Решение по делу № 2-264/2020 от 21.10.2019

Дело № 2-264 /20                     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург                      15 июля 2020 года        

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Воробьевой И.А.

при секретаре Кожушко А.А.

с участием прокурора Лундиной О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кронштадского района Санкт-Петербурга в интересах ФИО5 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, обязании обеспечить лекарственным препаратом, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кронштадского района Санкт-Петербурга обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО5 к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга о взыскании с ответчика расходов на приобретение лекарственных препаратов на сумму 29329 рублей.

В обоснование заявленного иска прокурор указал, что истец страдает заболеванием: <данные изъяты> Ему по медицинским показаниям необходимо использование препарата Тикагрелор (Брилинта) 90 мг, два раза в день ежедневно в течение 1 года (до 27 января 2020 г.). ФИО5. были выписаны рецепты от 08 апреля 2019 года № 4019 серия 4107401452740139 и 26 июня 2019 года № 4019 серия 4107401452740290 сроком действия 90 дней на 56 штук каждый. Однако данные рецепты истец отоварить не смог, в связи отсутствие лекарства в аптечной сети АО «Петербургские аптеки»., в связи с чем данные рецепты были поставлены на отсроченное обслуживание. Прокурор указал, что обеспечение лекарствами в течение 10 рабочих дней произведено не было и истец был вынужден купить указанный лекарственный препарат за собственный счет, поскольку использование этого лекарства ему необходимо по жизненным показаниям.

Прокурор указал, что Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения и обладает полномочиями по организации медицинской помощи, предусмотренной законами Санкт-Петербурга, для определенных категорий граждан, создает условия для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан, организует обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

К участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга.

Прокурор в судебное заседание явился, требования иска поддержал, просил удовлетворить.

Истец в суд ее явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, иск не признал, поддержал письменные возражения на иск.

Третье лицо- Комитетов финансов Правительства Санкт-Петербурга извещено надлежащим образом, в суд представителя не направил, представил письменные возражения, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что требования искового заявления подлежат частичному удовлетворению. При этом суд учитывая принцип единообразия судебной практики, принимает во внимание состоявшиеся судебные акты по аналогичным делам (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.01.2019 N 33-478/2019 по делу N 2-1368/2018; апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 10.05.2018 по делу N 33-2705/2018; апелляционное определение Московского городского суда от 22.11.2017 по делу N 33-47850/2017 и др.).
В соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.

В соответствие со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 10.10.2005 № 478 -73 «О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий граждан » лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перечень которых утвержден федеральным законодательством, отпускаются бесплатно по рецептам, выписанным врачами при амбулаторном лечении.

В соответствие с «Положением о Комитете по здравоохранению», утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 г. № 1673, Комитет в порядке предусмотренном федеральным законодательством организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, организует обеспечение населения закупленными по государственными контрактам лекарственными средствами.

Таким образом, обеспечение гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации – Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.

Согласно п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 (ред. от 01.03.2012) в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Согласно п. 6 «Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность», утвержденных Приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание):

рецепт с пометкой "statim" (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;

рецепт с пометкой "cito" (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;

рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.

В настоящем случае установлено, что истец страдает заболеваниями: <данные изъяты>. Ему по медицинским показаниям необходимо использование препарата Тикагрелор (Брилинта) 90 мг, два раза в день ежедневно в течение 1 года (до 27 января 2020 г.). Сычеву С.Г. были выписаны рецепты от 08 апреля 2019 года № 4019 серия 4107401452740139 и 26 июня 2019 года № 4019 серия 4107401452740290 сроком действия 90 дней на 56 штук каждый. Однако данные рецепты истец отоварить не смог, в связи отсутствие лекарства в аптечной сети АО «Петербургские аптеки», в связи с чем данные рецепты были поставлены на отсроченное обслуживание. Обеспечение лекарствами в течение в течение указанных сроков произведено не было и истец был вынужден купить указанный лекарственный препарат за собственный счет, поскольку использование этого лекарства ему необходимо по жизненным показаниям.

Суд, анализируя представленные доказательства в совокупности, полагает, что Комитетом по здравоохранению не представлено достаточных доказательств того, что административным ответчиком были предприняты все необходимые меры к организации своевременного обеспечения граждан (в том числе и истца) указанным лекарственным средством. Именно образовавшийся дефицит, по мнению суда, привел к тому, что указанный лекарственный препарат приобретался истцом на коммерческой основе и за свой счет.

Суд критически относится к доводу представителя ответчика о том, что «взыскание денежных средств, потраченных самим истцом в период отсутствия льготного обеспечения, приведет к неосновательному обогащению истца», поскольку, как указал Комитет, « ФИО5 был впоследствии уже обеспечен этим же лекарством». При этом, суд учитывает, что ответчик не отрицает тот факт, что спорный препарат был необходим истцу по жизненным показаниям, отсутствие данного препарат могло поставить истца в опасность, осложнить течение его заболевания и, поэтому, истец не имел возможности отказаться от приема данного препарата (а соответственно, и от его покупки). В связи с этим суд полагает, что приобретение данного препарата истцом на коммерческой основе (в период отсутствия льготного обеспечения) являлось вынужденной мерой. По мнению суда, противоположная позиция фактически обесценит установленную государством гарантию на обеспечение лекарственными препаратами на льготной основе, поскольку предоставление лекарств должно быть своевременным и полным.

Суд, оценивая представленные доказательства и учитывая компетенцию Комитета по здравоохранения СПб, полагает, что, поскольку обеспечение необходимыми медицинскими изделиями гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, не было проведено своевременно, то понесенные истцом материальные затраты полежат возложению на Комитет.

В подтверждение заявленных требований прокурором в интересах истца представлены чеки на приобретение указанного препарата Тикагрелор (Брилинта) 90 мг:

-30 апреля 2019 года- на сумму 5373 рублей в количестве 56 штук,

-25 мая 2019 года- на сумму 5264 рублей в количестве 56 штук,

-26 июля 2019 года- на сумму 5417 рублей в количестве 56 штук,

-26 августа 2019 года- на сумму 5329 рублей в количестве 56 штук,

-18 сентября 2019 года- на сумму 3973 рублей в количестве 56 штук,

-18 сентября 2019 года- на сумму 3973 рублей в количестве 56 штук,

-19 ноября2019 года- на сумму 4450 рублей в количестве 56 штук,

Итого на сумму 33779 рублей в количестве 392 штуки.

Суд полагает, что возмещение денежных средств, потраченных истцом на приобретение выше указанного лекарства возможно в пределах количества лекарственного препарата, указанного в рецептах, в пределах 112 штук. При этом, к рецепту от 08 апреля 2019 года относится первое приобретение истцом данного лекарства 30 апреля 2019 года на сумму 5373 рубля в количестве 56 шт., а к рецепту от 26 июня 2019 года - приобретение лекарства по чеку от 26 июля 2019 года на сумму 5417 рублей в количестве 56 шт. То есть общая сумма денежных средств, затраченная истцом на обеспечение лекарств по указанным выписанным рецептам составляет 10790 рублей. Остальные лекарственные препараты истец покупал по своей инициативе, в выписанные рецепты эти препараты не входят, в связи с чем возмещению не подлежат.

Таким образом, иск в данной части подлежит частичному удовлетворению.

С учетом того, что впоследствии рецепт от 08 апреля 2019 года был отоварен 30 мая 2019 года, а рецепт от 26 июня 2019 года- 26 ноября 2019 года, оснований обязать обеспечить истца по данным рецептам на будущее время не имеется. В данной части требований иска должно быть отказано.

Статьей 151 РФ предусматривается право гражданина на компенсацию морального вреда в случае, если имеет место нарушение неимущественных прав или нематериальных благ, к которым, несомненно, относится здоровье гражданина.

Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются, в частности, нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.).

Суд полагает, что отсутствие обеспечения указанными лекарствами является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Комитета по организации лекарственными препаратами, в связи с чем жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность. Отсутствие своевременного гарантированного обеспечения лекарствами не могло не причинять истцу нравственные страдания. Таким образом, суд полагает, что в данном случае имел место моральный вред, который должен быть компенсирован истцу за счет ответчика. Суд, учитывая степень вины ответчика, размер средств потраченных истцом на приобретение лекарств, считает возможным установить размер компенсации морального вреда в сумме 3000 рублей. Размер, указанный в исковом заявлении, суд находит завышенным. В данной части иска требования подлежат частичному удовлетворению.

Таким образом, общая сумма взыскания составляет 13 790 рублей ( 10790+3000). В остальной части требований иска надлежит отказать.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 197- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать в пользу ФИО5 с Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга денежную сумму средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, в размере 10 790 рублей, компенсацию морального вреда- 3000 рублей, а всего - 13 790 рублей. В остальной части требований иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд.

Судья:    

2-264/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сычев Сергей Георгиевич
Прокурор Кронштадтского района г.Санкт-Петербурга
Ответчики
Комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга
Другие
Комитет Финансов СПб
ОАО Петербургские аптеки
Суд
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Воробьева И. А.
Дело на сайте суда
kbs.spb.sudrf.ru
21.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2019Передача материалов судье
25.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2019Судебное заседание
12.12.2019Судебное заседание
16.01.2020Судебное заседание
19.02.2020Судебное заседание
26.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
13.05.2020Судебное заседание
10.06.2020Судебное заседание
15.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2020Дело оформлено
15.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее