Дело № 2а - 517/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 06 марта 2019 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Зобовой Л.В.,
с участием административного истца – Мурзалиева С.И.,
при секретаре Чеховой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело № 2а – 517/2019 по административному исковому заявлению Мурзалиева С.И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Мурзалиев С.И. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска о признании действий незаконными. Исковые требования мотивированы тем, что садоводческое товарищество «Радар» (далее - СТ «Радар»), расположенное по адресу: <адрес>, было зарегистрировано в качестве юридического лица 28.04.1994. 27.12.2002 юридическому лицу присвоен №. 22.06.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области было принято решение о прекращении деятельности юридического лица - СТ «Радар», в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а именно в связи с тем, что юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Из содержания п. 8 и 9 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано в течение года со дня, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Из содержания норм Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" прекращение деятельности юридического лица путем исключения его из реестра применяется в отношении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность. Деятельность юридического лица, в частности садоводческого товарищества, не ограничивается представлением документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и осуществлением операций по банковским счетам. Из протоколов общих собраний и внеочередных собраний следует, что члены садоводческого товарищества на общих собраниях решают текущие вопросы деятельности СТ «Радар» (оплата потреблённой электроэнергии, содержание электрических сетей, вывоз мусора, ремонт автодорог, выборы правления, председателя правления и др.). Кроме того, СТ «Радар» были заключены и исполняются в соответствии с условиями договоры по энергоснабжению садового товарищества. Лишение товарищества статуса юридического лица препятствует осуществлению им текущей хозяйственной деятельности. Исключение сведений об СТ «Радар» из ЕГРЮЛ препятствует осуществлению деятельности садоводческого товарищества, а именно заключению договоров. СТ «Радар» до настоящего времени действует в соответствии с целями, ради которых оно было создано (ведение садоводства и огородничества, рациональное использование земли). Об исключении садоводческого товарищества из реестра заинтересованным лицам (членам товарищества и его председателю) стало известно на общем собрании СТ «Радар» 01.12.2018 в связи с подготовкой документации для обеспечения товарищества газоснабжением, что подтверждается протоколом данного собрания. В связи с чем, считает, что им как председателем СТ «Радар» срок на подачу заявления, установленный законом не пропущен. В связи с указанным, просил суд:
- признать незаконными действия Межрайонной инспекцииФедеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска, выразившиеся во внесении 22.06.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности Садоводческого товарищества «Радар» в связи с его исключением из реестра на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- признать запись в Едином государственном реестре юридических лицот 22.06.2009 № недействительной.
В судебном заседании Мурзалиев С.И. на удовлетворении исковых требований настаивал, привел доводы аналогичные указным в иске. Дополнительно пояснил, что расчетного счета у СТ «Радар» не было, оплата по договору энергоснабжения осуществлялась в кассу АО «Ульяновскэнерго» председателем садоводческого товарищества.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленных в суд возражениях на иск, просил в иске отказать в полном объеме, указав на то, что полномочия по выполнению всех видов регистрационных действий, предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц с 01 декабря 2015 года возложены на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленных в суд возражениях на иск, просил в иске отказать в полном объеме, указав на то, что порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ соблюден.
В соответствии со ст. 59 Кодекса административного судопроизводстваРоссийской Федерации (далее - КАС РФ) доказательствами по административномуделу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другимифедеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых судустанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающихтребования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств,имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешенияадминистративного дела.
Из содержания ст. 62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле,обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основаниясвоих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностейдоказывания по административным делам не предусмотрен указанным кодексом(ч. 1). Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовыхактов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц,наделенных государственными или иными публичными полномочиями,возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждатьфакты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По такимадминистративным делам административный истец, прокурор, органы,организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законныхинтересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказыватьнезаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий(бездействия), но обязаны:
указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению,противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовымактом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушеныправа, свободы и законные интересы административного истца илинеопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
подтверждать иные факты, на которые административный истец,прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своихтребований (ч.2).
Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия)органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,организации, наделенных отдельными государственными или иными публичнымиполномочиями, должностного лица, государственного или муниципальногослужащего, подлежат рассмотрению по правилам главы 22 Кодексаадминистративного судопроизводства РФ.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из содержания ст. 226 КАС РФ следует, что при рассмотренииадминистративного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа,организации, лица, наделенных государственными или иными публичнымиполномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части,которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административнымистцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых поданосоответствующее административное исковое заявление. При проверке законностиэтих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами,содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконнымирешения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенныхгосударственными или иными публичными полномочиями, и выясняетобстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8).Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотренииадминистративного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа,организации, лица, наделенных государственными или иными публичнымиполномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административногоистца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых поданосоответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными илииными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения,совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемогодействия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершенияоспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотренынормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенногооспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам,регулирующим спорные отношении (ч.9).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия(бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба в лице ее территориальных подразделений является органом исполнительной власти, осуществляющим контрольные функции путем реализации проверочных мероприятий в рамках предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
Согласно п. 1 ст. 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Из содержания ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч.1). При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (ч.2). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (ч.3). Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (ч.4).
Приказом ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" установлено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 6 декабря 2011 года N 26-П; Определения от 17 января 2012 года N 143-О-О, от 24 сентября 2013 года N 1346-О, от 26 апреля 2016 года N 807-О и др.), положения данной статьи Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающие в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Такое правовое регулирование, как было отмечено, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети "Интернет" на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.
Из материалов дела следует, что СТ «Радар» № зарегистрировано в качестве юридического лица по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Целью создания СТ «Радар» являлось ведение садоводства и огородничества, рациональное использование земли.
Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области были сформированы справки от 26.02.2009 № о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и № 205-С от 26.02.2009 об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, а 27.02.2009 принято решение № о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение в отношении СТ «Радар» о предстоящем исключении опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» - часть 2 № 8 (213) от 04.03.2009.
В течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявления от лиц (в том числе и от садоводов), чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением СТ «Радар» из ЕГРЮЛ, в установленный срок не поступало.
В связи с чем Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области 22.06.2009 внесены сведения в ЕГРЮЛ об исключении СТ «Радар» на основании ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Доказательств того, что СТ «Радар» предоставляло установленную законом отчетность, имело банковские счета по которым осуществлялось движение денежных средств, истцом не предоставлено.
Поскольку СТ «Радар» не представило налоговую отчетность более чем за двенадцать месяцев, а также данные о движении денежных средств на банковском счете, и не выразило возражений относительно решения об исключении из ЕГРЮЛ, опубликованного в официальном печатном издании, принято решение об исключении СТ «Радар» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Доказательств того, что СТ «Радар» принимало меры к уведомлению регистрирующего органа о фактическом осуществлении своей деятельности, не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ следует, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Административным истцом заявлены требования о признании недействительной запись об исключении СТ «Радар» из ЕГРЮЛ.
Решение Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области № об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не оспорено.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из содержания п. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Довод истца о том, что срок для обжалования действий об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ необходимо исчислять с 01 декабря 2018 года суд считает несостоятельным, поскольку о решении регистрирующего органа он должен был узнать со дня его официального опубликования в официальном печатном издании "Вестник государственной регистрации" – 04 марта 2009 года.
Кроме того, указанная информация содержится в выписках из ЕГРЮЛ, с которыми можно ознакомиться с помощью online – сервис.
При осуществлении деятельности юридическое лицо должно было получать выписки из ЕГРЮЛ для заключения договоров.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска, выразившиеся во внесении 22.06.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности Садоводческого товарищества «Радар» в связи с его исключением из реестра на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лицот 22.06.2009 №.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Мурзалиева С.И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области, инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска о признании действий незаконными отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Л.В. Зобова