки граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Краснокаменская», заключить с ней договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного в <адрес> для приобретения жилого помещения для постоянного проживания с составом семьи - один человек, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Истец Остапенко Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Управления городского развития Киселевского городского округа Кандалова А.А. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица - Министерства энергетики РФ в суд не явился.
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 23 декабря 2021 года постановлено:
Исковые требования Остапенко Татьяны Степановны к Управлению городского развития Киселевского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, предоставлении социальной выплаты, удовлетворить в полном объеме.
Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить Остапенко Татьяну Степановну, <данные изъяты>, в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной Шахты «Краснокаменская» и заключить с Остапенко Татьяной Степановной договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчета стоимости жилья 33 кв.м. на семью из одного человека.
Взыскать с Управления городского развития Киселевского городского округа в пользу Остапенко Татьяны Степановны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
В апелляционной жалобе представитель Управления городского развития Киселевского городского округа Кузнецова Ю.В., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что Шахта «Краснокаменская» согласно выписке из ЕГРЮЛ была ликвидирована 11.07.2012, на день ликвидации шахты были составлены списки домов, подлежащих сносу, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, в которых истец не указана. Ввиду того, что постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года предусмотрены исчерпывающие основания для уточнения списков, и такого пункта как «дообследование домов» не предусмотрено, соответственно, не имеется и правовых оснований для включения истца в списки граждан, подлежащих переселению с подработанной территории.
На апелляционную жалобу возражения не поданы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Учитывая, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, отсутствие неявившихся лиц не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Между сторонами возникли правоотношения, регулируемые Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20 июня 1996 года №81-ФЗ и принятыми в его развитие Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года №840 и от 13 июля 2005 года №428.
Так, названным Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности, под которыми понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также по решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (ст. 1). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации (ст. 5).
В частности, п. п. «б» п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, в качестве одного из направлений программы местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 №428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 года угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 года шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в г.г. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил).
В соответствии с пунктом 8 Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
В силу пункта 8 приведенных Правил с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2016 № 976 «О внесении изменения в пункт 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 12 Правил).
В соответствии с пунктом 5 раздела II постановления Госстроя России от 20 февраля 2004 г. № 10 «Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных» к ветхим жилым домам относятся:
а) полносборные, кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше 70 процентов;
6) деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов.
Степень физического износа определяется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Остапенко Т.С. является собственником жилого дома, общей площадью 43,6 кв.м., и земельного участка, общей площадью 738 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от 29.07.2011, сделка и право собственности прошли государственную регистрацию, записи регистрации №
Остапенко Т.С. зарегистрирована и постоянно проживает в указанном доме с 08.07.2011.
Жилой дом по адресу: <адрес> расположен в зоне подработки ликвидированной шахты «Краснокаменская».
По сведениям ЕГРЮЛ юридическое лицо ООО «Шахта «Краснокаменская» прекратило свою деятельность 11.07.2012.
В Список граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты «Краснокаменская», согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ от 24.06.2016 № 84 по состоянию на 24.06.2016 Остапенко Т.С. не включена.
В соответствии с заключением СФ АО ВНИМИ № 102-2/з от 04.12.2020 «Оценка степени влияния подземных горных работ шахты «Дальние горы» и шахты «Краснокаменская» на техническое состояние жилых домов с выдачей рекомендации по их сохранению или сносу», заказчиком которого является Управление городского развития Киселевского городского округа, жилой дом, расположенный <адрес> признан «подработанным ветхим» и рекомендуемым к сносу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 №428 в связи с влиянием подземных горных работ шахты «Краснокаменская».
Разрешая спор, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установив, что право пользования жилым домом по <адрес> возникло у истца до прекращения деятельности ООО «Шахта «Краснокаменская» и формирования списков граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты «Краснокаменская», истец была зарегистрирована и проживала по месту жительства по адресу: <адрес> на момент принятия решения о ликвидации шахты «Краснокаменская» (11.07.2012), проживает в указанном доме в настоящее время, заключением СФ АО ВНИМИ № 102-2/з от 04.12.2020 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан подработанным ветхим и подлежащим сносу в связи с влиянием подземных горных работ ООО «Шахта «Краснокаменская», истец не имела и не имеет в собственности иных жилых помещений, пригодных для проживания, не приобрела право пользования иным жилым помещением, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Управление городского развития Киселевского городского округа обязанности включить Остапенко Т.С. в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Краснокаменская» и заключить с Остапенко Т.С. договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчета стоимости жилья 33 кв.м. на семью из одного человека.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части решения.
Судебная коллегия соглашается с выводами ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 2016 ░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░», ░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░», ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░. 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4 ░░. 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 327.1, ░░. 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░