к делу №2-470/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
"03" марта 2016 года город-курорт Анапа
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Аулова А.А.
при секретаре Засеевой О.В.
с участием: представителя истца Абубакаровой А.В., действующей на основании доверенности 23АА 000 от 26 декабря 2014 года,
представителя ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа Слановой А.В., действующей на основании доверенности 000 от 16 февраля 2016 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Слюсарева Ю.А., действующего в своих интересах и в интересах третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Слюсарева А.А. на основании доверенности 000 от 30 января 2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слюсарева А.В. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Слюсарев А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В судебном заседании представитель истца Абубакарова А.В. заявленные исковые требования поддержала и пояснила, что на основании договора 000, заключенного 12 января 2009 года между <данные изъяты> и Слюсаревым А.В., последнему на состав семьи предоставлено жилое помещение в общежитии, находящееся в государственной собственности на основании свидетельства о внесении в реестр федерального имущества от 01 ноября 2002 года 000, состоящее из одной комнаты, жилой площадью 18,4 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...) ком.000-б. С указанного времени он стал проживать в данном жилом помещении с членами своей семьи. В настоящее время указанное жилое помещение числится в реестре объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа.
В обоснование заявленных исковых требований представитель истца Абубакарова А.В. указывает, что Слюсарев А.В. обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о приватизации указанного жилого помещения, однако ему было отказано по тем основаниям, что жилое помещение, в котором расположена квартира, имеет статус общежития, следовательно, в силу закона данное помещение не подлежит приватизации, связи с чем администрация муниципального образования город-курорт Анапа не имеет правовых оснований для предоставления жилого помещения Слюсареву А.В. в собственность, в связи с чем он был вынужден обратиться в суд с настоящими исковыми требованиями и просит признать за ним право собственности на жилое помещение, общей площадью 18,8 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Анапский район(...) комната 000-б, в порядке приватизации.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа Сланова А.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных Слюсаревым А.В. исковых требований о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и пояснила, что здание общежития, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...) числится в реестре объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Слюсарев Ю.А., он же представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Слюсарева А.А. в судебном заседании заявленные Слюсаревым А.В. исковые требования поддержал и пояснил, что не возражает против признания за истцом Слюсаревым А.В. права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Краснодарский край, Анапский район(...). 000.
Заслушав представителя истца Абубакарову А.В., представителя ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа Сланову А.В., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Слюсарева Ю.А., действующего в своих интересах и в интересах третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Слюсарева А.А., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования, подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрена бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений - органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года № 6-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статье 19 (часть 2), положение части первой статьи 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 01 марта 2005 года.
В соответствии со статьей 19 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилищным фондом социального использования является совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно статьи 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся:1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации ", в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно разъяснений пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации ", решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона РФ от 23 декабря 1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидации не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
По смыслу статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации " право граждан на приобретение в порядке приватизации в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не может быть ограничено по мотивам нерешенности вопроса о передаче на балансовую принадлежность, возведенного на государственные средства жилья; право гражданина на приватизацию жилого помещения, при наличии независящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению процедуры приватизации, может быть реализовано им путем обращения в суд в порядке статьи 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации ".
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Как следует из материалов дела, 12 января 2009 года между <данные изъяты> и Слюсаревым А.В. был заключен договор 000 найма жилого помещения в общежитии, согласно которого Слюсареву А.В. и членам его семьи предоставлено в пользование жилое помещение - комната, жилой площадью 18,4 кв.м., расположенная по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...)
Согласно паспорта <данные изъяты> серия 000, выданного 15 июля 2013 года Отделом УФМС России по Краснодарскому краю в городе-курорте Анапа, Слюсарев А.В. значится зарегистрированным с 04 декабря 2001 года по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...)
Согласно справки №532 от 26 октября 2015 года, выданной <данные изъяты> Слюсарев А.В. проживает по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с(...) задолженность по оплате коммунальных услуг не имеет.
Согласно выписки из реестра объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа от 03 марта 2015 года здание общежития, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...) в реестре объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа под номером 000 на основании приказа Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа №42 от 17 февраля 2015 года и передаточного акта объектов недвижимого имущества от 13 февраля 2015 года.
Согласно технического паспорта жилого помещения по состоянию на 29 января 2016 года общая площадь комнаты 000 распложенной по адресу: Краснодарский край, Анапский район(...), составляет 18,8 кв.м.
Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...) комната 000-б, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, что подтверждается уведомлением Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 000 от 24 февраля 2016 года.
Из положений статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договором социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Таким образом, поскольку здание общежития принято в муниципальную собственность, то есть в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус данного дома как общежития утрачен, истец Слюсарев А.В. вселен в жилое помещение на законных основаниях, проживает в указанном жилом помещении с 2009 года на основании договора найма жилого помещения, в связи с чем истец Слюсарев А.В. вправе приобрести занимаемое им по договору найма жилое помещение, расположенное по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...) в собственность в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Слюсарева А.В. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за Слюсаревым А.В. право собственности на жилое помещение, общей площадью 18,8 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...)
Решение является основанием для государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и для аннулирования предыдущих записей о праве в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Анапский районный суд.
Председательствующий: