Судья Холонина Т.П. УИД 39RS0002-01-2022-007377-69
дело №2-460/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№33-3591/2023
28 июня 2023 года г.Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего судьи Шевченко С.В.
судей Уосис И.А., Алексенко Л.В.
при помощнике Маринченко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 июня 2023 года апелляционную жалобу СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 13апреля 2023 года по гражданскому делу по иску Раджабова Андрея Игамовича, Овсепян Лусинэ Тариеловны, Шкулепо Марины Николаевны к СНОКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» об обязании провести мониторинг технического состояния многоквартирного дома и его несущих конструкций, представить предложение о сроках капитального ремонта, произвести отбор подрядной организации для разработки проектно-сметной документации, организовать и провести капитальный ремонт.
Заслушав доклад судьи Уосис И.А., пояснения представителя СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» - Ларченко Е.А., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителя Раджабова А.И. – Жолобова А.М., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Раджабов А.И., Овсепян Л.Т. и Шкулепо М.Н. обратились в суд с иском, указав, что Раджабов А.И., Овсепян Л.Т. являются собственниками квартир №1 и 2, а Шкулепо М.Н.– нанимателем квартиры №3 многоквартирного дома <адрес>. Данный дом до 1945 года постройки, имеет износ 57% и требует капитального ремонта путем замены стропильной системы крыши и кровли, приведения в надлежащее состояние системы водоотведения атмосферных осадков с кровли, устранения трещин в несущих стенах, восстановления штукатурного слоя и утепления современными материалами стен, а также восстановления отмостки. Несмотря на состояние дома и своевременную и добросовестную оплату взносов на капитальный ремонт, такой ремонт дома никогда ранее не проводился.
Более того, Фондом капитального ремонта перенесены сроки проведения ремонта крыши дома с периода 2021-2023 г.г. на период 2023-2026 г.г. без исследования ее технического состояния, тогда как ремонт необходим уже в настоящее время. Соответствующие обращения к ответчику результата не принесли. Длительное бездействие ответчика, выражающееся в отсутствии каких-либо действий по организации и проведению капитального ремонта, нарушает их права и законные интересы. С учетом уточнения исковых требований на основании заключения судебной строительно-технической экспертизы просят обязать СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»:
- в срок до 30.06.2023 г. провести мониторинг технического состояния многоквартирного дома по адресу: <адрес> и его несущих конструкций – крыши, а именно стропильной системы, материалов кровли, кирпичных вентиляционных каналов в чердачном пространстве и выходящих черед кровлю на улицу, системы водоотведения атмосферных осадков с кровли в порядке, установленном ст.11 Закона Калининградской области от 26.12.2013 г. №293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области»;
- в срок до 30.06.2023 г. представить предложение о сроках капитального ремонта крыши, а именно стропильной системы, материалов кровли, кирпичных вентиляционных каналов в чердачном пространстве и выходящих черед кровлю на улицу, системы водоотведения атмосферных осадков с кровли;
- в срок до 31.12.2023 г. произвести отбор подрядной организации для разработки проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта крыши, а именно стропильной системы, материалов кровли, кирпичных вентиляционных каналов в чердачном пространстве и выходящих черед кровлю на улицу, системы водоотведения атмосферных осадков с кровли;
- в срок до 31.12.2023 г. организовать и провести капитальный ремонт крыши за счет средств регионального оператора с использованием в случае недостаточности средств финансовой поддержки областного и местного бюджетов, а именно: заменить 100% (180 кв.м.) кровельного материала, в том числе со 100% заменой подвесных желобов, водосточных труб и металлических элементов; заменить теплоизоляционный слой с учетом замены пароизоляционных слоев покрытия чердака над мансардой (квартирой №3) в соответствии требованиями СП 50.13330.2012;заменить 100%мауэрлата;заменить 100% сплошной обрешетки под настенным желобами; сменить 50%рядовой обрешетки; выполнить на 100% ограждения и специальные элементы безопасности в виде крюков для навешивания лестниц, сооружений для крепления страховочных тросов, снегозадержания и молниезащиты, ступеней, подножек, стационарных лестниц, ходовых трапов и эвакуационных платформ в соответствии с требованиями СП 17.13330.2017; переложить кирпичи кирпичной трубы от уровня чердака до верха трубы с оштукатуриванием; установить оголовники; усилить 100%стропильных ног.
Судом первой инстанции 13 апреля 2023 г. принято решение, которым исковые требования Раджабова А.И., Овсепян Л.Т. и Шкулепо М.Н. удовлетворены. Суд постановил обязать СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»:
- в срок до 30.10.2023 г. провести мониторинг технического состояния многоквартирного жилого дома <адрес> его несущих конструкций - крыши (стропильной системы, материала кровли, кирпичных вентиляционных каналов в чердачном пространстве и выходящих через кровлю на улицу, системы водоотведения атмосферных осадков с кровли) в порядке, установленном ст. 11 Закона Калининградской области от 26.12.2013 г. № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области»;
- в срок до 30.10.2023 г. предоставить Раджабову А.И., Овсепян Л.Т., администрации городского округа «Город Калининград» предложение о сроке начала капитального ремонта крыши;
- в срок до 01.05.2024 г. произвести отбор подрядной организации для разработки проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома <адрес>;
- в срок до 01.05.2024 г. организовать и провести капитальный ремонт крыши жилого дома <адрес> в следующем объеме: произвести замену кровельного материала 100% (180 кв.м.) с полной заменой подвесных желобов, водосточных труб и металлических элементов кровли 100%, выполнить ограждения и специальные элементы безопасности (крюки для навешивания лестниц, элементы для крепления страховочных тросов и снегозадержания, ступени, подножки, стационарные лестницы и ходовые трапы, эвакуационные платформы, элементы молниезащиты зданий в соответствии 9 требованиями СП 17.13330.2017) - 100%, произвести полную замену теплоизоляционного слоя с учетом замены пароизоляционных слоев покрытия чердака «над мансардой ( над квартирой № 3) в соответствии требованиями СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», полную перекладку кирпичей кирпичной трубы от уровня чердака до верха трубы с оштукатуриванием, установкой оголовников, выполнить замену мауэрлата 100%, усиление стропильных ног - 100%, замену сплошной обрешетки под настенным желобами 100%, смену рядовой обрешетки 50%.
С ответчика взысканы в пользу Раджабова А.И. расходы по оплате госпошлины в сумме 600 руб., в доход федерального бюджета – расходы по проведению экспертизы в сумме 70 000 руб.
В апелляционной жалобе СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» просит решение отменить. Указывает на то, что суд неправильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал неправильную оценку представленным доказательствам, неправильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, пришел к неправильным выводам. Полагает, что оснований для обязания Фонда провести капитальный ремонт в указанных судом объемах и в указанные в решении сроки не имелось. Заключение эксперта содержит два варианта проведения капитального ремонта многоквартирного дома по месту жительства истцов – срочный и в предусмотренные региональной программой сроки, однако, судом необоснованно принят лишь первый вариант, а второй оставлен без какого-либо внимания.
Вместе с тем второй предложенный экспертом вариант допускает проведение ремонта в период 2023-2026 гг., следовательно, крыша дома не находится в аварийном состоянии и не представляет угрозы для проживающих в доме людей.
Ссылается на неисполнимость решения суда в части понуждения к производству отбора подрядной организации для разработки проектно-сметной документации в срок до 31.12.2023 г., поскольку такой отбор проводится посредством регламентированных законом конкурсных процедур, что не находится в ведении Фонда и от него не зависит.
В дальнейшем СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» представлены уточнения к апелляционной жалобе с указанием на то, финансирование мероприятий по капитальному ремонту осуществляется в пределах средств, накопленных на счете регионального оператора и запланированные к сбору лимиты средств на период с 2021 г. по 2023 г. распределены в полном объеме. Проведение капитального ремонта было бы осуществлено при достаточном финансовом обеспечении.
Уточняя требования апелляционной жалобы, Фонд просит решение отменить, принять новое решение о частичном удовлетворении требований истцов и обязанием Фонда выполнить приведенные в резолютивной части решения работы по капитальному ремонту спорного жилого дома с дополнением – при наличии финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета г. Калининграда, а также за счет иных не запрещенных законом средств.
Раджабов А.И., Овсепян Л.Т. и Шкулепо М.Н., представители Правительства Калининградской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, администрации городского округа «Город Калининград», ООО «УК «Старый город» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Раджабов А.И. обеспечил участие в деле своего представителя. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено, о невозможности явиться в судебное заседание по объективным причинам не сообщено, в связи с изложенным с учетом положений ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ – с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено ЖК РФ. Функции регионального оператора определены в ст. 180 ЖК РФ.
В соответствии со ст.182 ЖК РФ - региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела - Раджабов А.И. и Овсепян Л.Т. являются собственниками квартир №1 и №2 в многоквартирном жилом доме <адрес>. Квартира №3 является объектом муниципальной собственности городского округа «Город Калининград, нанимателем данной квартиры являетсяШкулепо М.Н.
Указанный многоквартирный жилой дом - до 1945 года постройки, по последним актуальным сведениям технической инвентаризации имеет износ 57%.
Собственниками избран способ управления общим имуществом данного многоквартирного дома – непосредственное управление.
Собственники формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Указанный многоквартирный дом был включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Калининградской области.
Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 09.12.2014 г. № 826, капитальный ремонт данного многоквартирного дома был запланирован в части крыши в период с 2021 по 2023 г.г.
Однако по данным СНО Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» - капитальный ремонт многоквартирного дома запланирован в период с 2023 по 2026 г.г.
СНО Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» 22.04.2020 г. составлен акт технического осмотра дома, установлено наличие дефектов конструкции кровли, дымо-вентиляционных каналов.
На общем собрании от 11.05.2022 г. собственниками принято решение о необходимости проведения капитального ремонта крыши и внутренних инженерных систем водоотведения в период до 31.12.2023 г. за счет средств регионального оператора с использованием в случае недостаточности средств финансовой поддержки областного и местного бюджета в соответствии с Региональной программой.
Выполнение функций регионального оператора на территории Калининградской области возложено на СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
Обращаясь в суд, истцы ссылались на то, что несмотря на их обращения, на установленное состояние дома и своевременную и добросовестную оплату ими взносов на капитальный ремонт, ремонт дома никогда не проводился.
Фондом без исследования технического состояния конструкций дома, перенесены сроки проведения ремонта крыши дома с периода 2021-2023 г.г. на период 2023-2026 г.г., тогда как ремонт необходим уже в настоящее время. Длительное бездействие ответчика по организации и проведению капитального ремонта, нарушает их права и законные интересы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что на Фонд, являющийся специализированной организацией, созданной для организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, возложена обязанность по постоянному мониторингу технического состояния многоквартирных домов, по представлению ежегодного доклада об их техническом состоянии, включающего предложения по обеспечению сохранности нормативного состояния многоквартирных домов и безопасности проживания в них. Данная обязанность Фондом не исполнена.
Заключением судебной строительно-технической экспертизы установлена необходимость проведения капитального ремонта крыши указанного многоквартирного дома в целях безопасного проживания граждан в указанном многоквартирном доме, в связи с чем, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о проведении срочного капитального ремонта по предложенному экспертом варианту № 1, поскольку установлено, что многоквартирный жилой дом - до 1945 года постройки, имеет износ 57%, региональным оператором капитальный ремонт крыши был включен в Региональную программу на период с 2021 по 2023 г.г., предложение о переносе капитального ремонта в адрес истцов ответчиком не направлялось, мониторинг текущего состояния крыши ответчиком не проводился, тогда как выводы эксперта указывают на необходимость незамедлительного проведения ремонтных работ. Судом установлен срок для исполнения решения в части мониторинга технического состояния многоквартирного жилого дома, направления предложения о сроке начала капитального ремонта крыши - до 30.10.2023 г., в части отбора подрядной организации, проведения капитального ремонта крыши в срок до 01.05.2024 г.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах, правильной оценке доказательств, правильном применении приведенных правовых норм.
По существу, уточняя требования апелляционной жалобы, ответчик согласился с необходимостью проведения капитального ремонта в приведенной в решении части. Полагал необходимым провести установленные судом работы при наличии финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета г. Калининграда, а также за счет иных не запрещенных законом средств.
Собственниками на общем собрании 11.05.2022 г. принято именно такое решение о финансировании, однако во внесудебном порядке Фондом не проведен ни мониторинг технического состояния многоквартирного дома, ни осуществлена организация проведения капитального ремонта.
Поскольку для разрешения спора были необходимы специальные познания, судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Декорум».
Согласно заключению эксперта ООО «Декорум» - выявлены критические дефекты деревянных конструкций крыши многоквартирного жилого дома, выявлены значительные дефекты кровли и прочих конструктивных элементов крыши указанного многоквартирного жилого дома, данные дефекты оказывают негативное воздействие на эксплуатацию указанного дома.
Капитальный ремонт крыши возможен в 2023-2026 г.г. в рамках Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области на 2023-2026 г.г. только при условии проведения текущего ремонта кровли по устранению дефектов кровли на карнизных участках и водосточной системы.
Экспертом предложено 2 возможных варианта устранения дефектов крыши многоквартирного жилого дома.
Вариант № 1 - при условии проведения срочного капитального ремонта крыши многоквартирного жилого дома.
Вариант № 2 - при условии проведения капитального ремонта крыши многоквартирного жилого дома в период 2023-2026 г.г. в рамках Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области на 2023-2026 г.г.
Ответчиком выводы экспертного заключения не оспаривались.
Суд пришел к выводу о необходимости обязать ответчика провести мониторинг технического состояния многоквартирного жилого дома, направить предложения о сроке начала капитального ремонта крыши - до 30.10.2023 г., выполнить действия по отбору подрядной организации, проведению капитального ремонта крыши в срок до 01.05.2024 г.
Доводы апелляционной жалобы о возможности использования предложенного экспертом варианта №2 не могут быть признаны обоснованными, поскольку установленное экспертом техническое состояние спорных конструкций многоквартирного дома свидетельствует о наличии необходимости безотлагательного проведения капитального ремонта указанного жилого дома.
Несмотря на проведение собственниками текущего ремонта, подтвержденного представленными в материалы дела доказательствами, дом в приведенной в решении части нуждается в незамедлительном капитальном ремонте, действий по проведению которого ответчиком не предпринимается, мониторинг технического состояния конструкций не проводится, срок капитального ремонта перенесен ответчиком самостоятельно на 2023-2026 г.г. без учета реального состояния его основных конструкций, изменений в региональную программу не вносилось.
Никаких оснований считать неподтвержденными приведенные экспертом выводы не установлено.
Каких – либо обоснованных оснований сомневаться в достоверности выводов эксперта у судебной коллегии не имеется, так как экспертиза проведена с соблюдением требований процессуального закона, лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов, методы, использованные при проведении исследования, и сделанные выводы обоснованы.
Каких – либо достоверных доказательств, опровергающих выводы эксперта, сторонами не представлено и судом не установлено.
Доказательств, подтверждающих необоснованность выводов эксперта, не установлено, о наличии обоснованных оснований сомневаться в данных, изложенных в экспертном заключении, ответчиком не заявлено, не приведено также и каких – либо обоснованных доводов своего несогласия с экспертным заключением.
С учетом изложенного экспертное заключение является достоверным и достаточным доказательством, которое во взаимной связи с иными доказательствами по делу в их совокупности подтвердило наличие оснований для удовлетворения иска.
Приложением к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 09.12.2014 г. N 826, является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Калининградской области, подлежащих капитальному ремонту.
В указанный перечень по городскому округа «Город Калининград» включен дом по адресу: <адрес> (№). При этом согласно региональной программе и указанному перечню – капитальный ремонт кровли запланирован на 2021-2023 г.г.
Поскольку в силу действующего законодательства капитальный ремонта проводится в соответствии с региональной программой и в установленные ею сроки, оснований для указания истцам в ответе на их обращения о проведении капитального ремонта указанного дома в 2023 -2026 г. при отсутствии изменений в региональной программе у Фонда не имелось.
При очевидности невыполнения Фондом никаких действий, которые указывали бы на реальность проведения капитального ремонта в определенные региональной программой сроки, установленном в ходе судебной экспертизы техническом состоянии спорных конструкций, на основании правильной оценки представленных доказательств, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, установив приведенный выше срок исполнения решения суда, оснований не согласиться с которым судебная коллегия не усматривает.
Ссылки Фонда на недостаточное финансирование не могут являться основанием для отказа в иске.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
По смыслу приведенных нормативных положений - недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов реализации региональной программы, не являются основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.
Учитывая изложенное, вопреки доводам жалобы, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда не имелось.
Оснований для указания в решении о проведении капитального ремонта при наличии финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета г. Калининграда, а также за счет иных не запрещенных законом средств, не усматривается.
Следует учитывать, что деятельность регионального оператора и порядок осуществления капитального ремонта и его финансирования нормативно урегулирован и разрешения в судебном порядке данные вопросы не требуют.
Доводы ответчика о нарушении прав собственников других МКД на проведение капитального ремонта в периоды, утвержденные Региональной программой, не могут быть признаны основанными, поскольку в силу приведенного правового регулирования, истцы, независимо от положения собственников других домов, вправе ставить вопрос о проведении капитального ремонта в установленные региональной программой сроки, которые ответчиком не соблюдаются.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда являются несостоятельными, поскольку по существу они не опровергают выводы суда, а сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, ошибочному толкованию закона, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке. Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 13 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 05июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи