Решение по делу № 2-200/2016 от 03.08.2016

Дело 2-200/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

--                          29 сентября 2016 года

Мазановский районный суд -- в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,

при секретаре --3,

с участием:

помощника прокурора -- --4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора -- в интересах несовершеннолетнего --1 и его законного представителя --2 к Государственному казенному учреждению -- Управлению социальной защиты населения по --, Министерству социальной защиты населения --, Государственному учреждению Амурское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о признании за --2 право в назначении и выплате компенсации расходов, произведенных за проезд за счет собственных средств к месту лечения и обратно, обязании Министерства социальной защиты населения -- произвести --2 выплату компенсации расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств к месту лечения и обратно,

УСТАНОВИЛ:

-- в интересах несовершеннолетнего --1, его законного представителя --2 обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обосновании которого указал, что прокуратурой -- проведена проверка по обращению --2 на действия государственного казенного учреждения -- - управление социальной защиты населения по -- в части отказа компенсации расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств.

Установлено, что --2 является матерью ребенка - инвалида --1, -- года рождения. Согласно выписному эпикризу ФГБУ «Российская детская клиническая больница» из истории болезни -- от -- у ребенка наиболее вероятно течение синдрома SESAME (сенсоневральная тугоухость, миклонус, гипомагнеземия), выписан под наблюдение невролога по месту жительства. На лечении --2 с ребенком находилась в период -- по --. Для прибытия к месту лечения и обратно несовершеннолетний --1 и сопровождавшая его --2 воспользовались авиатранспортом, что подтверждается маршрутными квитанциями пассажира от -- и от --, посадочными талонами. Общая стоимость авиаперелета составила 32 102 руб. Проездные билеты к месту лечения и обратно приобретались --2 самостоятельно за счет собственных средств. -- --2 устно обратилась в ГКУ -- - УСЗН по -- с просьбой о компенсации расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств к месту лечения и обратно, на что ей было отказано и разъяснено, что с -- полномочия по предоставлению гражданам социальной услуги в виде предоставления при наличии медицинских показаний, в том числе бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно передано ГУ - Амурскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ.

Вместе с тем, --2 в ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в соответствии с действующим на -- законодательством с заявлением на предоставление ей социальной услуги по предоставлению бесплатного проезда к месту лечения и обратно не обращалась, так как ранее по месту жительства обратившись за консультацией по данному вопросу в ГКУ УСЗН -- была введена в заблуждение.

Кроме того, направление её ребенка на обследование и лечение в ФГБУ «Российская детская, клиническая больница» в --, в связи с обострением болезни носило внеплановый характер, сама --2 не обладает соответствующими познаниями, сотрудниками больницы в --, где в тот период находился ребенок ей не были даны разъяснения, в связи, с чем авиабилеты были приобретены --2 за счет собственных средств.

Учитывая исключительность обстоятельств, при которых были приобретены авиабилеты, необходимость экстренного выезда в -- на лечение, нахождение на иждивении --2 ребенка-инвалида, возможно, сделать вывод о том, что --2 не нарушен порядок получения социальной услуги в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно.

Статьей 38 Конституции РФ предусмотрено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от -- № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - ФЗ № 178-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6.2 ФЗ № 178-ФЗ в состав предоставляемого детям-инвалидам, набора социальных услуг включается, в том числе бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Таким образом, предусмотренное положениями действующего законодательства право в назначении и выплате --2 компенсации расходов, произведенных за проезд за счет собственных средств должно быть реализовано.

Вместе с тем, при обращении --2 в ГКУ - УСЗН -- и ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ было отказано в компенсации расходов, произведенных ею при оплате стоимости проезда к месту лечения сына --1 и обратно.

С учетом того, что --2 имеет право в назначении и выплате компенсации за произведенные расходы по оплате к месту проведения лечения и обратно, и в соответствии со статьей 45 ГПК РФ, статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан, в том числе о защите нарушенного или оспариваемого права в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение;

В соответствии со ст. 11, 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Прокурор просит суд признать за --2 право в назначении и выплате компенсации расходов, произведенных за проезд за счет собственных средств к месту лечения и обратно в сумме 32 102 (тридцать две тысячи сто два) рубля; возложить обязанность на министерство социальной защиты населения -- произвести --2 выплату компенсации расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств к месту лечения и обратно в сумме 32 102 (тридцать две тысячи сто два) рублей.

Сторона ответчика УСЗН по -- в представленном отзыве исковые требования не признало, указав, что с -- государственные услуги по предоставлению инвалидам бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно переданы Фонду социального страхования РФ. В учреждении с -- вывешена информация для граждан, о необходимости обращения за получением данной услуги в Амурское региональное отделение фонда социального страхования с указанием номера контактного телефона, либо в Многофункциональный центр --.

По их мнению, гражданка --2 могла бы обратиться в заявительной форме с предоставлением необходимого пакета документов, в Фонд социального страхования РФ в период с -- по -- для получения бесплатного проезда к месту лечения и обратно, согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от -- --. Однако она этого не сделала.

В период с -- по -- гражданка --2 в их учреждение в устной или письменной форме, по каким либо вопросам, не обращалась. Все обращения граждан фиксируются в Программном комплексе «Адресная социальная помощь», что подтверждается распечаткой из вышеуказанного Программного комплекса.

Согласно Постановлению -- от -- -- «Об утверждении Порядка оплаты проезда инвалидам, а также лицам, их сопровождающим, авиационным транспортом к месту лечения и обратно» (далее -Порядок) --ю принято решение о дополнительных мерах социальной поддержки жизнедеятельности инвалидов, а именно осуществление выплаты компенсационного характера инвалидам, а также лицам, их сопровождающим, в части проезда авиационным транспортом к месту лечения и обратно, под местами лечения (пункт 2 вышеуказанного Порядка) понимается получение специализированной медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной медицинской помощи).

Компенсация выплачивается только при обязательной подаче заявления на бумажном носителе, к которому необходимо приложить документы.

В данном случае гражданка --2 в их Учреждение за получением компенсационных выплат за проезд авиационным транспортом к месту лечения и обратно не обращалась, также отсутствуют документы, подтверждающие получение специализированной медицинской помощи (высокотехнологичной медицинской помощи), что является одним из необходимых условий для получения компенсации. Считают, что ни министерством социальной защиты населения --, ни ГКУ УСЗН по --, ни ГУ Амурское региональное отделение фонда социального страхования РФ законные права и интересы --1 и его матери --2 не нарушали.

Сторона ответчика Министерство социальной защиты населения -- в представленном письменном возражении исковые требования прокурора не признала, поясняя, что министерство по настоящему спору не является надлежащим ответчиком, поскольку, в силу закона, с -- министерство не наделено федеральными полномочиями по оплате стоимости проезда граждан к месту лечения и обратно.

Исполнение части полномочий Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществлялось министерством с -- в связи с передачей государственных полномочий. Указанные полномочия были переданы соглашением «между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и -- о передаче -- осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от -- ---р (далее - Соглашение).

Из пункта 1.3. части 1 статьи 2 Соглашения следовало, что порядок предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путевок и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно устанавливается -- с учетом Порядка предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путевок и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно части 1 и части 3 статьи 5 Соглашения, исполнение переданных полномочий осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету -- в форме субвенций, в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Расходование субвенций, предоставляемых бюджету -- из федерального бюджета для осуществления федеральных полномочий, определенных Соглашением, осуществлялось в порядке, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку с -- исполнение полномочий по предоставлению отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения (в том числе санаторно-курортного лечения) и обратно по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, возложено на Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, субвенции из федерального бюджета на осуществление вышеуказанных федеральных полномочий, начиная с 2016 года, в бюджет -- не поступают. Финансирование исполнения указанных полномочий из федерального бюджета в 2016 году производится уже ни министерству, а Фонду. Просили рассмотреть дело без участия представителя.

Сторона ответчика ГУ Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в представленном письменном отзыве исковые требования прокурора не признала, указав, что в связи с отказом -- от реализации с --, Соглашения с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации о передаче части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от -- ---р, постановлением -- от -- -- признано утратившим силу с -- Постановление -- от -- -- «Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения (в том числе санаторно-курортного лечения) и обратно по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также назначения и выплаты компенсации расходов на проезд, произведенных за счет собственных средств граждан» (далее - Постановление --).

Утративший силу нормативный акт регионального уровня содержал положения, предусматривающие возможность получения компенсации в размере фактически понесенных расходов на оплату перелета воздушным транспортом при наличии пассажирского железнодорожного сообщения, но не более стоимости проезда железнодорожным транспортом по аналогичному маршруту (п.п. 14-15 Постановления --).

Из искового заявления и копий документов, приложенных к нему, следует, что ГАУЗ АО «Амурская областная детская клиническая больница» (далее - АОДКБ) выдало --1 направление на госпитализацию. При этом, Талон -- ни АОДКБ, ни Министерством здравоохранения -- предоставлен не был.

В исковом заявлении не указано, обращалась ли законный представитель --1 - --2 в АОДКБ и (или) Министерство здравоохранения -- с заявлением о предоставлении ему бесплатного проезда и Талона --, заявляла ли о правах на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, воспользовалась ли правом на бесплатный проезд к месту лечения и обратно или отказалась от него.

Таким образом, из искового заявления не ясно какие права и законные интересы --1 и кем конкретно были нарушены.

При этом законный представитель --1 - --2 в региональное отделение с заявлением о предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно --1 и себе, как лицу, сопровождающему ребенка-инвалида, не обращалась, направление на лечение и Талон -- не предоставляла (процедура, предусмотрена пунктом 4.4.Порядка --). Соответственно региональное отделение в отношении --1 никаких решений не выносило, какие-либо документы по обеспечению --1 и сопровождающего его лица бесплатным проездом к месту лечения и обратно в Амурском региональном отделении отсутствуют.

При обращении --2 в региональное отделение с заявлением о предоставлении --1 государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда к месту лечения и обратно вышеуказанная государственная услуга была бы ему оказана в установленном Федеральным законом № 178-ФЗ порядке.

Кроме этого законодатель, определяя порядок оказания гражданам государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда к месту лечения и обратно, установил право гражданина получить указанную государственную услугу исключительно в натуре. Компенсация за самостоятельное приобретение билетов к месту лечения и обратно в Федеральном законе № 178-ФЗ и других вышеуказанных нормативно-правовых актах не предусмотрена.

Таким образом, требование прокурора в интересах --1 и его законного представителя --2 о компенсации ей стоимости проезда к месту лечения и обратно не основаны на законе. Просили рассмотреть дело без участия представителя.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения -- по доверенности --5 в представленном письменном отзыве указала, что Приказом Минздрава России от -- --н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы» (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 17 Порядка установлено, при направлении пациента в принимающую медицинскую организацию оформление на пациента талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (далее - Талон на оказание ВМП) с применением специализированной информационной системы обеспечивает принимающая медицинская организация с прикреплением комплекта документов.

Согласно протоколу ФГБУ «Российская детская клиническая больница» -- от -- заседания врачебной комиссии по отбору пациентов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи --1 был приглашен на лечение в ФГБУ «Российская детская клиническая больница» на оказание медицинской помощи за счет федерального бюджета.

-- министерством здравоохранения -- в подсистеме мониторинга реализации государственного задания по оказанию ВМП за счет средств федерального бюджета (далее - Подсистема) по рекомендации ФГБУ «Российская детская клиническая больница» был открыт талон --.0000.02466.162 на --1.

Министерство здравоохранения области готово предоставить талон --, законному представителю несовершеннолетнего ребенка --1, --6 на получение бесплатных проездных документов к месту лечения и обратно.

На основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия представителя Министерства социальной защиты населения --, ГКУ АО УСЗН по --, представителя ГУ Амурское региональное отделение фонда социального страхования РФ, Министерства здравоохранения --, просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить иск в полном объёме.

В судебном заседании истица --2 на исковых требованиях настаивала, пояснив, что её сын --1 являлся инвалидом детства, состоял на учете у невролога, и они периодически проходили стационарное лечение в -- больнице. Состояние здоровья ухудшалось, в связи, с чем было принято решение о направлении на лечение в --, были собраны все необходимые документы и ее поставили в известность, что направление на лечение будет на май 2016 года. В декабре 2015 года, она лично обращалась в учреждение социальной защиты населения в --, для решения вопроса об оплате проезде к месту лечения и обратно. Одна из сотрудниц ей пояснила, что приобретать билеты необходимо за свой счет, после прибытия стоимость проезда компенсируется. В марте 2016 года она с ребенком находилась на лечении в детской областной больнице, состояние ребенка резко ухудшилось, был сделан запрос, и дата госпитализации перенесена на более ранний срок. -- ее поставили в известность, что госпитализация назначена на --, в связи с чем, она самостоятельно приобрела билеты, и -- она и сын из -- вылетели в --, их сопровождали врач и медицинская сестра. В этот же день ребенка госпитализировали в больницу. На лечении он находился с 30 марта по --. Средства, затраченные на проезд по маршруту Благовещенск-Москва-Благовещенск на нее и сына составили 32102 рублей.

Представитель ответчика --7 УСЗН по -- настаивала на доводах, указанных в письменном отзыве на исковое заявление, считает, что --10 нарушен порядок получения данной социальной гарантии. Кроме того, --10 после приезда с лечения не обращалась к ним с заявлением о компенсации стоимости проезда к месту лечения. Обращение --10 с заявлением о компенсации стоимости проезда ребенка инвалида и сопровождающего лица к месту лечения и обратно, имело место в августе 2016 года. Данное заявление было рассмотрено и -- принято решение о частичной компенсации --10 проезда к месту лечения и обратно, как к малообеспеченной семье, в сумме 15401 рублей.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что --1, -- года рождения, являющийся ребенком-инвалидом и проживавший в --, относился к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на основании пп. 9 ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от -- № 178-ФЗ.

В соответствии с выписным эпикризом из истории болезни --, --1 в период с -- по -- проходил лечение в ФГБУ «Российская детская клиническая больница», расположенное по адресу --,117.

Оплату расходов на проезд к месту лечения и обратно в -- в сумме 32 102 (тридцать две тысячи сто два) рубля произвела --2, в связи с чем, прокурор -- обратился в суд с вышеуказанным иском.

В силу ч. 1 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН -- и вступившей в силу для Российской Федерации --, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Конвенцией гарантируется право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ч. 1 ст. 23 и ч. 1 ст. 27).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с Федеральным законом от -- № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от -- № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее ФЗ № 178-ФЗ), так в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 6.1 указанного федерального закона, к числу граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесены дети - инвалиды.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Одним из основных направлений реабилитации инвалидов является медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение (ст. 9 Закона).

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (ст. 10 и 13 Закона).

В силу п. 9 ст. 6.1, ч. 1 п. 2 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3, ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона от -- № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды. В состав набора социальных услуг включается бесплатный проезд ребенка-инвалида и сопровождающего его лица на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от -- -- утвержден «Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний».

Согласно утвержденному порядку органом исполнительной власти Российской Федерации в сфере здравоохранения на основании выписки из истории болезни и заключения о результатах проведенных обследований гражданина оформляется и выдается этому гражданину направление на лечение в медицинское учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, и заполняется талон --, который предоставляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно (п. п. 1 - 5 Порядка).

В соответствии с Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от -- --, предоставление гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, связанных с бесплатным проездом на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, является расходным обязательством Российской Федерации. Указанные средства федерального бюджета предусматриваются для Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год и распределяются по территориальным органам данного Фонда (п. п. 1, 4, 19 Правил).

В подп. «б» п. 11 названных Правил предусмотрено, что средства на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно, в том числе на авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.

Аналогичные положения в части проезда на авиационном транспорте содержатся в п. 4.2 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от -- --.

Согласно п. 14 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее по тексту - Административный регламент), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от -- --н, для предоставления заявителю бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения заявителем представляются направление к месту лечения для получения медицинской помощи и (или) талон --, формы которых предусмотрены приложением -- к Порядку направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от -- --.

Таким образом, Федеральным законом «О государственной социальной помощи», детям-инвалидам гарантировано право на получение социальной услуги в виде бесплатного проезда ребенка-инвалида и сопровождающего его лица к месту лечения и обратно в медицинском учреждении, подведомственном федеральным органам исполнительной власти, на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в -- регулируется Постановлением -- от -- -- «Об утверждении Порядка оплаты проезда инвалидам, а также лицам, их сопровождающим, авиационным транспортом к месту лечения и обратно».

Согласно п. 2 Постановления -- от -- -- «Об утверждении Порядка оплаты проезда инвалидам, а также лицам, их сопровождающим, авиационным транспортом к месту лечения и обратно», обеспечение выполнения Порядка, утвержденного настоящим постановлением возложено на Министерство социальной защиты населения --.

Согласно п. 5 Порядка оплаты проезда инвалидам, а также лицам, их сопровождающим, авиационным транспортом к месту лечения и обратно, утвержденного Постановлением -- от -- -- (далее Порядок), право на выплату компенсации имеют инвалиды (в том числе дети-инвалиды), проживающие на территории --, при наличии заключения врачебной комиссии о необходимости транспортировки инвалида, ребенка-инвалида к месту лечения и обратно авиационным транспортом, обратившиеся за компенсацией не позднее 30 календарных дней с даты выдачи документа, подтверждающего получение специализированной медицинской помощи (высокотехнологичной медицинской помощи), и не отказавшиеся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от -- № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», за исключением граждан, имеющих право на бесплатный проезд авиационным транспортом к месту лечения и обратно в соответствии с подпунктом «б» пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской

Федерации от -- --.

Согласно п. 7 Порядка, заявление на выплату компенсации (далее - заявление) подается на бумажном носителе инвалидом (его представителем), законным представителем ребенка-инвалида в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по месту жительства (далее - ГКУ-УСЗН) по форме, утвержденной министерством.

В соответствии с п. 13, Министерство регистрирует поступившие заявления и документы в журнале регистрации заявлений в день их поступления в министерство. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления в министерстве проверяет: комплектность и достоверность представленных документов; факт получения инвалидом (ребенком-инвалидом) социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от -- № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», используя сведения, представляемые государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по --.

В силу п. 14 Порядка, по результатам проверки заявления и прилагаемых к нему документов министерство в срок, установленный абзацем вторым пункта 13 настоящего Порядка, принимает одно из следующих решений: о выплате компенсации; об отказе в выплате компенсации.

Согласно п. 19 Порядка, финансовое обеспечение выплаты компенсации осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы.

Исходя из справки серии МЭС-2011 -- --1, -- года рождения, проживающий --, является инвалидом, инвалидность установлена на срок до --.

Согласно свидетельству о смерти серии I-ОТ -- --1, -- года рождения умер --, актовая запись -- от --.

В соответствии с представленным направлением на госпитализацию Государственного автономного учреждения здравоохранения -- «Амурская областная клиническая больница», --1, -- года рождения, был направлен для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в ФГБУ «Российская детская клиническая больница» Минздрава России.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что --1 являлся ребенком - инвалидом, нуждался в госпитализации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в ФГБУ «Российская детская клиническая больница» Минздрава России. В целях получения необходимого лечения его матерью --2 в период с -- по -- понесены самостоятельные расходы на проезд к месту нахождения медицинского учреждения авиационным транспортом по маршруту «Благовещенск – Москва и Москва - Благовещенск», размер которых с учетом стоимости проезда ребенка - инвалида и сопровождающего его лица составил 32 102 (тридцать две тысячи сто два) рубля, что подтверждается проездными документами.

В возмещении указанных расходов, как указано в исковом заявлении, ответчик ГКУ АО Управление социальной защиты населения по -- истице --2 отказал, поскольку с -- полномочия по предоставлению гражданам социальной услуги в виде предоставления при наличии медицинских показаний, в том числе бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно передано ГУ – Амурскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, а также отсутствием устного или письменного обращения --2 в адрес ГКУ АО Управление социальной защиты населения по -- в 2016 году по каким-либо вопросам.

Согласно информации прокуратуры -- от -- за ---ж/16, в ходе проведенной проверки по обращению --2 в части нарушения прав ребенка-инвалида --1 на обеспечение социальной услугой – бесплатным проездом к месту лечения и обратно сотрудниками ГАУЗ АО «Амурская областная детская клиническая больница», ГАУЗ АО «Амурская областная детская клиническая больница» представила письменную информацию о том, что -- был направлен запрос о возможности направления пациента --1. -- года рождения на консультацию в ФГБУ «российская детская клиническая больница», -- был получен вызов на -- с госпитализацией по линии обязательного медицинского страхования.-- по тяжести состояния ребенка был направлен запрос для переноса даты госпитализации на более ранние сроки. По результатам этого запроса родителям было сообщено о переносе даты госпитализации на -- по линии обязательного медицинского страхования. Ребенок был госпитализирован, а -- в Министерство здравоохранения -- был направлен вызов на -- для оказания высокотехнологичной медицинской помощи --1, -- года рождения (диагноз: Дегенеративная болезнь нервной системы неуточненная) на основании Постановления Правительства Российской Федерации от -- -- «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год» и Приказа Минздрава России от -- --н (ред. от --) «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы». В соответствии с последним вызовом из АО ДКБ был направлен пакет документов для создания талона на ВМП в отдел организации медицинской помощи взрослому населению и реализации проектов. Дальнейшее оформление Талона на ВМП производилось в отделе организации медицинской помощи взрослому населению и реализации проектов министерства здравоохранения --. До выезда на лечение и после возвращения --2 не обращалась к заведующему психоневрологическим отделением АО ДКБ с вопросом о механизме возврата денег за приобретение авиабилетов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что --1 являясь ребенком-инвалидом, имел право на получение гарантированного набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд с сопровождающим лицом междугородным транспортом к месту лечения и обратно.

В судебном заседании со слов истца --2 установлено, что её обращение в Фонд социального страхования имело место после возвращения с лечения. С этой целью -- она оформила доверенность на старшего сына – --8, именно он обращался в Фонд социального страхования --, но ему было отказано, поскольку нарушен порядок получения талона -- на проезд к месту лечения. Все обращения истца и его представителя, как Фонд социального страхования, так и в учреждения Министерства социальной защиты населения носили устный характер.

Необходимость приобретения --2 авиабилетов за свой счет возникла именно в результате не обеспечения ответчиками права --1 на бесплатный проезд с сопровождающим лицом по причинам, за которые истец не отвечает.

--ным документам (авиабилетов), --2 и несовершеннолетний --1 выехали в ФГБУ «Российская детская клиническая больница» Минздрава России --. После прибытия в лечебное учреждение --1 был госпитализирован.

Вызов в Министерство здравоохранения -- на -- был направлен --, поскольку в это время --2 находилась с --1 в ФГБУ «Российская детская клиническая больница» Минздрава России --, она физически не могла соблюсти процедуру получения талона -- на получение бесплатного проезда.

Таким образом, судом установлено, что у --2 и --1 имелось право на получение бесплатного проезда авиатранспортом. Однако воспользоваться данным правом, она не смогла в силу сложившихся обстоятельств. Суд не принимает во внимание, ссылку ответчиков на то обстоятельство, что --2 нарушила заявительный порядок обращения за предоставлением государственной услуги, так как выезд в -- ФГБУ «Российская детская клиническая больница» носил исключительно срочный характер, что было связано с ухудшением здоровья --1. При установленных в судебном заседании обстоятельствах --10 не имела возможности реализовать свое право путем обращения в территориальное отделения Фонда социального страхования РФ, более того в судебном заседании --10 пояснила, что и сопровождающий их врач к месту лечения разъяснила ей о необходимости сохранять посадочные талоны от авабилетов, с целью компенсировать в последующем проезд к месту лечения и обратно.

Ссылки Министерства здравоохранения -- о возможности в настоящее время предоставить законному представителю --10 имеющийся открытый талон -- на имя --1, на получение бесплатных проездных документов, на день рассмотрения дела, утратили свою актуальность и необходимости в них.

Доводы представителя ответчика учреждения Министерства социальной защиты населения о том, что компенсация проезда инвалидов к месту лечения и обратно возможна только при оказании специализированной медицинской помощи (в том числе высокотехнологической медицинской помощи), а --1 такая помощь не была оказана, опровергаются следующим. В соответствии с пун.2 Порядка оплаты проезда инвалидам, а также лицам, их сопровождающим, авиационным транспортом к месту лечения и обратно, утв.постановлением -- -- от -- - «Под местами лечения в настоящем Порядке понимаются места получения специализированной медицинской помощи (в том числе высокотехнологической медицинской помощи), клиники, центры высокотехнологической медицинской помощи, федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения и оказывающие специализированную медицинскую помощь». В данном случае указан, перечь мест лечения, Российская детская клиническая больница, куда направлялся --1 является Федеральным государственным бюджетным учреждением Минздрава России, таким образом, в перечень мест лечения указных в п.2 Порядка она входит. Исходя из представленной копии протокола от -- за -- следует, что заседание врачебной комиссии по отбору пациентов на оказание высоко технологичной медицинской помощи подтвердило право ребенка инвалида --1 на выдачу талона на ВМП. В соответствии с представленными медицинскими документами --1 имел не уточненный диагноз, был доставлен -- в ФГБУ «Российская детская клиническая больница» в тяжелом состоянии, где ему была оказана медицинская помощь, в виде лечения, большой объем диагностических обследований, консультативных осмотров узких врачей специалистов, хирургическое вмешательство. Каких-либо сомнений в том, что оказанная медицинская помощь --1 не может считаться специализированной, у суда не возникло.

