Решение по делу № 33-16356/2015 от 01.07.2015

Судья Гришакова Н.Б. Дело № 33-16356/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

Председательствующего Сидорова П.А.,

судей Мизюлина Е.В., Шишкина И.В.,

при секретаре Кривиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июля 2015 года апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения по Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 26 марта 2015 года

по делу по иску Ахлёстиной Ольги Владимировны к Министерству социальной защиты населения по Московской области о признании незаконным отказа в выдаче регионального материнского сертификата, обязании выдать сертификат на региональный материнский (семейный) капитал,

заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,

объяснения истицы и представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Ахлёстина О.В. обратилась в суд с иском Министерству социальной защиты населения по Московской области о признании незаконным отказа в выдаче регионального материнского сертификата, обязании выдать сертификат на региональный материнский (семейный) капитал.

В обосновании иска указала, что после рождения второго ребенка обратилась к ответчику с заявлением о выдаче регионального материнского (семейного) капитала, однако получила отказ по причине отсутствия места жительства в Московской области. Истица с данным отказом не согласна, поскольку фактически она постоянно с детьми и мужем проживает в г. Балашиха Московской области, имеет регистрацию по месту пребывания.

Представитель ответчика иск не признал.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика в апелляционном порядке просил его отменить.

Выслушав объяснения истицы и представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Указанным требованиям решение суда не соответствует.

Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Ахлестина О.В. и Зотов А.В. состоят в браке с 13.08.2007 года, имеют двоих детей: Зотова А.А., 16.02.2005 года рождения, Зотову В.А., 05.09.2011 года рождения.

Ахлестина О.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Чебоксары, ул. Коллективная, д.14, кв.10 с 2004 года.

Согласно представленным в материалы дела свидетельству о регистрации по месту пребывания истица зарегистрирована по месту пребывания на срок с 23.10.2014 года по 23.04.2015 года по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Твардовского, д.15, кв.129, регистрация продлена до 28.10.2015 года.

Супруг истицы и дети зарегистрированы по месту постоянного жительства в жилом помещении по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Твардовского, д.15, кв.129.

При обращении в территориальный орган Министерства социального развития Московской области, 14.11.2014 года истицей был получен отказ, в котором было разъяснено, что право на получение регионального материнского капитала в соответствии с Законом Московской области №1/2006-03 имеют граждане имеющие место жительства на территории Московской области.

Разрешая спор и постановляя по делу решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие регистрации по месту жительства не является основанием для отказа в выдаче регионального материнского сертификата, поскольку имея регистрацию по месту пребывания, истица вместе с семьей фактически проживает по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Твардовского, д.15, кв.129, в связи с чем, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии со чт. 20.2 Закона Московской области от 12.01.2006 года N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (далее Закон N 1/2006-ОЗ) право на предоставление регионального материнского (семейного) капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе, и у женщин, родивших (усыновивших) второго и последующих детей, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала.

Согласно ст. 20.3 Закона N 1/2006-ОЗ лица, указанные в частях 1, 3-5 ст. 20.2 настоящего Закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных ч.ч. 4 и 5 ст. 20.2 настоящего Закона, вправе обратиться в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий проведение единой государственной политики в сфере социальной защиты населения Московской области за получением сертификата на региональный материнский (семейный) капитал в установленном им порядке.

В силу ст. 1 Закона N 1/2006-ОЗ действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.

Таким образом, указанной нормой законодатель субъекта Российской Федерации распространил действие закона на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в Московской области.

По правилам ст. 21 Закона N 1/2006-ОЗ финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.

Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Московской области.

Пунктом 4 Правил подачи заявления и выдачи сертификата на региональный материнский семейный капитал, утвержденных Распоряжением Министра социальной защиты населения Московской области от 29.12.2011 года N 98-р, требуется предоставление наряду с другими документами документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства в Московской области, выданного в установленном порядке органом регистрационного учета.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 21.12.2013 года № 376-ФЗ, место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;

место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина;

Согласно ст. 3 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 06.02.2003 года N 105-О, введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы.

Учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, как указал в Определении Конституционный суд РФ, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны – исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.

По смыслу положений, содержащихся в указанном Определении Конституционного Суда РФ, в случаях прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.

Таким образом, требование органа социальной защиты Московской области к истице о предоставлении сведений о регистрации (учете) по месту жительства направленно на обеспечение организационных условий реализации Закона Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», а также имеет целью защиту прав и законным интересов налогоплательщиков Московской области от неправомерного расходования средств на предоставление мер социальной поддержки лицам, не имеющие места жительства в Московской области.

Истица, будучи зарегистрированной по месту жительства в г. Чебоксары, не лишена права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных в г.Чебоксары, а само по себе отсутствие у нее желание на их получение в указанном субъекте Российской Федерации не может являться основанием для обязания ответчика предоставить ей меры социальной поддержки как лицу, временно пребывающему по определенному адресу на территории Московской области.

Установление факта проживания в Московской области в судебном порядке не порождает у истицы возникновения права на получение регионального материнского капитала.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Балашихинского городского суда Московской области от 26 марта 2015 года отменить.

Постановить по делу новое решение.

Иск Ахлёстиной Ольги Владимировны к Министерству социальной защиты населения по Московской области о признании незаконным отказа в выдаче регионального материнского сертификата от 14.11.2014 года, обязании выдать сертификат на региональный материнский (семейный) капитал оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения по Московской области удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

33-16356/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Ахлестина О.В.
Ответчики
Балашихинское управление социальной защиты населения
Суд
Московский областной суд
Судья
Мизюлин Е.В.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
08.07.2015Судебное заседание
10.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее