УИД 22RS0058-01-2020-000417-41
Дело № 2-19/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2021 года с. Усть-Калманка
Усть-Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Головановой,
при секретаре Л.П. Демьяновой,
с участием процессуального истца – пом.прокурора района О.В. Коротких,
представителей ответчика ООО «Сельхозтехника» А.Н. Гиренкова, А.А. Лавренко,
представителя третьего лица Лавренко А.И. - А.А.Лавренко,
представителя третьего лица администрации Усть-Калманского района А.В. Колеговой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сельхозтехника» о признании незаконными действий, возложении обязанности прекратить рубку деревьев и кустарников,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Усть-Калманского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сельхозтехника» о признании незаконными действий, возложении обязанности прекратить рубку деревьев и кустарников, мотивируя его тем, что прокуратурой Усть-Калманского района по результатам рассмотрения обращений о работах по очистке земельного участка с кадастровым номером 22:54:020801:650 установлено, что 05.08.2020 года между ООО «Сельхозтехника» (арендатор) и Лавренко А.И. (арендодатель) заключен договор аренды указанного земельного участка, расположенного около с. Ельцовка, Усть-Калманского района, Алтайского края из категории земель сельскохозяйственного назначения под пастбище.
С ноября 2020 года ООО «Сельхозтехника» начаты работы по очистке указанного земельного участка путем вырубки произрастающих на нем деревьев.
21.12.2020 специалистами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края осуществлен выезд для обследования указанного земельного участка. В ходе осмотра участка специалистами были обнаружены места обитания башмачка крупноцветного (Cypripedium macranthon), отмечены орлан белохвост (Haliaeetus albicilla), белая куропатка (Lagopus lagopus), занесенные в Красные книги Российской Федерации и Алтайского края, а также бородатая неясыть (Strix nebulosa) включенная в Красную книгу Алтайского края.
Учитывая, что земельный участок располагается в переходной зоне от гор к равнине, сложившиеся здесь биотопы обладают высокой природоохранной ценностью.
Согласно информации Минприроды Алтайского края на указанном участке, кроме вышеуказанных видов, с большей долей вероятности возможно обитание еще 10 видов охраняемых растений и птиц.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» прокурор указывает, что действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.
Вырубка деревьев на земельном участке с кадастровым номером № может привести к уничтожению среды обитания растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Алтайского края, нанести непоправимый вред окружающей природной среде.
Просит признать незаконными действия ООО «Сельхозтехника» по вырубке деревьев и кустарников, обязать ответчика прекратить работы по вырубке деревьев и кустарников на земельном участке с кадастровым номером №.
В отзыве на исковое заявление представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Казанцева Л.Л. поддержала заявленные исковые требования прокурора, указав на то, что вырубка деревьев на земельном участке с кадастровым номером № приведет к уничтожению среды обитания растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Алтайского края, нанесет непоправимый ущерб окружающей среде.
Кроме того, установлено, что в границах вышеуказанного земельного участка протекают несколько ручьев, водоохранная зона которых в соответствии с ч.4 ст.65 Водного кодекса РФ составляет 50 метров.
Согласно ч.2 и 3 ст.111 Лесного кодекса РФ леса, расположенные в водоохраной зоне, относятся к защитным лесам.
Проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных ч.5.1 ст.21 настоящего кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п.8 и 11 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509, правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О мелиорации земель» или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.111 Лесного кодекса РФ.
Таким образом, сплошная рубка защитных лесов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 22№, запрещена. Вырубка деревьев на указанном земельном участке нарушает действующее законодательство и является незаконной, в связи с чем подлежит прекращению.
В возражениях на иск представитель ответчика ООО «Сельхозтехника» Гиренков А.Н. указал, что прокурор, обращаясь в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, не конкретизировал неопределенный круг лиц по занимаемой территории, чьи права нарушаются, не приведено доказательств особого общественного значения или причин, по которым указанное прокурором третье лицо самостоятельно не может обратиться в суд. Доказательств наличия на земельном участке краснокнижных животных и растений прокурором не представлено. По данным Красной книги России орлан-белохвост не значится обитающим на территории Алтайского края. Из семейства белых куропаток, только подвид среднерусская куропатка занесен в Красную книгу России, т.е. сведения, указанные в иске и отзыве Минприроды, без уточнения подвида о занесении белой куропатки в Красную книгу России являются ложными.
Согласно Красной книге Алтайского края Усть-Калманский район не является местом распространения бородатой неясыти.
Исходя из итогов электронного аукциона № 0817200000317005903 от 12.07.2017-04.12.2017 в отношении Северного фас Алтая, о чем говорится в письме администрации Усть-Калманского района от 26.11.2020 года № 253/П/1502, только должны были проводиться научные исследования, направленные на создание новых особо охраняемых природных территорий.
В отличие от иных исследований, опубликованных на сайте Минприроды АК, указанное исследование так и не опубликовано и о полученных результатах ничего не известно.
Таким образом, не имеется оснований утверждать, что прилегающие к спорному земельному участку территории будут действительно запланированы к включению в Северный фас Алтая.
Кроме того, считает, что дело подлежит передаче для рассмотрения в Арбитражный суд Алтайского края, поскольку спор связан с осуществлением предпринимательской деятельности ООО «Сельхозтехника».
Просит исключить из числа доказательств заключение судебной эколого-биологической экспертизы, поскольку оно не содержит все этапы исследования с указанием методов исследования, использование технических средств и расходных материалов, условий их применения и полученные результаты.
В отзыве на иск представители третьих лиц администрации Усть-Калманского района и Кабановского сельсовета Усть-Калманского района поддержали позицию процессуального истца, указали, что согласно схеме развития ООПТ Алтайского края на период до 2025 года, утвержденной Постановлением администрации Алтайского края № 418 от 12.08.2013 года, на территории Усть-Калманского и Краснощековского района планируется создание орнитологического заказника «Северный фас Алтая». Территории, прилегающие к земельному участку с кадастровым номером № планируются для включения в состав проектируемого заказника. Основная цель природных заказников – сохранение и восстановление редких и исчезающих видов растений и животных. На территории заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Кроме того спорный земельный участок расположен в месте выхода грунтовых вод и временных водотоков с ближайших сопок. Одна береза в сутки поглощает около 40 литров воды. Таким образом, вырубка деревьев приведет к неизбежному заболачиванию прилегающих земельных участков и сделает их непригодными для дальнейшего целевого использования, кроме того может привести к уничтожению среды обитания растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и Алтайского края и нанести непоправимый вред окружающей природной среде.
В судебное заседание представители третьих лиц Минприроды Алтайского края, Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, администрации Кабановского сельсовета Усть-Калманского района Алтайского края, Лавренко А.И., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, представители Минприроды Алтайского края, Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования просили о рассмотрении дела в их отсутствие, Лавренко А.И. осуществляет свои права через представителя по доверенности Лавренко А.А.
Суд, в силу ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела при данной явке.
В судебном заседании процессуальный истец Коротких О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель третьего лица администрации Усть-Калманского района Колегова А.В. поддержала доводы отзыва на иск.
Представители ответчика ООО «Сельхозтехника» Гиренков А.Н. и Лавренко А.А. доводы возражений на иск поддержали, просили отказать в удовлетворении иска.
На спорном земельном участке сельскохозяйственного назначения осуществлялась выборочная рубка деревьев законно, в соответствии с проектом культуртехнических мероприятий, согласованных с ФГБУ «Управление «Алтаймелиоводхоз» в соответствии с требованиями Минсельхоза России. Вырубка началась в ноябре 2020 года, при этом мест обитания краснокнижных растений и птиц, не было обнаружено.
С сентября 2020 года действует постановление Правительства Российской Федерации, регламентирующее особенности использования, охраны, защиты лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, которым предусмотрено право правообладателя в течение двух лет со дня вступления в законную силу указанного постановления, принять решение о прекращении использования лесов и вовлечение такого участка в сельскохозяйственный оборот. На спорном земельном участке лесные насаждения занимают примерно около 50 процентов площади земельного участка. На данный момент ответчик еще не принял решение о порядке использования данного участка. Сплошные рубки на данном участке не осуществлялись.
Кроме того, при обнаружении на земельном участке растений, внесенных в Красные книги, как России, так и Алтайского края, порядок действий правообладателя установлен Приказом Минприроды России от 29.05.2017 года № 264.
Биологическое исследование, которое проведено по настоящему делу, выявившее места обитания растений, занесенных в Красные книги, не содержит указание на координаты мест, где обнаружены такие растения.
За все время нахождения дела в производстве суда Минприроды Алтайского края не провело никаких исследований на данном земельном участке, с целью создания какой-либо особо охраняемой природной территории, при этом такие исследования по другим природным объектам ими проводились (например, в отношении памятника природы краевого значения «Башмачковая роща»), не указало в письменных отзывах о том, что создание такой территории на спорном земельном участке планируется. Кроме того, на официальном сайте Минприроды Алтайского края такая информация также отсутствует.
Запрет хозяйственной деятельности на спорном земельном участке площадью 110 га, при отсутствии доказательств каких-либо нарушений со стороны ответчика, недопустимо.
Выслушав стороны, изучив доводы отзывов и возражений, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ установлены принципы, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, включая: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В соответствии со статьей 60 ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Подсудность дел определятся процессуальным законодательством, в том числе Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают, в том числе, исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Согласно пункту 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Обращаясь в суд общей юрисдикции, прокурор указал, что заявляет требования в интересах неопределенного круга лиц. Таким образом, субъектный состав истцов, в интересах которых прокурор обратился в суд, предполагает, в том числе любое физическое лицо, интересы которого могут быть затронуты судебным решением, и которое вправе вступить в дело в качестве истца.
Как следует из положений статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор не наделен в арбитражном процессе правом на предъявление требований в защиту неопределенного круга лиц.
В обоснование исковых требований прокурор ссылается на нарушение ответчиком законодательства об охране окружающей среды. Спорные правоотношения в данном случае нельзя отнести к экономическому спору.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации содержит прямое указание на право прокурора с обращением в суд общей юрисдикции в интересах неопределенного круга лиц, в том числе по спорам, вытекающим из экологических правоотношений. Учитывая изложенное, вопреки доводам возражений представителя ответчика, прокурор правомерно обратился с иском в суд общей юрисдикции.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером № (категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства) принадлежит на праве собственности Лавренко А.И. на основании договора купли-продажи от 15.07.2020 года, граница земельного участка состоит из 3 контуров (л.д.13- 18 Т.1).
05.08.2020 года между ООО «Сельхозтехника» (арендатор) и Лавренко А.И. (арендодатель) заключен договор аренды указанного земельного участка (л.д.9-12 Т.1).
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
При этом земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В судебном заседании установлено, что вырубка лесных насаждений ответчиком осуществлялась на землях сельскохозяйственного назначения.
В силу ст.123 Лесного кодекса РФ на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Пунктами 7, 8, 10 указанного Положения предусмотрено, что правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О мелиорации земель" или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.
При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации (п.11 Положения).
Доказательств тому, что на земельном участке с кадастровым номером № ответчиком осуществлялась сплошная вырубка деревьев, а также, что участок находится в водоохранной зоне, в материалах дела не имеется и истцом не представлено.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
Пункт 3 статьи 6 упомянутого Закона предусматривает, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" установлено, что неиспользование земельного участка определяется на основании, в частности, одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года N 1, в соответствии с пунктом 2 которого государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами. Подпунктом "в" пункта 4 указанного Положения установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Представители ответчика в судебном заседании указывали на то, что до принятия Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, ничем не регламентировались.
Выборочная рубка лесных насаждений осуществлялась на основании проекта рекультивации земель, согласованным с Минсельхозом, каких-либо нарушений с их стороны не было, предписания контролирующие органы не выносили. Доводы представителей ответчиков подтверждаются письмом и.о. директора ФГБУ «Управления «Алтаймелиоводхоз» Департамента мелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.10.2020 (л.д.96, 156 Т.1), подтверждающим факт согласования проектной документации «Культуртехнические мероприятия на земельном участке с кадастровым номером №».
В материалах дела отсутствуют доказательства о выявленных в отношении ООО «Сельхозтехника» нарушений и несоблюдении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель.
Согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Предусмотренное приведенной нормой правило имеет предупредительное значение и корреспондирует указанному в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способу защиты гражданских прав - пресечению деятельности, создающей угрозу нарушения права. Основанием возникновения данного обязательства, связанного с предупреждением причинения вреда, является факт опасности причинения вреда в будущем. В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Данная норма конкретизирована в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", где указано, что судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации). Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов).
Нормы ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 Кодекса одним из способов защиты гражданских прав. Для решения вопроса о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, должны быть представлены доказательства неустранимости выявленных недостатков, наличие которых создает угрозу причинения вреда.
В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.
Суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абзац 2 пункта 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно эколого-биологическому исследованию от 31.08.2021 года, проведенному в рамках настоящего гражданского дела Институтом биологии и биотехнологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (л.д.227-252 Т.1) на земельном участке, площадью 110 га с кадастровым номером №, расположенном в 3.1 км по направлению на юго-восток от с. Ельцовка, Усть-Калманского района, Алтайского края произрастают два вида растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Алтайского края: венерин башмачок крупноцветковый и ятрышник шлемоносный. Обнаруженные популяции являются очень крупными, а для ятрышника шлемоносного это самая крупная на сегодняшний день для Алтайского края популяция.
На данном участке мест гнездования птиц, занесенных Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Алтайского края не выявлено.
В результате вырубки деревьев будут не только уничтожены популяции охраняемых растений, но и нарушена среда их обитания, что также приведет к сокращению численности охраняемых объектов, не только растительного, но и животного мира.
Наибольшая концентрация охраняемых объектов растительного мира (башмачок крупноцветковый, ятрышник шлемоносный), отмечена в границах контуров №1 и № исследуемого земельного участка. В контуре № охраняемые виды растений отмечены в его северо-восточной части.
Таким образом, вся территория контуров №2, а также северо-восточная часть контура № исследуемого земельного участка являются средой обитания объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Алтайского края. В качестве необходимых мер охраны указано на сохранение естественных мест обитания, полный запрет на сбор и выкапывание растений, запрет рубок в местах произрастания и буферной зоне радиусом 50 м, создание особо-охраняемых природных территорий в местах произрастания крупных популяций.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность. Особой охране подлежат национальные парки.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 58 Закона N 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии со ст. 59 Закона N 7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 № 152, Минприроды Алтайского края является специально уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования, водных, лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в рамках которого наделено специальными полномочиями, в том числе в пределах своей компетенции осуществляет функции по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий, ведет государственные кадастры особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения; ведет Красную книгу Алтайского края; организует проведение экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществляет экологическую паспортизацию территории; организует подготовку материалов для внесения сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения в государственный кадастр недвижимости; участвует в согласовании определения местоположения и границ особо охраняемых природных территорий местного значения (п.2.1.1).
Из письма Минприроды Алтайского края от 15.12.2020 года (л.д.97-98 Т.1) следует, что в Министерство неоднократно поступали обращения по очистке спорного земельного участка от деревьев. Указано, что на территории Усть-Калманского и Краснощековского районов Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий Алтайского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 12.08.2013 № 418 предусмотрено создание орнитологического заказника «Северный фас Алтая». Земельный участок с кадастровым номером 22:54:020801:650 в проектируемых границах заказника не располагается. Также указано на необходимость проведения в весенне-летний период детального обследования земельного участка на предмет наличия мест произрастания и обитания объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Алтайского края и Красную книгу Российской Федерации. Сведений о проведении такого обследования Минприроды АК в весенне-летний период 2021 года суду не представлено.
Кроме того, в рамках производства по настоящему гражданскому делу, после проведенного исследования земельного участка ответчика, Минприроды Алтайского края также не указало на необходимость создания на спорном земельном участке какой-либо особо охраняемой природной территории, памятника природы, не направило специалиста в судебное заседание с целью разъяснить возможность создания такой территории, на сайта Минприроды Алтайского края такая информация также отсутствует.
Заявляя исковые требования, процессуальный истец просит суд запретить вырубку деревьев и кустарников (т.е. всех лесных насаждений), в том числе незапрещенных к вырубке, на всей территории земельного участка, площадью 110 га, сельскохозяйственного назначения, при этом не достаточно обосновал необходимость принятия такой исключительной меры, как запрет любой деятельности по вырубке любых лесных насаждений на неопределенный срок и не представил доказательства в обоснование заявленных требований.
При этом в силу части первой статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, именно на истце в данном случае лежала обязанность, с соответствии с вышеуказанными положениями по представлению доказательств не только виновного поведения ответчика, но и неустранимости выявленных недостатков, наличие которых создает угрозу причинения вреда.
Согласно части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд, в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ, принимает решение по заявленным истцом требованиям. В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ли ему свое нарушенное или оспариваемое право (часть 1 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении тех ответчиков и тех требований, которые указаны истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.
Суду предложено было процессуальному истцу уточнить заявленные требования, поскольку запрет вырубки на всей территории земельного участка площадью 110 га, в том числе, на территории, где не обнаружено мест обитания краснокнижных растений, не соответствует соблюдению баланса интересов сторон, отсутствие точных координат мест обнаружения краснокнижных растений и установление сроков запрета вырубки, сделает неисполнимым решение суда. Процессуальный истец в судебном заседании поддержал первоначально заявленные исковые требования.
Также при разрешении заявленных требований, судом не установлено, признаков неустранимости недостатков, наличие которых создает угрозу причинения вреда ответчиком.
Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красные книги субъектов Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения законодательством не установлен.
Приказом Минприроды России от 29.05.2017 года № 264 утверждены Особенности охраны в лесах редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красные книги субъектов Российской Федерации.
Так, в силу п.6 лица, использующие леса, при обнаружении редкого вида растения должны принять меры к тому, чтобы как сам экземпляр этого вида растения, так и место его обитания не пострадали при дальнейшей хозяйственной деятельности. Указанные меры могут содержать запрет рубок на определенных участках лесосеки, ограничения по сезонности заготовки древесины, ограничения на создание объектов лесной инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Лица, использующие леса, обязаны передавать сведения о выявленных местах обитания редких видов растений в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, для учета указанных мест в лесохозяйственных регламентах или выделения как особо защитных участков лесов при проведении лесоустройства (п.8).
Таким образом, деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, обязывает осуществляющих ее лиц соблюдать соответствующие обязательные требования, включая сохранение объектов растительного и животного мира.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сельхозтехника» о признании незаконными действий, возложении обязанности прекратить рубку деревьев и кустарников отказать.
Отменить обеспечительные меры по иску в виде запрета ответчику ООО «Сельхозтехника» на проведение работ по вырубке деревьев и кустарников на земельном участке с кадастровым номером № с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Усть-Калманский районный суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ж.В. Голованова
Мотивированное решение
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Судья Ж.В. Голованова