Финансовое обеспечение специализированной медицинской помощи в 2016 году осуществлялось в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от -- --. Разделом V Программы предусмотрено, что специализированная медицинская помощь осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Поскольку финансовое обеспечение бесплатного проезда инвалидов к месту лечения и обратно осуществляется Фондом социального страхования РФ, и не предусматривает компенсационный порядок возврата стоимости бесплатного проезда к месту лечения и обратно, тогда как постановлением правительства -- -- от -- предусмотрен и утвержден «порядок оплаты проезда инвалидам, а также лицам, их сопровождающим, авиационным транспортом к месту лечения и обратно» суд приходит к выводу о правомерности взыскания компенсации стоимости проезда в пользу истца с Министерства социальной защиты населения --, которое обеспечивает выполнения данного порядка. Поскольку иным способом восстановить нарушенное право ребенка-инвалида --1 не представляется возможным.

Согласно представленным проездным документам по маршруту -- --2 затратила 32 102 рубля. С целью соблюдения механизма возврата денежных средств к месту лечения и обратно, затраченных на проезд ребенка инвалида и сопровождающее лицо, прокуратурой были представлены копии заявлений --10 о возврате затраченных денежных средств, адресованные ГКУ управление социальной защиты населения по -- и региональный ФСС РФ, все заявления, датированы --. На момент рассмотрения дела официальных ответов на данные заявления --10 суду представлено не было.

Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что компенсация истцу --2 стоимости проезда в спорном размере не противоречит принципу добросовестного использования имеющегося права.

Суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований --2 частично. Поскольку согласно протоколу -- заседания комиссии по оказанию адресной социальной помощи ГКУ ОА Управление социальной защиты населения по -- от --, было принято решение об оказании адресной помощи --2 за проезд к месту лечения и обратно в сумме 15401 (пятнадцать тысяч четыреста один) рубль. В связи, с чем исковые требования --2 подлежат уменьшению на указанную сумму, поскольку по заявлению --10 ГКУ ОА Управление социальной защиты населения по -- заявление было рассмотрено, и именно с этой целью ей были выделены денежные средства. В судебном заседании --10 подтвердила, что данные денежные средства она получила, и выделялись они ей в целях компенсации расходов затраченных на проезд с ребенком инвалидом к месту лечения по маршруту ---Благовещенск. Поскольку часть расходов ей возмещена, суд полагает, что с целью восстановления прав ребенка инвалида необходимо компенсировать оставшуюся часть затраченных --2 денежных средств, на проезд к месту лечения и обратно в сумме 16701 рублей. В связи с чем, необходимо возложить обязанность на Министерство социальной защиты населения -- произвести --10 данную выплату компенсации расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств к месту лечения и обратно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора -- направленные в защиту прав и законных интересов --1 и его законного представителя --2, удовлетворить частично.

Признать за --2 право в назначении и выплате части компенсации расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств к месту лечения и обратно на сумму 16701 (шестнадцать тысяч семьсот один) рубль 00 копеек.

Обязать Министерство социальной защиты населения -- произвести --2 выплату компенсации расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств к месту лечения и обратно в сумме 16701 (шестнадцать тысяч семьсот один) рубль 00 копеек.

В остальной части исковых требований прокурору --, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через -- в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья Кузнецова Е.Г.

2-200/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Власова Т. В.
Власова Т.В.
Прокурор Мазановского района
Ответчики
ГКУ УСЗН по Мазановскому району
ГУ Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Другие
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
mazanovskiy.amr.sudrf.ru
03.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2016Передача материалов судье
05.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2016Подготовка дела (собеседование)
18.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2016Судебное заседание
23.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2016Судебное заседание
03.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2017Дело оформлено
16.01.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее