дело № 2А-37/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года Ширинский районный суд с. Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А.,
при секретаре Носакиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» к администрации Ефремкинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о признании недействительным постановления № 26 – п от 28 марта 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Согласно заявленных требований, административным истцом осуществляется управление государственным природным заказником регионального значения «Июсский», созданным 14 августа 2000 года. Земельный участок с кадастровым номером № находящийся в пользовании Тухтарова С.В., расположен внутри границ заказника «Июсский». Постановлением администрации Ефремкинского сельсовета № 26 – п от 28 марта 2017 года изменена категория земель в отношении данного земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов. В соответствии с Генеральным планом Ефремкинского сельсовета, утвержденного решением Совета депутатов Ефремкинского сельсовета № 106 от 27 декабря 2012 года, указанный земельный участок не входит в состав территории населенного пункта. Кроме того, этот Генеральный план, в нарушение положений п.2 ч.2 ст.25 Градостроительного кодекса РФ, не согласован с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия. С учетом изложенного, постановление от 28 марта 2017 года вынесено неправомерно, а потому административный истец просит признать его недействительным и обязать Управление Росреетсра по Республике Хакасия осуществить действия по аннулированию в Едином государственном реестре недвижимости сведения об изменении категории земель на основании оспариваемого постановления.
В судебном заседании представитель административного истца Семенова Н.Б. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно указав, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Ефремкинского сельсовета, предоставленный Тухтарову С.В. земельный участок не входит в границы населенного пункта.
Представитель административного ответчика Майнагашев Р.А. исковые требования не признал, в обоснование возражений пояснив, что Генеральный план Ефремкинского сельсовета недействителен, поскольку он не прошел публичное слушание и надлежащим образом не утвержден. Границы населенного пункта – села Ефремкино, установлены Правилами землепользования и застройки Ефремкинского сельсовета, утвержденными 04 июня 2013 года, согласно которых земельный участок с кадастровым номером № вошел в границы населенного пункта, а потому категория данного участка изменена правомерно.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании отсутствовали. Представителем данного лица Ощепковой Н.Э. заявлено суду ходатайство о проведении судебного заседание без непосредственного участия представителей заинтересованного лица и предоставлен суду отзыв на заявленные требования, согласно которого Управлением Россреестра по РХ изменена в Едином государственном реестре недвижимости категория земельного участка с кадастровым номером № на основании Постановления администрации Ефремкинского сельсовета от 28 марта 2017 года и предоставленной административным ответчиком информации в подтверждение местоположения земельного участка в границах населенного пункта.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Тухтарова С.В. – Канзычаков Н.Д., также требования административного иска не признал, указав, что до 2011 года управление заказником «Июсский» осуществлялось госкомитета по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия. Председатель данного органа согласовал выбор Тухтаровым С.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства был согласован председателем, на тот момент осуществлявшего управление заказником «Июсский», что подтверждается соответствующим актом предварительного согласования от 16 декабря 2005 года. Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
20 июля 2006 года между администрацией муниципального образования Ширинский район (арендодатель) и Тухтаровым С.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, согласно которому арендатор принял от арендодателя земельный участок общей площадью 24 504 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Ефремкино, южнее развилки Коммунар – Ефремкино, для ведения личного подсобного хозяйства.
27 апреля 2012 года между сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору аренды, по дополнительному соглашению срок аренды продлен до 18 июля 2055 года.
23 марта 2017 года Тухтаров С.В. обратился в адрес главы Ефремкинского сельсовета с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.
28 марта 2017 года администрацией Ефремкинского сельсовета принято постановление № 26-п, согласно которого категория земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Ефремкино, южнее развилки Коммунар – Ефремкино, изменена с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов».
Как следует из доводов административного ответчика, указанное решение вынесено на основании того, что земельный участок с кадастровым номером №, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Ефремкинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия находится на территории населенного пункта - села Ефремкино.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
При этом установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (ч. 1 ст. 8 Закона N 172-ФЗ).
В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения.
Согласно ст.ст. 24 и 28 ГрК РФ, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст.28 данного Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 ГрК РФ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В силу ч. 7 ст. 28 ГрК РФ заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
В соответствии с п.п. 2 и 3 ч.2 ст. 25 ГрК РФ, проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если в соответствии с указанным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения, а также на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.
Решением Совета депутатов Ефремкинского сельсовета № 106 от 27 декабря 2012 года утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Ефремкинский сельсовет.
Вместе с тем, как следует из доводов административного ответчика, процедура утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки были нарушены, вследствие чего Правила землепользования и застройки Ефремкинского сельсовета были утверждены Решением Совета депутатов Ефремкинского сельсовета № 126 от 04 июня 2013 года, а Решением Совета депутатов Ефремкинского сельсовета № 71 от 18 декабря 2017 года отменено решение № 106 от 27 декабря 2012 года.
Также суд считает необходимым отметить, несмотря на то, что земельный участок с кадастровым номером № относился к категории земель сельскохозяйственного назначения и находится на территории особо охраняемой природной территории регионального значения, проект генерального плана, в нарушение положений п.п. 2 и 3 ч.2 ст. 25 ГрК РФ, с высшим исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия согласован не был.
Согласно содержания оспариваемого решения от 28 марта 2017 года № 26-п, оно принято в соответствии с Правилами землепользования и застройки Ефремкинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия.
В соответствии с доводами административного ответчика, при принятии решения имевшийся Генеральный план поселения не учитывался в связи с его порочностью, а предполагалось, что границы с. Ефремкино установлены Правилами землепользования и застройки Ефремкинского сельсовета, утвержденных Решением Совета депутатов Ефремкинского сельсовета № 126 от 04 июня 2013 года, именно в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером № вошел в границы территории с. Ефремкино.
Однако, п. 8 ст. 1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Содержание данной нормы, в совокупности с положениями п.п. 1 п. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ, прямо свидетельствует о том, что границы населенного пункта устанавливаются при утверждении генерального плана, а не правил землепользования и застройки.
Согласно исследованных Правил землепользования и застройки Ефремкинского сельсовета, данными Правилами границы населенных пунктов не установлены.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что надлежащим образом в установленном законом порядке границы села Ефремкино изменены не были, что дает основания полагать о не вхождении земельного участка с кадастровым номером № в границы данного поселения и об отсутствии оснований для изменения категории земель этого участка в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 8 Закона N 172-ФЗ и абз. 8 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ.
Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов о переводе земель из одной категории в другую (ч. 3 ст. 8 Земельного кодекса РФ).
Со стороны административного ответчика заявлено о пропуске административным истцом срока обращения в суд, поскольку оспариваемое решение опубликовано на официальном сайте администрации Ефремкинского сельсовета и с этого момента начал течь срок его обжалования.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 указанной статьи).
Вместе с тем, в данном случае суд находит уважительной причину пропуска административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением в суд и считает необходимым данный срок восстановить, поскольку усматривает обоснованным довод административного истца о том, что непосредственно о нарушении права ему стало известно после привлечения судом к участию в деле, по иску Тухтарова С.В. к Управлению Росреестра по РХ, в качестве заинтересованного лица, о чем свидетельствует судебное определение от 01 сентября 2017 года.
Представителем заинтересованного лица Тухтарова С.В. также высказан довод о том, что оспариваемым решением права административного истца не нарушаются. В подтверждение указанного довода указывает, что выбор Тухтаровым С.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства был согласован председателем госкомитета по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия, на тот момент осуществлявшего управление заказником «Июсский», что подтверждается соответствующим актом предварительного согласования от 16 декабря 2005 года.
В силу ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.4 ст.218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.01.2011 N 07 создано Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия".
В соответствии с п.2.2 Устава данного учреждения, основными целями деятельности Учреждения являются: выполнение функций по организации и обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, их охране, осуществлению мер на территории Республики Хакасия по сохранению и восстановлению биологического и ландшафтного разнообразия, уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов животного и растительного мира, в том числе включенных в Красную книгу Республики Хакасия, а также организация их использования в эколого-просветительских целях
Для достижения указанных целей учреждение осуществляет в том числе охрану особо охраняемых природных территорий в соответствии с положениями об этих территориях (п.2.3 Устава).
Согласно постановлению Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 г. № 146 на территории Ширинского района организован государственный природный зоологический заказник «Июсский» площадью 30 тыс. га.
Также этим постановлением утверждено Положение о данном заказнике, где указано, что он выполняет функции поддержания целостности естественных сообществ, сохранения, воспроизводства и восстановления ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении, а также редких и исчезающих видов диких животных (п. 1.1 Положения). Управление заказником «Июсский» осуществляется Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» (п. 1.2 Положения).
Как следует из предоставленной административным истцом кадастровой выписки, земельный участок с кадастровым номером № находится на особо охраняемой природной территории регионального значения – на территории государственного природного зоологического заказника «Июсский», зоне с особыми условиями использования территорий.
Суд, на основании ч.1 ст.64 КАС РФ, находит установленным обстоятельство, согласно которого необоснованное изменение категории земель на территории заказника в данном случае противоречит целям и задачам создания заказника, а потому имеет место быть нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, вопреки доводам представителя заинтересованного лица, само по себе утверждение председателем госкомитета по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия в 2005 году выбора Тухтаровым С.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства не исключает наличие вышеуказанного нарушения прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, изложенное дает основания полагать, что требования административного иска основаны на законе, обоснованы по сути, а потому подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░ 2017 ░░░░ № 26 – ░ «░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░ 2017 ░░░░ № 26 – ░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░. ░ 23 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░