Дело № 2-406/2020
Заочное РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2020 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска в составе :
Председательствующего судьи Ворсловой И.Е.
При помощнике судьи Веркошанской И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 22 военной прокуратуры армии (войсковая часть 56681) в интересах неопределенного круга лиц к Министерству Обороны РФ о понуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
Военный прокурор 22 военной прокуратуры армии (войсковая часть 56681) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству Обороны Российской Федерации, в котором просит признать незаконным бездействие Министерства Обороны Российской Федерации, выразившееся в необорудовании здания караульного помещения, здания казармы, солдатской столовой войсковой части 96777, входящей в состав Новосибирского соединения РВСН в <адрес>, автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях; обязать Министерство Обороны Российской Федерации к совершению действий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием вышеуказанных объектов автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях. В обоснование иска ссылается на то, что 22 военной прокуратурой армии, войсковая часть 56681 во исполнение задания военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения в Новосибирском соединении РВСН (войсковая часть 34148, <адрес>) проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, которой были выявлены нарушения законодательства. Проверкой с привлечением начальника инженерной технической службы, начальника пожарной службы войсковой части 96777 установлено, что в здании учебного корпуса войсковой части 96777, имеющего по генеральному плану №, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях. Вышеуказанное здание предназначается для проведения учебных занятий, подготовки к заступлению на боевое дежурство среди военнослужащих войсковой часть 96777, общая площадь составляет 202,9 кв.м. Ежедневно по рабочим дням посещаемость указанного здания составляет более 50 человек. Вместе с тем, с момента введения учебного корпуса в эксплуатацию и по настоящее время, последний автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения, и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях не оборудован. Аналогичные нарушения также были выявлены в ходе проверки казармы войсковой части 96777, имеющего по генеральному плану №, здания солдатской столовой - по генеральному плану №, где ежедневно по рабочим дням посещаемость указанных зданий составляет более 200 человек. Выявленные нарушения касаются безопасности людей, в связи с чем эксплуатация рассматриваемых объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара. Ранее 22 военной прокуратурой армии в Новосибирском соединении РВСН проводились проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, по результатам которых в адреса командира войсковой части 34148, командира войсковой части 43189, начальника филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по РВСН) вносились представления об устранении нарушений закона, в настоящее время здания необходимыми противопожарными системами не оборудованы.
Представитель истца - 22 военной прокуратуры армии (войсковая часть 56681) в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен (л.д.109), просит о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.115).
Представитель ответчика - Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.111), доказательств уважительности причин неявки в суд не представил.
Представители третьих лиц - Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо – командир войсковой части 34148 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены (л.д.109,110), доказательств уважительности причин неявки в суд не представили.
Представитель третьего лица – ФГКУ «СибТУИО» МО РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен (л.д.112), просит о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.117).
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства, в связи с отсутствием возражений представителя истца.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что 22 военной прокуратурой армии во исполнение задания военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения в Новосибирском соединении РВСН (войсковая часть 34148, <адрес>) проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. здание учебного корпуса (№ по генеральному плану), здание казармы (№ по генеральному плану), здание солдатской столовой (№ по генеральному плану) войсковой части 96777, входящей в состав Новосибирского соединения РВСН в <адрес>, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (л.д.68-копия).
ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. в адрес командира войсковой части 34148, ДД.ММ.ГГГГ. – в адрес командира войсковой части 43189,ДД.ММ.ГГГГ. – в адрес начальника филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по РВСН) вносились представления об устранении нарушений закона.
Доказательств того, что вышеуказанные нарушения в настоящее время устранены, здания оборудованы необходимыми противопожарными системами ответчиком, исходя из положений ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Согласно статье 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с абзацем 4 статьи 20 Закона о пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основу законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности, определяющего основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливающего общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения составляет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», что следует из части 1 статьи 1 названного федерального закона.
Пунктами 2 и 3 статьи 4 Технического регламента определено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Частью 4 статьи 4 Технического регламента предусмотрено, что в случае если положениями Технического регламента (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Технического регламента) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу, до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Технического регламента применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Исходя из положений статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом; 2) в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 54 Технического регламента системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
Приказом министра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены и введены в действие Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), приказом от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены и введены в действие Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03).
Нормы НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожарной сигнализации. Нормы НПБ 104-03 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 175 утвержден "Свод правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" СП 5.13130.2009", который введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом А.10 приложения к Своду правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" 5.121230.2009 в перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматической установкой пожарной сигнализацией входят помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ "Об обороне" воинские части входят в общий состав Вооружённых Сил Российской Федерации, а пунктом 1 статьи 26 определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путём ассигнований средств Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятии в области обороны.
Пунктом 31 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что Минобороны России является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него полномочий.
Из представленных письменных доказательств следует, что вышеуказанные объекты находятся в оперативном управлении ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ (л.д.14-44-выписки из ЕГРН, л.д.45-56-копия приказа Министра Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, л.д.57-67-копия передаточного акта).
При таком положении, поскольку выявленные нарушения касаются безопасности людей, эксплуатация спорных объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара, повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью военнослужащих, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, и обязанность Министерства Обороны РФ по обеспечению финансирования вышеуказанных работ не исполнена, доказательств обратного материалы дела не содержат, поэтому суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований военного прокурора в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198,235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░ 56681) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ №, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ №, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ № ░░░░░░░░░ ░░░░░ 96777, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ №, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ №, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ № ░░░░░░░░░ ░░░░░ 96777, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░ «░░░░░░░» ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-406/2020 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░ 77RS0021-01-2019-010550-88
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ «_____» ____________ 2020 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░