Решение по делу № 33-3279/2019 от 23.07.2019

Дело № 33-3279 судья Величко Е.В. 2019 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Кубаревой Т.В. и Комаровой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Дубининой Р.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

06 августа 2019 года

по докладу судьи Кубаревой Т.В.

дело по апелляционной жалобе Орловой Л.В. на решение Селижаровского районного суда Тверской области от 07 июня 2019 года, которым постановлено:

«Отказать в удовлетворении исковых требований Орловой Л.В. к ответчикам ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Селижаровского района, Министерству социальной защиты населения Тверской области, Администрации Селижаровского района, Администрации МО «Городское поселение - поселок Селижарово»: 1) об обязании ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Селижаровского района и Министерство социальной защиты населения Тверской области предоставить ей, как <данные изъяты>, вставшему на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в установленном порядке до 01.01.2005, меру социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидии на приобретение жилого помещения, или индивидуального жилого дома; 2) об обязании ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Селижаровского района и Министерства социальной защиты населения Тверской области включить ее в список граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты в текущем 2019 году; 3) об обязании ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Селижаровского района в течение десяти дней с даты утверждения списка граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты в текущем году, уведомить ее о предоставлении субсидии на приобретение жилья; 4) о признании незаконным бездействия ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Селижаровского района с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и Министерства социальной защиты населения Тверской области с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по предоставлению ей меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидии на приобретение жилого помещения или индивидуального жилого дома; 5) о признании незаконным указание в ведущихся ответчиками списках (реестрах) очередников на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидии на приобретение жилого помещения или индивидуального жилого дома времени постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ДД.ММ.ГГГГ и обязании ответчиков указать временем постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ; 6) о взыскании с Администрации МО Городское поселение-поселок Селижарово и Администрации Селижаровского района Тверской области в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей с каждого».

Судебная коллегия

установила:

Орлова Л.В. обратилась в суд с иском к ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Селижаровского района, Министерству социальной защиты населения Тверской области, Администрации Селижаровского района, Администрации МО «Городское поселение - поселок Селижарово» о защите конституционного права на жилище и компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она с мужем проживает в п.Селижарово Тверской области, и ДД.ММ.ГГГГ она состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время они зарегистрированы в доме знакомых по адресу: <адрес> а фактически проживают в нежилом помещении в здании бывшей конторы узла электросвязи по адресу: <адрес>, которое им предоставил работодатель - ОАО «Электросвязь» временно, без договора найма, в связи с отсутствием средств для приобретения жилья. Это здание фактически непригодно для проживания, имеет значительные разрушения фундамента и кирпичных опорных тумб, удерживающих перекрытия пола, имеет значительные повреждения несущих конструкций. В части помещений провалился пол и рухнули печи, везде протекает крыша, стены внутри здания покрыты грибком, нарушена прочность соединений, удерживающих потолок и пол, уничтожена (сгнила и развалилась) внутренняя планировка большей части здания, отсутствует благоустроенная придомовая территория, вместо нее болото.

Первоначально Орлова Л.В. была неправомерно включена в общую очередь на улучшение жилищных условий на основании постановления Главы Администрации п.Селижарово от ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, как <данные изъяты>, она имеет право на первоочередное получение жилья.

На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как <данные изъяты> была поставлена постановлением Главы Администрации городского поселения поселок Селижарово от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения Селижаровского районного суда от 22 июля 2008 года.

В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области, утвержденных постановлением Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 года № 275-па, действовавшего на момент постановки Орловой Л.В. на учет, и утратившего силу в связи с принятием постановления Правительства Тверской области от 03 декабря 2018 года № 338-пп органы местного самоуправления на основании сведений о состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях гражданах, указанных в пункте 4 этого Порядка (в том числе, инвалидах) и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, предоставляют в территориальные отделы социальной защиты населения списки этих граждан, в том числе, в целях выделения субсидий на приобретение жилья.

В нарушение пункта 6 указанного Порядка, на протяжении двух лет Администрацией п.Селижарово до ДД.ММ.ГГГГ предусмотренная информация об истце как <данные изъяты>, имеющем право на приобретение жилья за счет выделения субсидии, в территориальный отдел социальной защиты населения представлена не была, что подтверждается решением Селижаровского районного суда от 22 июля 2008 года по делу .

В период с момента принятия постановления Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 года № 275-па по 21 июля 2008 года органами местного самоуправления она была фактически лишена права на получение субсидии на приобретение жилья, как раз в тот период времени, когда субсидии активно выделялись.

ДД.ММ.ГГГГ Орлова Л.В. была извещена ГУ «Территориальный отдел социальной защиты населения» Селижаровского района о том, что она включена в Единый сводный реестр граждан Тверской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», однако до настоящего времени ее право как <данные изъяты> на приобретение в установленном законом порядке жилья, не реализовано, так как субсидия на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета ей не предоставлена, несмотря на то, что она стоит в очереди по Селижаровскому району под .

Полагая, что ответчиками нарушено ее конституционное право на жилье, Орлова Л.В. просила суд первой инстанции обязать ответчиков ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Селижаровского района и Министерство социальной защиты населения Тверской области предоставить ей, как <данные изъяты>, вставшему на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в установленном порядке до 01 января 2005 года, состоящему под в ведущемся ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Селижаровского района реестре граждан, имеющих право на получение субсидии на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, меру социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидии на приобретение жилого помещения, или индивидуального жилого дома; обязать ответчиков ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Селижаровского района и Министерство социальной защиты населения Тверской области включить ее в список граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты в текущем 2019 году; обязать ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Селижаровского района в течение десяти дней с даты утверждения списка граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты в текущем году уведомить ее о предоставлении субсидии на приобретение жилья; признать незаконным бездействие ответчиков ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Селижаровского района и Министерства социальной защиты населения Тверской области по предоставлению ей меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидии на приобретение жилого помещения или индивидуального жилого дома в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в отношении Министерства социальной защиты населения Тверской области и в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в отношении ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Селижаровского района; признать незаконным указание в ведущихся ответчиками списках (реестрах) очередников на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидии на приобретение жилого помещения или индивидуального жилого дома времени постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчиков указать временем постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчиков Администрации МО Городское поселение - поселок Селижарово и Администрации Селижаровского района Тверской области в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей с каждого.

Истец Орлова Л.В. и ее представитель адвокат Троицкая Н.Н. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представители ответчиков Министерства социальной защиты населения Тверской области, Администрации Селижаровского района Тверской области, третьего лица ПАО «Ростелеком», надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.

Третье лицо Орлов А.Ф. иск поддержал, и также просил его удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в иске отказать.

Представитель ответчика Администрации Селижаровского района представил письменные объяснения по делу, указав, что Орлова Л.В. включена в единый федеральный реестр граждан, имеющих право на получение субсидии на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. При получении данных средств ей будет предоставлена субсидия в порядке существующей очередности.

Представитель ответчика ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Селижаровского района Камшилина В.Г. в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель ответчика Администрации МО Городское поселение-поселок Селижарово Калинина Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Орлова Л.В. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В жалобе критикуется вывод суда первой инстанции об отсутствии неправомерного бездействия Администрации Селижаровского района и Администрации поселка Селижарово, обращается внимание на то, что законных действий по обеспечению истца временным жильем ответчики не предпринимали.

Истцу действительно предлагалось временное проживание в квартире из служебного жилого фонда для врачей ЦРБ либо в комнате <данные изъяты> кв.м в общежитии, также относящемуся к служебному жилому фонду, вместе с тем, Администрация поселка Селижарово отказалась каким-либо образом юридически закрепить предоставление истцу данного жилья, что, по мнению апеллянта, нельзя расценивать как надлежащее выполнение ответчиком Администрацией поселка Селижарово обязанности по обеспечению Орловой Л.В. и членов ее семьи временным жильем в связи с проживанием в аварийном, непригодном для проживания нежилом помещении.

Вышеуказанным бездействием органов местного самоуправления, а также неправомерными действиями, которые выразились в незаконной постановке Орловой Л.В. в общую очередь на улучшение жилищных условий постановлением Главы Администрации п.Селижарово от ДД.ММ.ГГГГ при том, что она как <данные изъяты> имеет право на первоочередное получение субсидии на улучшение жилищных условий, истцу причинен моральный вред.

Орлова Л.В. полагает, что она неправомерно не была включена в список граждан на получение субсидии в <данные изъяты> году и соответствующие документы на нее для выделения субсидии в Министерство в эти годы не подавались, что подтверждается списком очередников: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Судом первой инстанции данные обстоятельства не проверялись.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным и, по мнению апеллянта, оно подлежит отмене.

От Министерства социальной защиты населения Тверской области поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых приводятся положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и обращается внимание на то, что предоставление субсидии осуществляется в порядке очередности исходя из даты постановки на учет, денежные средства для Тверской области закладываются в федеральном бюджете, указанный реестр является единым, в связи с чем предоставление Орловой Л.В. субсидии на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета без соблюдения очередности повлечет нарушение законных прав и интересов граждан, поставленных ранее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих с ней равные права.

С учетом изложенного, предлагается решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Орловой Л.В. – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Судом первой инстанции установлено, что Орлова Л.В. <данные изъяты>

<данные изъяты> зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако фактически проживает с супругом ФИО1 по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРП здание, в котором проживают Орловы, является административным зданием, назначение объекта - нежилое, правообладатель ОАО «Центральная телекоммуникационная компания».

В соответствии с нормами Жилищного кодекса РСФСР Орлова Л.В. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий под на основании постановления Главы Администрации п.Селижарово от ДД.ММ.ГГГГ и состояла в списках очередности на улучшение жилищных условий в Администрации муниципального образования в общей очереди до ДД.ММ.ГГГГ.

В очередь на первоочередное получение жилья как <данные изъяты> Орлова Л.В. была поставлена во исполнение решения Селижаровского районного суда от 22 июля 2008 года, согласно которому за ней признано право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как <данные изъяты> до 01 января 2005 года и первоочередное получение жилья <данные изъяты> в МО городского поселения поселок Селижарово Тверской области, также на ответчика была возложена обязанность восстановить ее в очереди на первоочередное получение жилья как <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ и передать сведения о постановке на данный учет в территориальный отдел Департамента социальной защиты населения Тверской области для обеспечения жильем в соответствии со статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Факт постановки Орловой Л.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как <данные изъяты>, подтверждается постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации МО городского поселения поселок Селижарово, согласно которому постановление Главы Администрации п.Селижарово от ДД.ММ.ГГГГ было дополнено указанием о том, что Орлова Л.В. является <данные изъяты>.

На момент рассмотрения спора жилье Орловой Л.В. не предоставлено, она включена в Единый реестр граждан Тверской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии со статьей 17, статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Как лицо, состоящее в указанном реестре Орлова Л.В., неоднократно обращалась в органы местного самоуправления Селижаровского района, городского поселения поселок Селижарово по вопросу предоставления жилого помещения, а также в Департамент социальной защиты населения Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области - по вопросу предоставления субсидии.

На данные обращения ей были даны письменные ответы, согласно которым при получении средств из федерального бюджета ей будет предоставлена субсидия на приобретение жилья.

На момент рассмотрения дела судом первой инстанции Орлова Л.В. состояла в очереди на получение субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в едином федеральном реестре под .

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Орлова Л.В. в силу приведенных норм является лицом, имеющим право на первоочередное получение жилья. Правом на внеочередное предоставление жилых помещений по нормам действующего законодательства и по нормам ЖК РСФСР истец Орлова Л.В. не обладает. Следовательно, реализация ее права на улучшение жилищных условий возможна исходя из даты постановки на учет на улучшение жилищных условий. Заявляя требования о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, Орлова Л.В. фактически просит о предоставлении субсидии вне очереди, не обладая таким правом. Правовые основания для предоставления Орловой Л.В. субсидии для приобретения жилого помещения или индивидуального жилого дома вне очереди, в нарушение прав впереди стоящих граждан, отсутствуют. Доказательств нарушения прав истца действиями (бездействиями) органов местного самоуправления не представлено, в связи с чем оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

Вопреки доводам жалобы, выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права. При этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Для реализации прав инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов на территории Тверской области Постановлением Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 года № 275-па утвержден «Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета в Тверской области» (далее Порядок). Данным Порядком, в частности определено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, относящихся к категории, установленной статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, предоставляются в форме субсидии на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета строго в порядке очередности, которая формируется в хронологическом порядке по дате постановки на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Уполномоченным органом исполнительной власти Тверской области по предоставлению таких мер социальной поддержки является Министерство социальной защиты населения Тверской области.

На момент рассмотрения спора Постановление Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 года № 275-па признано утратившим силу, Правительством Тверской области принято Постановление от 03 декабря 2018 года № 338-пп «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Тверской области» в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральных Законов о ветеранах, о социальной защите инвалидов, которым утвержден Порядок предоставления данной меры социальной поддержки.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Постановления предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», осуществляется за счет средств федерального бюджета в форме субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.

Согласно пункту 9 Порядка Министерство социальной защиты населения Тверской области в соответствии с объемом средств, поступивших из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, по мере их поступления доводит бюджетные ассигнования до государственных казенных учреждений Тверской области - центров социальной поддержки населения исходя из количества граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и установленного размера субсидии или единовременной денежной выплаты (пункт 11 Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 03 декабря 2018 года № 338-пп «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Тверской области»).

Пунктом 10 Порядка определено, что государственные казенные учреждения Тверской области - центры социальной поддержки населения в пределах доведенных бюджетных ассигнований формируют список граждан, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты в текущем году, в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления. Граждане, поставленные на учет в один день, включаются в список в алфавитном порядке (пункт 12 Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 03 декабря 2018 года № 338-пп «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Тверской области»).

Таким образом, предоставление субсидии осуществляется в порядке очередности исходя из даты постановки на учет, денежные средства для Тверской области закладываются в федеральном бюджете.

Решением Селижаровского районного суда от 22 июля 2008 года за Орловой Л.В. признано право на постановку на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий как <данные изъяты> до 01 января 2005 года, и первоочередное получение жилья в Муниципальном образовании городского поселения - поселок Селижарово Тверской области.

Решение суда исполнено в полном объеме, Орлова Л.В. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Вывод суда о том, что предоставление Орловой Л.В. субсидии на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета без соблюдения очередности повлечет нарушение законных прав и интересов граждан, поставленных ранее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих с ней равные права, является правильным.

Доводы апеллянта о том, что ответчиками субсидии выделялись с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время лицам, которые встали на учет позже истца, голословны, не подтверждены доказательствами.

Вопреки утверждениям апеллянта, в материалы дела представлен Список <данные изъяты>, признанных нуждающимися в жилье (и получившими группу <данные изъяты>) до 01 января 2005 года, состоящих на учете в Администрации городского поселения – поселок Селижарово, из которого усматривается, что учет граждан ведется согласно дате постановки на учет, истец включена в Список как лицо, вставшее на учет ДД.ММ.ГГГГ. Список содержит графу «дата выдачи», которая частично заполнена сведениями о получении субсидии и отказе от нее в отношении лиц, вставших на учет ранее Орловой Л.В. Сведений в графе «дата выдачи» о получении субсидии лицами, вставшими на учет позже истца, указанный Список не содержит.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, относительно допущенного ответчиками Администрации городского поселения-поселок Селижарово и Администрации Селижаровского района Тверской области незаконного бездействия в части обеспечения истца временным жильем до момента получения субсидии, судом первой инстанции были проверены и им в решении суда дана надлежащая правовая оценка.

Как правильно указано судом первой инстанции, обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в том числе, <данные изъяты>, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также предоставление гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда или специализированного жилищного фонда не входит в полномочия Администрации Селижаровского района Тверской области.

Администрация городского поселения - поселок Селижарово не бездействовала. Орловой Л.В. в связи со сложившейся жизненной ситуацией дважды было предложено в <данные изъяты> годах до получения субсидии временное проживание в иных жилых помещениях: в общежитии, а затем - в изолированной однокомнатной квартире нового благоустроенного дома в поселке Селижарово.

К тому же, органами местного самоуправления принимались меры по урегулированию вопроса о передаче административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, в котором истец проживает, в муниципальную собственность, для признания его в дальнейшем жилым помещением, находящемся в аварийном состоянии.

Самостоятельно решить этот вопрос в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, Администрация городского поселения не могла, так как здание, в котором проживает семья Орловой Л.В., является административным, назначение объекта - нежилое.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, утверждения истца о бездействии органов местного самоуправления, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела по существу заявленного спора.

В соответствии с частью 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Учитывая, что со стороны ответчиков не допущено действий, нарушающих личные неимущественные права истца, а нарушенное право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ восстановлено решением Селижаровского районного суда от 22 июля 2008 года и не повлекло негативных последствий, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда у суда первой инстанции не имелось.

Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Селижаровского районного суда Тверской области от 07 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Орловой Л.В. – без удовлетворения.

Председательствующий С.Н. Пойменова

Судьи Т.В. Кубарева

Ю.В. Комарова

33-3279/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Орлова Л.В.
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Тверской области
Администрация Селижаровского района
администрация МО "Городское поселение - поселок Селижарово"
ГКУ Тверской области "Центр социальной поддержки населения" Селижаровского района
Суд
Тверской областной суд
Судья
Кубарева Татьяна Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
06.08.2019Судебное заседание
15.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2019Передано в экспедицию
06.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее