В окончательной форме решение суда принято 03 ноября 2021 года
Дело № 2а-3708/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 29 октября 2021 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Карташевского – Оболенского Константина Валерьевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ена Ольге Игоревне, с участием заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт – Петербургу о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л :
Карташевский – Оболенский К.В. обратился в суд с иском о признании незаконным отказа Государственного комитета по госрегистрации и кадастру Республики Крым от 07 июня 2021 года в государственной регистрации за ним права собственности на ? земельного участка по адресу: <адрес>, кад. №<номер>; возложении обязанности на Госкомитет зарегистрировать за ним право собственности на ? долю вышеуказанного земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 12.08.2008 года он является собственником ? доли жилого дома №<номер> по <адрес>. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 449,1 кв. метров, который предоставлялся застройщику указанного дома на основании договора о праве застройки от 15 сентября 1948 года и решения исполкома Ялтинского районного совета депутатов № 16 от 02.07.1946 года. В связи с приобретением права собственности на долю жилого дома, он обратился в Госкомитет с заявлением о регистрации права собственности на долю земельного участка, однако ему было отказано в связи с не предоставлением правоустанавливающего документа на земельный участок. Считает, что решение регистратора противоречит ст. 8-2 Закона Республики Крым № 38-ЗРК, Федеральному закону № 218ФЗ, а также нарушает его права собственника земли, в связи с чем подлежит признанию судом незаконным.
В судебное заседание стороны и представитель заинтересованного лица не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.
Представителем ответчика были представлены письменные возражения на иск, в которых указано, что заявителем не был предоставлен правоустанавливающий документ, подтверждающий возникновение у него права собственности на ? долю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Доказательств предоставления земельного участка на каком-либо праве прежнему собственнику домовладения, истцом представлено также не было, в связи с чем считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Представителем заинтересованного лица были представлены письменные пояснения на иск, из которых следует, что 24.02.2021 года государственным регистратором Управления была проведена лишь предварительная правовая экспертиза поступивших от истца документов, сформирован пакет документов и направлен для дальнейшего рассмотрения и принятия решения в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, поскольку все участники процесса надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, доказательств уважительной неявки суду не представили, дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчиков и заинтересованного лица.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 12.08.2008 года, Карташевский – Оболенский К.В. является собственником ? доли жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, сведения о регистрации права внесены в ЕГРН 09.11.2018 года.
24 февраля 2021 года истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлением о государственной регистрации права собственности на ? долю земельного участка площадью 499,1 кв. метров, кад. №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>
В качестве правоустанавливающих документов истцом были представлены:
- свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю дома №<номер> по <адрес> от 12.08.2008 года;
- технический паспорт на домовладение;
- справка, выданная 27.05.2010 года КП РЭО о том, что домовладение не состоит на их балансе и не является коммунальной собственностью Гурзуфского посСовета;
- выписка из ЕГРН в отношении жилого дома;
- справки ГУП РК «БТИ» от 05.02.2020 года, от 18.06.2020 года;
- договор о праве застройки от 15 сентября 1948 года, согласно которому Райкомхоз предоставляет ФИО-1 право застройки сроком на 65 лет, с 1 августа 1946 года по 1 августа 2011 год, участок земли в <адрес>, значащийся под №<номер> по <адрес>, общей площадью 499,1 кв. метров;
- выписка из протокола № 16 от 02 июля 1946 года об утверждении решения исполкома Гурзуфского посСовета о предоставлении ФИО-1 земельного участка под застройку по <адрес>.
Уведомлением государственного регистратора от 09 марта 2021 года осуществление действий по государственной регистрации права собственности на земельный участок было приостановлено на срок до 7 июня 2021 года на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального Закона № 218-ФЗ, в связи с не предоставлением правоустанавливающих документов на регистрируемый земельный участок.
30.03.2021 года заявителем было дополнительно представлены: информационное письмо от 10.03.2021 года и пояснительное письмо от 30.03.2021 года.
30.03.2021 года уведомлением регистратора истцу было сообщено о не устранении причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по госрегистрации и кадастру Республики Крым от 07.06.2021 года в государственной регистрации права долевой собственности на земельный участок с кад. номером 90:25:030104:2882 истцу было отказано в связи с истечением срока приостановления и не устранением указанных в уведомлении причин, а именно не предоставлением правоустанавливающего документа на земельный участок.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), в соответствии со ст. 1 которого Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с п. 1,2,4 ст. 14 Федерального Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 1,2,4 вышеуказанной статьи, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального Закона № 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (п. 5 ст. 18 Федерального Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального Закона № 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с п. 5 ст. 26 Федерального Закона № 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Закона).
Как установлено судом, для государственной регистрации права собственности на земельный участок истцом были представлены выписка из протокола об утверждении решения органа местного самоуправления и дубликат договора о праве застройки земельного участка, заключенного не с истцом, а с иным лицом, а также свидетельство о праве на наследство по закону, подтверждающие возникновение у истца права общей долевой собственности не на земельный участок, а на жилой дом.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии со ст. 12 указанного закона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст. 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В развитие вышеуказанных норм принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38 ЗРК), в пункте 1 ст. 2 которого закреплено, что право частной собственности на имущество, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признается правом частной собственности.
Пунктом 4 ст. 8 Закона № 38-ЗРК установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета Министров Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 11 августа 2014 года № 264 утвержден перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, в соответствии с которым документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, в том числе решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду) (п.п. 18).
При этом статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (пункт 3 ст. 3).
Пунктом 9.1 ст. 3 настоящего Федерального Закона установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
При этом статьей 49 Федерального Закона № 218- ФЗ установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется, в том числе на основании акта о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданного органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на указанный земельный участок.
Аналогичное правовое регулирование указанного вопроса закреплено в ст. 8-2 Закона Республики Крым № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в соответствии с которой основанием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, предоставленный ему до принятия Федерального конституционного закона для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения, является в том числе решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено; иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, изданного в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, кроме договора аренды, документа о передаче земельного участка во временное пользование.
Вместе с тем, истцом не было представлено регистратору документов, свидетельствующих о предоставлении ему ? доли земельного участка с кад. номером 90:25:030104:2882 для строительства и обслуживания жилого дома на праве пожизненного наследуемого владения либо о передаче этого участка ему в собственность, на основании которых за ним могло быть зарегистрировано право собственности на долю земельного участка.
Как следует из содержания исковых требований, истец считает, что имеет право на приобретение указанного имущества как наследник своего отца.
Вместе с тем, каких-либо документов, подтверждающих принадлежность его отцу на праве собственности ? доли земельного участка на момент открытия наследства, истцом также не представлено.
В силу п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства.
Из свидетельства о праве на наследство по закону от 12.08.2008 года следует, что наследодатель являлся собственником только ? доли жилого дома №<номер> по <адрес>. Свидетельство о праве на наследство по закону в отношении ? доли земельного участка, на котором расположен жилой дом, истцом ни суду, ни регистратору представлено не было.
Право собственности наследодателя на указанный объект недвижимости ранее зарегистрировано не было.
Таким образом, представленные истцом на государственную регистрацию документы не являются безусловным доказательством возникновения у истца права собственности на ? долю земельного участка, поскольку не подтверждают принадлежность наследодателю спорного имущества на праве собственности.
Документом, необходимым для осуществления государственной регистрации права на наследственное имущество является свидетельство о праве на наследство, которое истцом в регистрирующий орган не представлено, в связи с чем суд считает отказ в государственной регистрации права собственности правомерным, а исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении иска Карташевского – Оболенского Константина Валерьевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ена Ольге Игоревне о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова