Решение в окончательной форме изготовлено 17.06.2021 года
Дело № 2-1803/2021
УИД: 76RS0016-01-2020-005014-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2021 года г. Ярославль
Дзержинский районный суд г.Ярославля в составе судьи Корендясевой Н.О.
при секретаре Перфильевой Е.А.
с участием прокурора Никольской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) России по Ярославской области к Кучеру Дмитрию Алексеевичу, Кучер Ольге Валентиновне, Кучеру Алексею Владимировичу, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кучер Полины Алексеевны о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, встречному иску Кучер Ольги Валентиновны, Кучера Алексея Владимировича, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Главному управлению МЧС России по Ярославской области, МЧС России о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Главное управление МЧС России по <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО4, ФИО1, ФИО3, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, выселении, снятии с регистрационного учета.
В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что служебное жилое помещение было предоставлено ответчику ФИО3 на период службы в ГПС МЧС ГУ МЧС России по <адрес>. Приказом №-НС от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уволен со службы по п. 4 ст. 2 ст. 83 (по выслуге лет дающей право на пенсию) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы». В период прохождения службы ФИО3 на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлена служебная <адрес> общей площадью 81,2 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанной квартире зарегистрированы и проживают ФИО3, ФИО1 (жена), ФИО4 (сын), ФИО2 (несовершеннолетняя дочь). Жилое помещение находится в собственности Российской Федерации, передано на праве оперативного управления Главному управлению МЧС России по <адрес>. При увольнении со службы ответчик и члены его семьи обязаны освободить предоставленное им служебного жилого помещения и сдать его Главному управлению МЧС России по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков было направлено уведомление об освобождении жилого помещения в добровольном порядке, однако спорное жилое помещение не освобождено ответчиками.
ФИО4, ФИО1, ФИО3, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 обратились с иском к Главному управлению МЧС России по <адрес> о предоставлении жилого помещения исходя из нормы предоставления по договору социального найма. В обоснование требований ссылались на то, что между сторонами заключен договор найма служебного помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приказу ГУ МСЧ России по ЯО от ДД.ММ.ГГГГ №-НС ответчик уволен со службы в соответствии с п.4 ч.2 ст. 83 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № по выслуге лет. Согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по ЯО № является пенсионером, назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ (пожизненно). В силу ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений пенсионеры по старости. На сегодняшний день предоставленное по договору служебного найма жилое помещение для ответчика и его семьи является единственным жильем. Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии ГУ от ДД.ММ.ГГГГ № подполковник внутренней службы ФИО3 в составе семьи из 4 человек признан нуждающимся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. В силу п.2.1 ст. 15 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О статусе военнослужащих», обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; в силу п. 13 ст. 15 указанного ФЗ, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отдел по вопросам миграции (по обслуживанию <адрес>).
В судебном заседании представители истца Главного управления МЧС России по <адрес> на основании доверенностей ФИО7, ФИО8, ФИО9, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, отзывах, встречные исковые требования не признали, ссылались на то, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ(ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О статусе военнослужащих» не распространяет свое действие на сотрудников федеральной противопожарной службы, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О службе в ФПС ГПС и внесении изменений в отдельные законодательные акты»; истечение срока действия контракта или его расторжение является основанием для прекращения договора найма жилого помещения специализированного жилого фонда; оснований для применения к правоотношениям сторон положений ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности ФИО10, исковые требования ГУ МЧС России по <адрес> не признала, встречные исковые требования с учетом уточнений поддержала, ссылалась на то, что семья ответчика не может быть выселена без предоставления другого жилого помещения. Пояснила, что встречные требования о предоставлении жилого помещения исходя из нормы предоставления по договору социального найма заявлены в связи незаконным выселением ответчика ФИО3 и его семьи из жилого помещения, поскольку ФИО3 является пенсионером по старости, жилое помещение для ответчика и его семьи является на сегодняшний день единственным помещением, ответчик в 2010 года признан нуждающимся в жилом помещении.
Ответчики в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, направили в суд представителя.
Представители МЧС России, третьих лиц Отдела по вопросам миграции (по обслуживанию <адрес>) в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при данной явке.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования ГУ МЧС России по <адрес> подлежат удовлетворению, встречные исковые требования не подлежат удовлетворению, суд пришел к следующим выводам.
По делу установлено, что ФИО3 проходил службу в ГПС МЧС России ГУ МЧС России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Приказом №-НС от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уволен со службы по п. 4 ст. 2 ст. 83 (по выслуге лет дающей право на пенсию) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился с рапортом о постановке его на учет с целью обеспечения служебным жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ решением № жилищной комиссии ГУ МЧС России по <адрес> на основании п.2 ст. 99 главы 10 ЖК РФ приняты на учет и включены в список военнослужащих и сотрудников ФПС ГУ МЧС России по ЯО не имеющих жилья и нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями подполковника внутренней службы ФИО3, состав семьи 4 человека, с даты регистрации рапорта в Главном управлении, была распределена двухкомнатная служебная <адрес> доме по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ по решению жилищной комиссии ГУ МЧС России по <адрес>, истец и члены его семьи исключены из списков сотрудников ФПС ГУ МЧС России по <адрес>, не имеющих жилья и нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями в связи с распределением двухкомнатной служебной квартиры по адресу <адрес>, заключением договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Копии соответствующих решений (протоколов) жилищной комиссии ГУ МЧС России по <адрес>, рапорт о постановке на учет нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением, об исключении из списка нуждающихся в служебном жилье представлены в материалах дела.
Перечисленные выше доказательства свидетельствуют о том, что ФИО3 принимался на учет лиц, нуждающихся в предоставлении служебного (временного) жилья. Вопрос о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма жилищной комиссией ГУ МЧС России по <адрес> не рассматривался. С таким заявлением ФИО3 в жилищную комиссию не обращался.
По делу установлено, что ФИО3, его супруга ФИО1, сын ФИО4 несовершеннолетняя дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., постоянно проживают в квартире по адресу: <адрес>, пользуются жилым помещением на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с ГУ МЧС России по <адрес>, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения, актом приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из домовой книги.
Согласно свидетельства о государственной регистрации 76-АБ № от ДД.ММ.ГГГГ, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации, на основании свидетельства о государственной регистрации права 76- АБ № от ДД.ММ.ГГГГ передана на право оперативного управления ГУ МЧС России по ЯО.
ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением МЧС России по <адрес> и ФИО3 был заключен договор найма служебного жилого помещения за №.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ специализированный жилищный фонд представляет собой совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
Часть 2 статьи 92 ЖК РФ предусматривает, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с п. 13 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников ФПС ГПС, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений» истечение срока действия контракта или его расторжение, является основанием для прекращения договора найма жилого помещения специализированного жилого фонда.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № также утверждены правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил, специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания, с даты заключения служебного контракта, на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Согласно условиям договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, квартира предоставлена ФИО3 в связи с прохождением службы в ГПС МЧС ГУ МЧС России по <адрес>. Окончание срока службы является одним из оснований прекращения договора (п.п.2, 16, 18 договора).
В соответствии с п.п. 3 п. 18 договора от ДД.ММ.ГГГГ № найма служебного жилого помещения, договор прекращается в связи с окончанием срока службы. Согласно п.19 договора, в случае расторжения или прекращения договора в связи с окончанием срока службы, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО3 было направлено уведомление об освобождении жилого помещения в добровольном порядке, жилое помещение на момент рассмотрения дела не освобождено.
Рапорт о признании ФИО3 нуждающимся в служебном жилом помещении зарегистрирован в Главном управлении ДД.ММ.ГГГГ (данный факт подтверждает выписка из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления № от ДД.ММ.ГГГГ).
В ноябре 2011 года ФИО3 был снят с учета нуждающихся в служебном жилом помещении, в связи с распределением ему трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на период его службы, в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей, указанный факт также подтверждает выписка из протокола заседаний жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 2 статьи 103 ЖК РФ определены категории лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений.
Ответчики к данным категориям лиц не относятся. Доказательств, свидетельствующих об обратном, с их стороны суду не представлено.
Оснований для применения к правоотношениям сторон положений статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не имеется.
Согласно статье 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Вместе с тем, со стороны ответчиков суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что они соответствуют совокупности условий, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ, ст. 108 ЖК РСФСР, при которых не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья.
Согласно сведениям Главного управления ФИО3 не состоял на учете для предоставления единовременной социально выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Таким образом, право на предоставление единовременной социальной выплаты - отсутствует.
Отсутствие у ответчиков другого жилья, не исполнение МЧС России обязательства по предоставлению ответчикам единовременной социальной выплаты для приобретение или строительства жилья, сами по себе значения для разрешения спора не имеют, в силу перечисленных выше норм, в том числе положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ, Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не могут являться основанием для сохранением за ответчиками права пользования служебным жилым помещением.
При таких обстоятельствах дела на основании ч. 1 ст. 103 ЖК РФ, п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, принадлежавшее ответчикам ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО2 право пользования спорным жилым помещением по адресу: <адрес>, а также их регистрация по месту жительства по данному адресу подлежат прекращению в связи с расторжением договора найма служебного жилого помещения. Ответчиков следует выселить из квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Встречные требования ответчиков суд оставляет без удовлетворения по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Главного управления МЧС России по Ярославской области удовлетворить.
Признать Кучера Алексея Владимировича, Кучер Ольгу Валентиновну, Кучера Дмитрия Алексеевича, ФИО12 утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Выселить Кучера Алексея Владимировича, Кучер Ольгу Валентиновну, Кучера Дмитрия Алексеевича, ФИО13 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, снять их с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу.
В удовлетворении встречного иска Кучер Ольги Валентиновны, Кучера Алексея Владимировича, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кучер Полины Алексеевны к Главному управлению МЧС России по Ярославской области, МЧС России о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Н.О.Корендясева