Решение по делу № 33-12152/2015 от 27.10.2015

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Косова Е.В. Дело № 33-12152

А-63

09 ноября 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.,

судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.

при секретаре Корнийчук Ю.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

гражданское дело по иску Розенберг Е.Е. к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска и Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении его в собственность,

по апелляционной жалобе представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска – Аксаментова Д.М.,

на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 09 июня 2015 года, которым постановлено:

«Признать незаконными отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в предоставлении Розенберг Е.Е. в собственность земельного участка с местоположением: г. Красноярск, Октябрьский район (зона Ж1), западнее земельного участка с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства.

Возложить обязанность на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка площадью 1134 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (зона Ж1), западнее земельного участка с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства на кадастровом плане территории и в течение одной недели после постановки земельного участка на кадастровый учёт предоставить Розенберг Е.Е. в собственность для индивидуального жилищного строительства указанный земельный участок.

Отменить меры в счет обеспечения иска Розенберг Е.Е. к Департаменту градостроительства администрации г.Красноярска о признании недействительным решения об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального строительства и обязании предоставить земельный участок было запрещено Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска совершать распорядительные действия, в том числе действия по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в отношении земельного участка с местоположением: г. Красноярск, Октябрьский район (зона Ж1), земельного участка с кадастровым номером , согласно определения суда от 13 января 2015 года.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Розенберг Е.Е. обратилась в суд с иском (с учетом изменения требований) к Департаменту градостроительства администрации г.Красноярска и Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании незаконным отказ Департамента градостроительства администрации г.Красноярска в предоставлении ей в собственность земельного участка с местоположением: г.Красноярск, Октябрьский район (зона Ж1), западнее земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100539:16 для индивидуального жилищного строительства и обязании ДМИЗО администрации г.Красноярска в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка площадью 1134 кв.м., расположенного по адресу: г.Красноярск, Октябрьский район (зона Ж1), западнее земельного участка с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства на кадастровом плане территории и в течение одной недели после постановки земельного участка на кадастровый учёт предоставить ей в собственность для индивидуального жилищного строительства указанный земельный участок.

Требования мотивировала тем, что является матерью троих детей. С целью реализации права на предоставление земельных участков многодетным гражданам, решением от 20.05.2014 года поставлена на учёт в органе местного самоуправления в качестве многодетного гражданина за № 3066. 04.07.2014г. обратилась в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с местоположением: г. Красноярск, Октябрьский район (зона Ж1), <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100539:16 под индивидуальное жилищное строительство. Однако получила отказ со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне жилой усадебной застройки (Ж1) и зоне автомобильного транспорта (ИТ2), на территории участка расположены объекты инженерного обеспечения, нежилое строение, частично участок расположен в пределах красных линий, с которым не согласна, поскольку Департамент обязан определить границы испрашиваемого земельного участка в зоне Ж1 и в пределах «красных линий» путём утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При визуальном осмотре испрашиваемого земельного участка на нём не обнаружено нежилое строение. Кроме того, действующим законодательством предусмотрен механизм предоставления права ограниченного пользования чужим земельным участком посредством установления сервитута. Таким образом, лицо, проложившее объект инженерного обеспечения, при наличии у него для этого всех необходимых разрешений, при необходимости может обратиться с требованием об установлении сервитута к правообладателю испрашиваемого земельного участка. Иные законные основания для отказа, отсутствуют.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска – Аксаментов Д.М. просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что истица не доказала факт нарушения ее законных прав и интересов ответчиком.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Розенберг Е.Е. – Голенцова Е.В., выразившего согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Розенберг Е.Е. 04.07.2014г. обратилась в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с местоположением: <адрес> (зона Ж1), <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером .

Из ответа от 01.08.2014г. № Р-8012-ек Департамента градостроительства администрации г. Красноярска на обращение истицы следует, что Розенберг Е.Е. отказано в предоставлении земельного участка по указанному адресу, поскольку в соответствии с основной картой градостроительного зонирования территории г. Красноярска испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне жилой усадебной застройки (Ж1) и зоне автомобильного транспорта (ИТ2); по сведениям данных информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) на территории испрашиваемого земельного участка расположены объекты инженерного обеспечения, нежилое строение, исходя из этого предоставлением земельного участка будут нарушены ст. 209 ГК РФ и ст. 36 ЗК РФ, которые защищают права собственников зданий и строений, расположенных на земельных участках; испрашиваемый земельный участок частично расположен в пределах красных линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.

    

Не согласившись с данным решением, Розенберг Е.Е. обратилась в суд.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Розенберг Е.Е. относится к категории граждан, имеющих в силу абз. 2 ч. 2 ст. 28 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 14.06.2011г. № 138-ФЗ) приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства земельные участки, поскольку является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО7, <дата> года рождения, ФИО8, <дата> года рождения и ФИО9, <дата> года рождения.

А поскольку истица с детьми проживают и зарегистрированы на территории Красноярского края по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 110-216, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Розенберг Е.Е. в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» имела право состоять на учете в качестве многодетного гражданина и обратиться с заявлением в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска о предоставлении земельного участка.

Удовлетворяя требования Розенберг Е.Е. о признании незаконным отказа Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, суд указал, что законных оснований для отказа не имелось.

Также суд указал, что Департамент не рассмотрел вопрос о возможности формирования по заявлению Розенберг Е.Е. земельного участка в пределах одной территориальной зоны (Ж1) с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков (в том числе «красных линий», наличия водоохранной зоны).

Судебная коллегия полагает верным выводы суда первой инстанции.

Так, в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 28 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 138-ФЗ) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

Согласно ч. 1 ст. 29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008г. многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка (ч. 2 ст. 29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008г.).

В соответствии с ч. 1 ст. 29.2 вышеуказанного Закона Красноярского края при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в п. 3 ст. 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.

Согласно п. «г» ч. 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются ограничение испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в обороте за исключением случая, если федеральным законом разрешено предоставлять этот земельный участок или земли в частную собственность.

Согласно ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу п. 4 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

При поступлении от гражданина, относящегося к указанной категории, заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в названном месте может быть образован только один участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Если в названном месте может быть образовано несколько земельных участков, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в двухмесячный срок со дня поступления заявления утверждает схемы в количестве, соответствующему количеству заявлений о предоставлении земельных участков в указанном месте, поступивших в месячный срок со дня поступления первого заявления (ст. 29.4 Закона).

Как следует из буквального толкования приведенной нормы права, многодетный гражданин в заявлении, предъявляемом им в орган местного самоуправления, обозначает лишь предполагаемые размеры и местоположение испрашиваемого земельного участка. А последний обязан рассмотреть вопрос о возможности формирования в интересующем заявителя районе одного или нескольких земельных участков с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков. В связи с этим являются несостоятельными доводы представителя Департамента, что исследованию подлежит вопрос о возможности предоставления земельного участка лишь в определенных заявителем границах.

Как следует из представленной Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска схемы расположения испрашиваемого земельного участка, он в большей своей части расположен в территориальной зоне (Ж1) и имеет частичное наложение на территориальную зону (ИТ2), а также выходит в части за «красные линии».

Давая оценку данным обстоятельствам и не принимая их во внимание, суд первой инстанции обоснованно указал, что они не нашли своего объективного подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Из представленных Департаментом сведений из ИСОГД на испрашиваемый земельный участок следует, что границы красных линий не утверждены.

Доказательств того, что земельный участок невозможно выделить при расположении только в территориальной зоне (Ж1) Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска не представлено.

Согласно заключения кадастрового инженера к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 25.12.2014г., испрашиваемый земельный участок имеет площадь 1134 кв.м., полностью расположен в территориальной зоне Ж1 между земельными участками (западнее) и (восточнее). По результатам визуального осмотра местности на вышеуказанном земельном участке отсутствует нежилая постройка, указанная на топографическом плане, земельный участок свободен от строений.

Также, согласно заключения ДМИЗО администрации г. Красноярска от 28.04.2015г., указанный земельный участок частично огорожен деревянным полуразвалившимся забором, строения отсутствуют.

Таким образом, доводы Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о нахождении на испрашиваемом участке каких-либо строений, своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что вынесенное Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска решение является неправомерным.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они сводятся к переоценке выводов суда, оснований для которой не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 09 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска – Аксаментова Д.М. без удовлетворения.

Председательствующий: Киселева А.А.

Судьи:                                     Белякова Н.В.

                                         Баимова И.А.

33-12152/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Розенберг Елена Евгеньевна
Ответчики
ДМИЗО адм.г. Ккрасноярска, Деп-т градостроительства
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Белякова (Ломова) Наталия Витальевна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
08.08.2020Судебное заседание
08.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2020Передано в экспедицию
11.08.2020Судебное заседание
11.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2020Передано в экспедицию
09.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее